Праведный Авраам |
Память 9 октября и в Неделю праотец
Родился в Уре Халдейском (нижняя Месопотамия), сын Фарры (Быт 11, 26), родословие его восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), при рождении назван Аврамом. С него начинается новый этап "священной истории" послепотопного времени, который противопоставляется прежнему ходу домостроительства Божия (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2).
Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Аврама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт. 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках Аврама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными историческими личностями. Археологические находки (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религиозные представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половины II тысячел. до Р.Х.; Авраам жил прим. с 2000 до 1800 г. до н.э.
У Аврама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена Аврама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей (Быт 11:29 и след.), была его сводной сестрой (Быт 20:12).
Призвание Божие и переселение в Ханаан
Путешествие Авраама |
Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он отправился в землю Ханаан (Быт 11, 31). На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Здесь умер Фарра (Быт 11, 32), который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2).
По смерти отца (Деян 7:4) 75-летний Аврам был призван Господом идти дальше. Призывая Аврама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем - "все племена земные" (Быт 12:3). Вероятно, Аврам следовал из Харрана через Дамаск (примечатательно, что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За исключением Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура.
В Ханаане Аврам дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины (Быт 12:6). Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Авраму эту землю (Быт 12, 7). Аврам находился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. Он отправляется в местность, расположенную между Вефилем и Гай, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет.
В местах явления Господа Аврам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями - в Сихеме (Быт 12, 7, в Вефиле Быт 12, 8 и позднее - в дубраве Мамре близ Хеврона) Быт 13, 8.
Переход в Египет и возвращение в Ханаан
Авраам и Лот |
Между пастухами Аврама и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, которые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, Аврам же оставил за собой землю Ханаанскую. После этого Господь повторил обетование отдать Авраму и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство Аврама как «песок земной» (Быт 13, 14-17). Аврам расположился на жительство у дубравы Мамре в Хевроне (Быт. 13:18) и заключил союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13).
Во главе вооруженного отряда Аврам нанес поражение эламскому царю и его союзникам, напавшим на царей долины Сиддим и захватившим его племянника Лота (Быт 14, 13-16). В этом рассказе об Авраме впервые в Ветхом Завете появляется слово «еврей» (Быт 14, 30). По возвращении с войны произошла встреча Аврама и Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Авраму хлеб и вино и благословил его, Аврам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14, 17-24).
Обетование о наследние и заключение завета
Бездетному, состарившемуся Авраму, готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, которое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт 15, 5). Аврам поверил в это обетование, и Господь вменил это ему в праведность.
Господь заключил с Аврамом завет, который сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из египетского рабства, и определил границы будущего израильского государства - «от реки Египетской до великой реки Евфрата...» (Быт 15, 7-21).
Рождение Измаила
Авраама в Ханаане |
Повторение завета, изменение имени, установление обрезания и обещание рождения сына от Сарры
Через 13 лет Господь вновь явился Авраму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17, 1). Он заключил с Аврамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Аврама и его потомкам, рожденным от Сары (Быт 17, 8).
Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов - Быт 17, 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21).
Явление трех странников. Переселение в Герар
Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33).
Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама Лот был спасен (Быт 19). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом. Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Обманутый Авимелех взял Сарру от мужа, но, получив во сне откровение, устрашился, отпустил ее с богатыми дарами и позволил Аврааму жить на своей земле, где тот пожелает (Быт 20). По молитве Авраама, Бог исцелил Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать (Быт 20:17-18). Впоследствии в Вирсавии ("колодец клятвы") Авраам и Авимелех заключили союз (Быт 21:22-32). Авраам еще долгое время оставался в этих местах (Быт 21:33-34).
Рождение Исаака
Авраам приносит в жертву Исаака, Е. Рейтен, 1849 г. |
Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: "Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения" (Быт 22, 2). Авраам повиновался, в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19), но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). После этого Авраам вернулся в Вирсавию и жил там (Быт 22:19).
Смерть Сарры. Женитьба Исаака
Сарра умерла в возрасте 127 лет в Хевроне (Быт. 23:1-2). Авраам купил у Ефрона хеттеянина поле Ефроново и пещеру Махпелу и похоронил ее там. Описание этого события напоминает по форме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой. Этот участок был единственной земельной собственностью, приобретенной Авраамом. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, полученной во владение праотцем израильтян.
После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба, вероятно, Елиезера, в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Слуга нашел в городе Нахора (Быт 24:10), расположенном вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой.
Женитьба на Хеттуре и кончина Авраама
Авраам пережил Сарру на 38 лет. Он женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха (Быт 25, 1-4). Были у Авраама сыновья и от наложниц, он отослал их с подарками на восток (Быт 25:6).
Умер Авраам в возрасте 175 лет, "в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]" и был погребен Исааком и Измаилом в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10).
У Авраама было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23, 27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к "князю Божию" (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22-32). Учитывая происхождение и богатство Авраама, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена Авраама. Не исключено, что письменные свидетельства людей из окружения Авраама могли стать источником для книги Бытия.
Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51, 2), напоминает о любви Бога к Аврааму (Авраам - «друг Божий»: 2 Пар 20, 7; ср. Ис 41, 8 [1]) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству Авраама землю (Исх 32, 13; Исх 33, 1; Втор 1, 8; Втор 6, 10; Втор. 7, 2 и др.), об избрании Авраама (Неем. 9, 7-8). Для эллинизированных иудеев Авраам остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44, 20; 1 Мак 2, 52; Юб 6. 19; 4 Мак 16, 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10, 5; 4 Мак 16, 20; Philo. De Abrahamo. 52-54).
Значение Авраама в свете Нового Завета
В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф 8, 11; Мк 12, 26; Лк 16, 22-24; Лк 19, 9 ]]; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк 1, 55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк 13, 16; Лк 16, 24; Лк. 19, 9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8, 33; Мф 3, 9; Лк 3, 8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин 8, 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин 8, 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама.
Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3, 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф 1, 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф 1, 1), на котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9, 7; Рим. 11, 1; 2 Кор 11, 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9, 7-9; Гал 4, 22-31), т. е. за теми, кто принял веру.
Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам - прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4, 13-15). Согласно Гал 3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3, 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Гал 3, 29).
Подчеркивается спасительное преимущество обетования Авраама перед Законом Моисея (Гал 3. 17-18), ибо обетование Авраама рассматривается как «завет о Христе», а под «семенем» ап. Павел понимает Самого Христа (Гал 3. 16), но тем самым и всех верующих во Христа, являющихся членами единого Тела Христова(1 Кор 6. 15; 12. 27). Иак 2. 21-24 называет Авраама, получившего оправдание по его делам, образцом покорности воле Бога [2].
Значение Авраама в христианском богословии
В последующей христианской традиции идеи новозаветного богословия нашли свое развитие: ветхозаветные патриархи познали тайну Закона, заключающуюся в том, что обетование Авраама исполнилось во Христе [3], и христиане т. о. вправе называть Авраама своим отцом, а себя - избранным народом [4].
Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видят в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства. Вера в то, что в событиях жизни патриархов предвещалось буд. таинство Христово, выражена и в богослужебных песнопениях: "Во отцех Боже предвозгласил еси таинственно хотящее быти на земли Бого явление таинственне, превечнаго Сына Твоего от Девы, во Аврааме, Исааке и Иакове, Иуде и прочих, Иессеи и Давиде, и пророцех всех, Духом предвозвещая в Вифлееме Христа явльшася, сущыя в мире вся взывающа" [5]. По мнению церковных писателей, Бог призвал Авраама благодаря его личному благочестию, засвидетельствованному прежде в борьбе с халдейским идолопоклонством [6], Авраам при этом должен был стать охранителем и учителем веры и нравственности среди окружающих язычников [7].
Завет с Авраамом не исключал прежних заветов с родом человеческим, и язычники, т. о., не были лишены участия в завете Божием [8]. Обетование об умножении потомства и благословении всех племен земных (Быт 12) относится ко всему человечеству, на которое через Потомка патриархов должно снизойти благословение Божие [9].
Переселение Авраама, Й. Мольнар, 1850 г. |
В 318 домочадцах Авраама (Быт 14, 14) святые отцы - составители богослужебного чина Православной Церкви усматривали прообраз числа участников I Вселенского Собора - указанный отрывок читается в день памяти Собора [13].
В хлебе и вине, поднесенных Мелхиседеком Аврааму (Быт 14), многие видели прообраз Евхаристии[14].
В согласии с учением ап. Павла святые отцы в своих комментариях к Посланию к Римлянам понимают веру Авраама как прообраз новозаветной веры в искупительное событие спасения во Христе (Рим 4, 22-25). В богослужении Господь Иисус Христос, как потомок Авраама по плоти, сопоставляется с христианами как потомками Авраама по вере "Христа родив по плоти, верою родоначальниче отче Аврааме, явился еси языков духом отец яве" [15].
Оправдание (необрезанного) Авраама верою остается постоянным аргументом в полемике с иудеями с целью доказать превосходство христианской веры над обрядовым законом Моисея [16].
В назидательной проповеди вера Авраама, его покорность Богу и готовность пройти испытание веры остаются образцом для подражания [17].
Прообраз новозаветного таинства Крещения усматривался некоторыми толкователями в обрезании Авраама [18].
В явлении Аврааму трех странников (Быт 18) многие видели тайну откровения всей Св. Троицы в Ветхом Завете [19]; «Видите ли... Авраам встречает трех, а поклоняется единому?.. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедовал Единого Бога в трех Лицах» [20]; такое понимание этого события отразилось и в православных богослужебных текстах: "Видел еси, яко же есть мощно человеку видети Троицу, и Тою угостил еси яко друг присный преблаженне Аврааме: темже мзду приял еси страннаго гощения, еже быти тебе безчисленных языков отцу верою" [21], "Древле приемлет Божество едино триипостасное священный Авраам" [22].
Авраам и три ангела, Гюстав Доре, 1852 г. |
Преимущественно западные отцы видели в трех странниках явление ангелов, в которых присутствовал и был познан Бог, как в своих пророках [25], некоторые богослужебные тексты Православной Церкви поддерживают это толкование "дуба мамврийскаго учредив [26] патриарх Ангелы, наследствова по старости обетования ловитву" [27], "ко страннолюбивии древле Авраам боговидец, и Лот славный, учредиша Ангелы, и обретоша общение со Ангелы, зовуще: свят, свят, свят еси Боже отец наших" [28].
Прообразовательный смысл усматривался в сцене приношения в жертву Исаака (Быт 22). Уже для св. Мелитона Сардийского[29] овен прообразует Христа, освобожденный от цепей Исаак - искупленное человечество. Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский[30] сравнивает Авраама, готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, который посылает Христа для искупления человечества. Это толкование Исаака как прообраза Христа становится общим мнением отцов [31].
По мнению святых отцов, Сам Господь засвидетельствовал прообразовательное значение жертвоприношения Исаака в отношении к голгофской Жертве, когда сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8. 5-6) [32]. О прообразовательном значении этой жертвы свидетельствуют песнопения православного богослужения: "Авраам убо иногда сына жряше, заклание предвоображая вся Содержащаго, и ныне в вертепе тщащагося родитися" [33], "Твое заколение предъизобразуя Авраам Христе, егоже роди сына, на горе повинуяся Тебе Владыко, якоже овча, взыти пожрети хотяй верою: но возвратися радуюся с ним, и славя и превознося Тя избавителя мира" [34], "Образ Христовы страсти был еси яве Исааче, возводимь отчим благопокорением еже закалатися" [35].
Жертва Авраама часто трактуется как прообраз Агари в анафорах Евхаристической жертвы Литургий Востока и Запада - напр., Литургии ап. Марка [36], римской мессе [37].
В христианских евхологических и гимнографических текстах встречается образ «лона», или «недр», Авраама как синоним рая (ср. Мф 8. 11; Лк 16. 22-26): «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…» [38], "Сладок рай: Авраамова бо недра патриарха греют вас в селех вечных, мученицы четыредесяте" [39] и др.
Имя Авраама часто употребляется в иудейских и христианских молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.) ср. начало молитвы Манассии "Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов и Исааков и Ияковль, и семене их праведнаго" [40].
Библейская критика
Переселение Авраама, Гюстав Доре, 1865 г. |
Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах [41].
У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов. В пользу историчности Авраама говорит то, что имя Авраам не вымышленное имя мифического персонажа и не эпоним этнической группы, но встречающееся и в др. внебиблейских источниках личное имя [42]. Имя Аврам (от Быт 11, 26 до Быт 17, 5), вероятно, краткая форма имени Авирам (евр. , - [мой] отец высок, возвышен) и встречается в 3 Цар 16, 34, по своему значению, возможно, является теофорным эпитетом, подчеркивающим величие Господа.
Имя Авраам - диалектный вариант к Аврам, который встречается в егип. текстах XVIII в. до Р. Х. в форме Aburahana. Имя Авраам сравнивали с аккад. личными именами: напр., Aba(m) rama (времен первой вавилонской династии) или ассир. Aba-rama (люби отца; VII в. до Р. Х.) - имя невестки царя Синахериба. Согласно У. Олбрайту [43], значение имени Авраама - «он велик в том, что касается его отца» (т. е. имя указывает на знатное происхождение его носителя). Теофорное значение западносемит. имени А. подчеркивал М. [44]: «[мой] Отец (т. е. Бог покровитель) возвышен».
Исторический анализ библейских рассказов о религии ветхозаветных патриархов (с привлечением археологического и эпиграфического материала) показал, что библейские сообщения о ней отражают древнейшую догосударственную традицию Израиля и, след., в случае ветхозаветных патриархов речь идет о реальных исторических личностях, независимо от того, как конкретные историки представляют себе их образ и связь с последующей историей Израиля.
Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени [45] и т. о. подтверждают сообщения Библии [46].
Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х.[47]; между XX и XVI вв. [48]; XIX/XVIII в. [49].
Иконография
Сюжет жертвоприношения Авраама (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб [50], рельефах саркофагов, украшает евхаристические сосуды. Иногда Авраам изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер [51]), но обычно Авраам - муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми).
Среди вариантов изображения жертвоприношения Авраама чаще всего встречается композиция, где Авраам левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке - занесенный нож; слева от Авраама у дерева - овен, в небесном сегменте - десница Божия. Иногда позади Авраама изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) - ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве.
С IX в. Авраам начинает изображаться с нимбом [52]. Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. [53]); фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313 г.).
С XII в. Авраам, как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения Авраама в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. [54]); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.).
Авраам и три ангела, 16 в., Афины, Музей Бенаки |
Наряду с ветхозаветными сценами в визант. искусстве разрабатывается иконография, основанная на евангельской притче о богаче и бедном Лазаре (Лк 16, 22), получившая название «Лоно Авраамово». Самое раннее из известных изображений - миниатюра Гомилий Григория Назианзина (880-882 гг. [57]), где сидящий на престоле Авраам держит на коленях фигурку Лазаря, символизирующую его душу. В Псалтири Барберини (1092 г. [58]) А. с фигуркой в руках сидит под деревьями. В иллюстрациях Псалтирей встречаются многочисленные изображения Авраама, иллюстрирующие различные тексты о праведниках, рае, праведной жертве. Композиция «Лоно Авраамово», символизирующая рай, входит как один из элементов в цикл «Страшного Суда» (Евангелие. XI в. [59]). Вместе с Авраамом в раю изображаются сидящие на престоле ветхозаветные патриархи Исаак и Иаков, за пазухами которых находятся детские фигурки - души праведных (напр., фрески Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). В XVI в. в рус. храмовых росписях «Лоно Авраамово» помещается в диаконнике (Архангельский собор Московского Кремля, ц. Св. Троицы в Вязёмах), что связано с традицией совершения здесь заупокойных служб (Стоглав. Гл. 13). В палеологовском искусстве изображение Авраама в числе ветхозаветных праведников встречается в храмовых росписях монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг., ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-е гг. XIVв.
Авраам в иудаизме
Как в дохристианской еврейской традиции, так и в более поздней подчеркивается исключительное достоинство Авраама среди праотцев.
Один из наиболее ярких примеров этому - в трактате Бамидбар Рабба 2, где появление Авраама «после двадцати поколений, от которых не было никакой пользы», сравнивается с тем, как на пути странника в пустыне встречается плодоносное и раскидистое дерево с источником. Здесь же отмечены и основные заслуги Авраама, которые практически очерчивают всю тематику аггадических повествований об Аврааме: Авраам самоотверженно служил Господу (выдержал испытание, будучи брошен в огненную печь); отличался особым гостеприимством (содержал гостиницу, где давал пропитание всякому путнику); Авраам - наставник истинной веры («приводил людей под крылья Шехины»); возвещал славу Господа всему миру. Сообщается, что Авраам вырос среди идолопоклонников (на основании Нав 24, 2).
Его отец Фарра зарабатывал на жизнь изготовлением и продажей идолов [60]. Созерцая земные и небесные явления, смену светил, Авраам самостоятельно пришел к пониманию истинного, Единого Бога, Творца и Управителя вселенной. В видении Бог Сам открыл Себя новообращенному Аврааму [61].
Придя к истинной вере, Авраам стал проповедовать Единого Бога и бороться с идолослужением. Поначалу он пытался убедить отца, братьев и покупателей идолов в бессмысленности поклонения им, затем разбил и сжег изготовленные отцом идолы [62]. За это он был схвачен [63], из которой его спас Сам Бог. Испытание огнем - одно из 10 испытаний (бесплодие Сары, война с царями, обрезание, жертвоприношение Исаака и др.), выпавших на долю Авраама [64].
Особая праведность Авраама заключалась в том, что он соблюдал все заповеди и установления Торы еще до того, как они были даны на горе Синай [65]. При обращении Авраама получил от Бога кн. Закона [66] и установил порядок произнесения утренней молитвы и некоторые правила [67]. Особая близость Авраама к Богу («друг Божий» [68]) отражена и в том, что он - Его «первый пророк» [69].
В апокалиптической литературе рассказывается о том, что Авраам довелось увидеть многие тайны, в т.ч. и загробные. Ангел Божий Агари научает Аврааму ивриту, чтобы тот мог разгадать секреты всех древних книг [70].
Иосиф Флавий и др. указывают на широту и разнообразие познаний Авраама: он сведущ в астрономии и арифметике [71]; Аврааму приписывается авторство «Книги Творения», возможно, на основании Берешит Рабба 43 : 7, где говорится, что Авраам благословляется так, «будто участвовал со Мной в творении мира».
Авраам - первый прозелит и прототип всех прозелитов [72], лично обративший многих к истинной вере [73].
В День искупления (Йом-Киппур) Бог смотрит на кровь обрезания Авраама, ради которой Он прощает грехи [74]. Авраам и праотцы считались гарантами спасения их потомков, т. к. Бог заключил с Авраамом завет, который будет существовать вечно [75], поэтому в конце времен Он дарует Израилю спасение [76].
Не только завет с Авраамом, но и его праведность считается гарантией спасения его потомков [77]. Благодаря заслугам Авраама Израиль существует перед Богом [78], искупляются грехи Израиля [79].
Авраам в исламской традиции
Арабы, как и евреи, считают Авраама родоначальником их народа. Предания об Аврааме были распространены среди арабов задолго до проповеди Мухаммеда. В мусульманской традиции он именуется «халил Аллах» (друг Бога), «имам» (предводитель), «ханиф» (исповедующий единобожие).
Коран говорит об особом к нему благоволении Аллаха: «Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем, он, конечно, среди праведников» (Коран 2. 124). Мусульмане считают его вместе с Исмаилом строителем их главной святыни - Каабы [80].
Авраам считается учредителем хаджа. Центральное место в исламской традиции занимает представление о «религии Авраама» (Миллат Ибрахим), собственно наименование Ислама. Согласно этому представлению, Авраам исповедовал первоначальную, наиболее чистую форму единобожия (Коран III 58, 60-61). Последующие пророки появились именно для того, чтобы исправить те искажения, которые привнесли люди в религию.
Именно первоначальную религию Авраама возрождал Мухаммед, т.о., «религия Авраама», с т. зр. мусульман, явилась источником трех богооткровенных религий: иудаизма, Христианства и ислама.
Литература
- Origenes. Homiliae in Genesim 3-11 // GCS Origenes. Bd. 6. S. 39-100;
- Григорий Богослов, св. Слово о Боге Сыне // Творения. Ч. 3. М., 1843;
- Григорий Нисский, св. О Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму // Творения. Ч. 4. М., 1862;
- Ambrosius Mediolanensis. In epistula ad Rom. Cap. 4 // PL. 17. Col. 91;
- Prudentius. Psychomachia. Praefatio // PL. 60. Col. 11-20; Vita Barlaam et Joasaph // PG. 96. Col. 909;
- Petrus Comestor. Historia Scholastica // PL. 198. Col. 1091-1109;
- Щеглов Д. Призвание Авраама и историческое значение этого события. К., 1874;
- Протопопов В. Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей церкви. Каз., 1897. С. 71-88;
- Александров Н., свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям св. отцов и других писателей. Каз., 1901. С. 14-146;
- Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 85-150;
- Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет. СПб., 1889, 1998р. Т. 1. С. 231-351;
- Зыков В. И., свящ. Библейский патриарх Авраам: библ.-ист. апологет. очерк. Пг., 1914;
- Noth M. Die israelitischen Personnennamen im Rahmen der gemeinsemitischen Namengebung. B., 1928;
- Jeremias J. Abraam // ThWNT. Bd. 1. S. 7-9;
- Wooley L. Abraham: Recent Discoveries and Hebrew Origins. L., 1935;
- Albright W. F. The Names Shaddai and Abram // JBL. 1935. Vol. 54. P. 173-204;
- ibid. Abram the Hebrew: A New Archeological Interpretation // BASOR. 1961. Vol. 163. S. 36-54;
- Lerch D. Isaaks Opferung christlich gedeutet: Eine auslegungsgesch. Untersuchung. B., 1950. (BHTh; 12);
- Glueck N. The Age of Abraham in the Negeb // BA. 1955. Vol. 18. P. 1-9;
- Bright J. The History of Israel. L., 1960;
- Vaux R. de. Die hebräischen Patriarchen und die modernen Entdeckungen. Münch., 1961;
- ibid. Histoire ancienne d'Israel. P., 1971. T. 1: Des origenes à l'installation en Canaan;
- Μπρατσιώτης Π. Ι. ̓Αβραάμ // ΘΗΕ. Τ. ῾. Στλ. 59-62;
- Cazelles H. Patriarches // DBS. 1966. T. 7. P. 81-156;
- Weidmann H. Die Patriarchen und ihre Religion im Lichte der Forschung seit J. Wellhausen. Gött., 1968. (FRLANT; 98);
- Lord J. R. Abraham: A Study in Ancient Jewish and Christian Interpretation. Duke, 1968;
- Clements R. Abraham // ThWAT. Bd. 1. S. 53-62;
- Светлов Э. [Мень А.] Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. Т. 2. С. 171-193;
- Thompson T. L. Historisity of the Patriarchal Narratives: The Quest for the Historical Abraham. B.;
- N.Y., 1974. (BZAW; 133);
- Martin-Achard R. Abraham I: Im Alten Testament // TRE. Bd. 1. S. 364-372 [библиогр.];
- Berger K. Abraham II: Im Frühjudentum und Neuen Testament // Idem. S. 372-382 [библиогр.];
- Leineweber W. Die Patriarchen im Licht der archäologischen Entdeckungen: Die krit. Darstellung einer Forschungsrichtung. B., 1980;
- Betz O. Abraam // EWNT. Bd. 1;
- Roldanus J. L'héritage d'Abraham d'après Irénée // Text and Testimony: Essays on New Testament and Apocryphal literature in honour of A. F. J. Klijn / Ed. Baarda T., Hilhorst A., et al. Kampen, 1988. P. 212-224;
- Berton R. Abraham est'il un modèle? L'opinion des Pères dans les premiers siècles de l'Èglise // Bull. de littérature ecclésiastique. 1996. T. 97. P. 349-373;
- Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 1: Gen 22, 1-19 im Alten Testament, im Frühjudentum und im Neuen Testament. (WMANT; 78) [библиогр.];
- Joest Chr. Abraham als Glaubensvorbild in den Pachomianerschriften // ZAW. 1999. Bd. 90, 1/2. S. 98-122;
- Müller P. Unser Vater Abraham: Die Abrahamrezeption im Neuen Testament - im Spiegel der neueren Literatur // Berliner theol. Ztschr. 1999. Bd. 16. S. 132-143.
К разделу "Иконография"
- Lucchesi Palli E. // LCI. Bd. 1. Sp. 20-35;
- Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. С. 216, 221;
- Ainalov D. The Hellenistic Origins of Byzantine Art. New Brunswick, 1961. P. 94-100;
- Speyart van Woerden I. The Iconographie of the Sacrifice of Abraham // VChr. 1961. Vol. 15. Р. 214-255.
Еврейская традиция
- Талмуд. Мишна и Тосефта / Пер. Н. Переферковича. СПб., 1899-1904. Т. 1-6;
- Смирнов А. Книга Юбилеев, или Малое Бытие. Каз., 1895;
- Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / Пер. С. Г. Фруга. Берлин, 1922. М.,1993р;
- Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова // Апокрифические апокалипсисы: (Античное христианство: источники). СПб., 2000. С. 46-128;
- Завещание Авраама // Там же. С. 156-184.
- Beer B. Das Leben Abrahams nach der Auffassung der jüdischen Sage. Lpz., 1859;
- Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1873;
- Корсунский И. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882;
- Buber M. Zur Erzählung von Abraham // Monatsschr. f. Geschichte u. Wissenschaft des Judentums. Breslau, 1939. Bd. 83. S. 47-65;
- Botte B. Abraham dans la liturgie // Cah. Sion. 1951. T. 5/2. P. 88-95;
- Menasce P. J. Traditions juives sur Abraham // Idem. 1951. T. 5/2. P. 96-103;
- Glatzer N. N. The Judaic Tradition. Boston, 1969 [ind.];
- Urbach E. E. The Sages - Their Concepts and Beliefs. Jerusalem, 1969 [ind.];
- Sandmel S. Philós Place in Judaism - A Study of Conceptions of Abraham in Jewish Literature. N. Y., 1971;
- Schmitz R. P. Abraham III: Im Judentum // TRE. Bd. 1. S. 382-385 [библиогр.];
- Billerbeck P. Kommentar. Bd. 3. S. 186-201; Bd. 4. S. 1231 [Reg.];
- Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 2: Gen 22, 1-19 in frühen rabbibnischen Texten. (WMANT; 79);
- Gellman J. The figure of Abraham in Hasidic literature // HThR. 1998. Vol. 91. P. 279-300.
Исламская традиция
- Машанов М. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама. Каз., 1885;
- Wensinck A. J. Ibrahim // EI. Leyden;
- L., 1913-1914. Vol. 2. P. 458-460;
- Beck E. Die Gestalt des Abraham am Wendepunkt der Entwicklung Muhammeds // Muséon. 1952. T. 65. P. 73-94;
- Moubarac Y. Abraham dans le Coran. P., 1958 [библиогр.];
- Schützinger H. Ursprung und Entwicklung der arabischen Abraham-Nimrod-Legende. Bonn, 1961;
- Hjärpe J. Abraham IV: Religionsgeschichtlich // TRE. Bd. 1. S. 385-387 [библиогр.];
- Пиотровский М. Ибрахим // Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 87-88.
Использованные материалы
- Э. Н. П., Н. В. Квливидзе, А. К. Лявданский, Р. М. Шукуров "Авраам" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 149-155
- Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза
- Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание. - М.: Терра, 1990, стр. 18-20
[1] Архим. Никифор подмечает, что "доселе некоторые города, в которых он жил, называются по-арабски: El khulil (т.е. друг)"
[2] ср. Ин 8. 39-40
[3] Passio Clementis 2. 1ff.
[4] Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 25. 1-2; IV 5. 5; Иустин Философ, св. Диалог с Трифоном иудеем. 119. 5
[5] Седален по 1-й кафизме в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 127об.
[6] Hieronymus. Questiones hebraicae in Genesim. XI 528
[7] Иоанн Златоуст, св. Беседы на книгу Бытия // Творения. Т. 2. С. 201 след.; Епифаний Кипрский, св. На 80 ересей Панарий, или Ковчег // Творения. Ч. 1. С. 33-34
[8] Александров. 1901. С. 21-24
[9] Августин, блж. О Граде Божием. XVI 15
[10] Григорий Нисский, св. Опровержение Евномия // Творения. Ч. 6. С. 300-302
[11] Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo // PL. 14. Col. 438-524
[12] Триодь Постная. Ч. 1. Л. 299.
[13] Триодь Цветная. Л. 201об.
[14] Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 35 и др. // Творения. Ч. 2. С. 290-291; Феодорит Кирский, блж. Толкования на Книгу Бытия. Вопрос 65 // Творения. Ч. 1. С. 64; Августин, блж. О Граде Божием. XIV 22; Епифаний Кипрский, св. На 80 ересей Панарий, или Ковчег. LV и др. // Творения. Ч. 2 и др.
[15] Тропарь 7-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 132
[16] Ириней Лионский,св. Против ересей. II 190; Кирилл Александрийский,св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия // Творения. Т. 4. С. 116; ср.: Августин, блж. О Граде Божием. XVI 23; Иоанн Златоуст,св. Беседы на Послание к Римлянам. Гл. 4. Беседа 8. С. 155 след; Толкование на Послание к Галатам. Гл. 3. С. 95-121. М., 1842
[17] Иустин Мученик, св. Апология. I 46. 3; 63. 17; Климент Александрийский. Строматы. I 32. 2; Hippolytus. Commentarium in Danielem. II 37, 5
[18] Кирилл Александрийский, св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия // Творения. Т. 4. С. 138-139; Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. II 11. 79
[19] Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. I 5. 33; De Spiritu Sancto II; Athanasius Alexandrinus. De Trinitate. 3
[20] Augustin. De tempore. Serm. 67, n. 2; 70, n. 4; ср.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 169
[21] Тропарь 5-й песни канона в Неделю св. праотцев // Минея (СТ). Декабрь. Л. 79об.
[22] Тропарь 1-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 128об.
[23] Иустин Мученик, св. Разговор с Трифоном иудеем; Тертуллиан. Против Маркиона. III 2. 27; 5. 9; О плоти Христа. 17; Против иудеев. 9; Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 23; Евсевий Кесарийский. Церк. ист. I 2; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 42 и др.
[24] Тропарь 8-й песни канона Божией Матери в воскресенье 4-го гласа // Октоих. Т. 1. С. 523
[25] Августин, блж. О Граде Божием. XVI 29; Contra Maximin. III 27; О Троице. II 11. 12 и др.; Hieronymus. Commentarium in epistula ad Galatas. II 4 и др.
[26] т.е. угостив.- Ред.
[27] Тропарь 3-й песни Великого канона Андрея Критского // Триодь Постная. Ч. 1. Л. 299
[28] Тропарь 7-й песни канона в день св. архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, 8 ноября // Минея (СТ). Ноябрь. Л. 62
[29] Fr. in Genesim. Cap. 1 // PG. 5. Col. 1216
[30] Против ересей. IV 5. 4
[31] см. Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке // Творения. Ч. 4. С. 342; Песнопение на Рождество Христово. 6 // Творения. Ч. 8. С. 350; Толкование на Книгу Бытия. 22 // Творения. Ч. 8; Августин, блж. О Граде Божием. XVI 32; Григорий Нисский, свт. Слово на день Светов // Творения. Ч. 8. С. 27-28; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 47 и др. // Творения. Ч. 3. С. 122; Феодорит Кирский, блж. Толкования на Книгу Бытия. Вопрос 74 // Творения. Ч. 1. и др.
[32] Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 5; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII 56 // Творения. Ч. 2. С. 258; Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке; Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник. Толкование на св. Евангелие от Иоанна. VIII 56. Ч. 4. С. 229
[33] Икос кондака сщмч. Игнатия Богоносца, 20 дек. // Минея (СТ). Декабрь. Л. 144об.
[34] Тропарь 8-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 132об.
[35] Тропарь 6-й песни канона в Неделю св. праотец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 80
[36] Cuming G. The Liturgy of St. Mark. R., 1990. P. 31-32. (OCA; 234); СДЛ. Т. 3. С. 35
[37] Чин мессы. Пессано, 1993. С. 38, 120; СДЛ. С. 131
[38] анафора литургии ап. Иакова: СДЛ. Т. 1. С. 182
[39] Тропарь 9-й песни канона святых 40 мучеников Севастийских. 9 марта // Минея (СТ). Март. Л. 3
[40] Часослов. С. 199, и т. д. См. Lodi. Enchiridion. P. 21, 63, 664-665, 1044, 1115; Cabrol F. Abraham dans la liturgie // DACL. T. 1. Col. 121-127
[41] Юнгеров. С. 2-3; Зыков. С. 197-199
[42] см. Зыков. С. 174-175
[43] Albright W. Names. P. 193 ff.
[44] Нот Personennamen. S. 67ff., 145
[45] H. Weidmann. 1968. S. 11ff.
[46] W. Albright
[47] N. Glueck, 1955
[48] J. Bright, 1960
[49] R. de Vaux, 1971; H. Cazelles, 1966
[50] Присциллы, II в.; Каллиста, 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.
[51] LCI. Bd. 1. Ill. 1
[52] Гомилии Григория Назианзина. 880-882 гг. Paris. Gr. 510; Христианская топография Косьмы Индикоплова. Посл. четв. IX в. Vat. Gr. 699
[53] ГИМ. Син. Греч. № 129. Л. 105об.
[54] ГИМ. Син. Греч. № 210. Л. 91
[55] London. Otho. B. VI
[56] Paris. nouv. acq. lat. 2334
[57] Paris. Gr. 510. Fol. 149
[58] Vat. Gr. 372. Fol. 39
[59] Paris. Gr. 74
[60] Берешит Рабба 38 : 5
[61] Юб; АпокАвр 8 след.; ср. Philo. De Abrahamo. 70; Маасе Авраам; Берешит Рабба 39. 1 и др.
[62] Юб 11-12; 20-22; Сэдер Элияху Рабба 5
[63] Баба Батра 91a) и брошен в огненную печь (Берешит Рабба 38 : 13
[64] Пирке Авот 5 : 3, ср. Пирке Рабби Натан 33; МидПс 18 : 25; Пирке Рабби Элиезер 26
[65] Киддушин 4 : 14; Йома 28б и др.
[66] Юб 25. 5; 36. 9
[67] Берахот 26б
[68] Юб 19; Менахот 53б; Сифре Бамидбар 42
[69] Берешит Рабба 44 : 12
[70] Юб 11, ср. Берешит Рабба 42
[71] Иосиф Флавий. Иуд. древн. I 7. 8, ср. Бама Батра 16б
[72] Philo. De Mutatione Niminum 16
[73] Берешит Рабба 39 : 14
[74] Израиля Пирке Рабби Элиезер 29
[75] Liber Antiquitatum Biblicarum 4. 11; 30. 7
[76] Зав.Авр. 7. 7
[77] Иосиф Флавий. Иуд. древн. XI 169; ЗавЛеви 15 : 4
[78] Берешит Рабба 4 : 6; Шемот Рабба 28 : 1
[79] Шемот Рабба 44 : 4 и др.
[80] Коран 2. 119-121; 3. 90-91