Месси́я (с евр. Машиах — помазанник, вследствие чего в греческом переводе семидесяти это слово переводится словом Χριστός — Христос или Помазанный).
По первоначальному своему значению Мессией называется всякий помазанный освященным елеем, например первосвященник и особенно царь. Впоследствии это слово стало означать исключительно Христа Спасителя, к которому оно относится целым рядом мессианских пророчеств, проходящих по всему Ветхому Завету и находящих себе завершение и подтверждение в Новом Завете. Согласно с этими пророчествами Мессия должен был явиться как избавитель человеческого рода. Он царь из дома Давидова — и это представление привело к той национально-еврейской мечте, которая в лице Мессия видит действительно царя-завоевателя, долженствующего возвысить еврейское царство. При этом совершенно упущена была другая сторона пророчеств, по которой Мессия должен был явиться в уничижении и совершить искупление своими страданиями и смертью. Вследствие такого национально-еврейского представления о Мессии, особенно развитого раввинством, пришедший Мессия-Христос не был признан народом и потерпел от него крестную смерть, а народ по-прежнему продолжал жить ожиданием пришествия Мессия, что неоднократно служило поводом для выступления разных самозванцев, например Бар-Кохбы и др.
См. также
Литература
- Stähelin, "Messian. Weissag." (1847);
- Riehin, "Mess. Weissag." (1875);
- сочинения Делича, Гитунга и Орелли о том же;
- Drummond, "The Jewish Messiah" (1877);
- Richore, "Le Messie" (1879);
- Edersheim, "Prophecy and History in relation to the Messiah" (1885).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.