Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КРЕЩЕНИЕ

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Креще́ниетаинство в котором крещаемый очищается от всех грехов прошлой жизни, подготовляется к приобщению Церкви, и рождается для жизни в Святом Духе.

О событии и праздновании крещения Христа Иоанном Предтечей см. Крещение Господне

Терминология

Церковнославянское слово креще́ние - калька с греческого слова βάπτισμα, имеет несколько значений:

  1. омовение:
    • "оставльше бо заповедь Божию, держите предания человеческая, крещения чваном и сткляницам, и ина подобна" - вы, забыв Божий завет, храните человеческие установления: омовения (βαπτισμούς) кружек и чаш, и другие подобные вещи (Мк. 7, 8);
  2. крещение, очищение:
    • "крещение Иоанново откуду бе; с небесе ли, или от человек;" - Иоанново крещение откуда было: с неба или же от людей? (Мф. 21, 25);
    • "проповедая крещение покаяния во оставление грехов" - возвещая очищение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3);
  3. Крещение, церковное таинство

При переходе на латинский слово осталось без перевода в форме baptismus. К славянам оно вошло в переводе крещение (крьщение [1]). На начало XXI века существуют два основных объяснения такого перевода.

Первое связывает его со словом крест и с обрядом "первого знаменования" (primo signatio) в котором язычник, осеняемый крестным знамением перед началом началом огласительных молитв, причислялся к официально закрепленному в Восточно-Римской империи разряду "некрещеных христиан". Первое возложение крестного знамения обозначало готовнось последовать Господу принятием своего креста (Лк. 9, 23) и вначале среди славян воспринималось не только как первый, но возмоно и главный шаг вступления в Церковь [2].

Другой взгляд связывает слово "крещение" с наименованием Христа, согласно Евангельскому "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27). В ранних славянских текстах слово "христианин" передавалось как крьстиянъ, крьстиянинъ, а в некоторых случаях "Христос" и "крест" - одним и тем же крьстъ, что свидетельствует о наложении этих понятий [1].

Прообразы

Главным прообразом крещения в ветхозаветной истории было обрезание. Также прообразами крещения являлись разнообразные обряды омовений. В Ветхом Завете они были призваны вести от внешней чистоты к взысканию внутренней чистоты сердца (Пс. 50, 9-12), но не очищали сами по себе сердце и совесть (Евр. 9, 9-14). Их главным значением была подготовка человечества к принятию пришествия и спасительного подвига Господа Иисуса Христа.

Последней подготовительной ступенью к Христову крещению стало крещение, совершаемое пророком Иоанном Предтечей, названным поэтому Крестителем. Святой Иоанн в Иорданской пустыне, проповедуя покаяние и призывая к вере в грядущего Христа, совершал крещение в воде над исповедавшими грехи свои. Это крещение "водою в покаяние" указывало на форму (через погружение в воду) и содержание (отвержение прежней греховной жизни, внутреннее перерождение) Христова крещения, но не позволяло крещаемому получить благодати Духа Святого (Мф. 3, 11). Нельзя было вливать "вина молодого" благодати Святого Духа в "мехи ветхие" падшей человеческой природы, но нужно было вначале обновить человеческую природу, чтобы она стала способна вновь принять божественную благодать (Мф. 9, 17). Для этого и воплотился Богочеловек Иисус Христос.

Явление Воскресшего Господа ученикам на горе галилейской.  Икона.
Явление Воскресшего Господа ученикам на горе галилейской. Икона.

Установление таинства

Сам Господь Иисус, приняв крещение от Иоанна, явно принял в Себя Святого Духа, освятил земные стихии, и показал на Себе видимый образ предстоящего всем своим последователям крещения через погружение в воду. Однако, и после этого события Христовы апостолы продолжали совершать крещение водой в покаяние, такое же как совершал Иоанн Креститель (Ин. 4, 2). Для установления нового духовно-исцеляющего крещения для человечества, Христу предстояло совершить искупление падших людей через Себя Самого - страдать, быть убитым, и воскреснуть. Эти добровольные муки Господь называл крещением, которое уготовано не только для него, но для его последователей (Лк. 12, 50, Мф. 20, 22-23).

По Своем воскресении, будучи облечен "всякой властью на небе и на земле" (Мф. 28, 18) уже не только как Бог, но отныне и как Богочеловек, Христос установил новое таинство крещения. Явившись апостолам на горе в Галилее, он повелел им научить "все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 19); "кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16:16). Учредив таким образом крещение как необходимый путь для всех, ищущих спасения, Господь снабдил апостолов силой свыше для преподания духовных даров всем людям. Сразу после этого апостолы стали провозглашать и совершать крещение, очищая и возрождая в нем верующих благодатью Святого Духа (Деян. 2, 38; 8, 38; 10, 48; 16, 15).

Крещение молодого казака.  Фото 8 августа 2009 г., купель святого князя Владимира на Херсонесе
Крещение молодого казака. Фото 8 августа 2009 г., купель святого князя Владимира на Херсонесе

Понятие о крещении

Сам Господь Иисус Христос, указывая на Своё крещение, назвал его рождением свыше "от воды и Духа" (Ин. 3, 5). Пророк Иоанн Предтеча свидетельствовал, что Христос будет крестить "Духом Святым и огнем" (Мф. 3, 11). Апостол Павел уподобил крещение погребению Христову, за которым следует воскресение в обновлённую жизнь (Рим. 6, 4); назвал крещение очистительной "банею водною посредством слова" (Еф. 5, 23) и "банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3, 5). Отсюда и другие названия крещения, указывающие на смерть и рождение, на принятие воды, огня, и Духа: "образ умерщвления", "новое рождение", "просвещение".

Крещение приобщает человека, находящегося в состоянии растления грехом, к обновленной Богочеловеком Христом человеческой природе. Как смерть оно даёт человеку отсечение прошлой греховной жизни, как рождение - возможность начать новую духовную жизнь во Христе. Человек участвует в крещении и духовно и материально - Святой Дух сжигает скверну греха и воспламеняет любовь к Богу, а вода омывает тело. Только после принятия крещения возрожденный человек делается способен принять благодать Святого Духа и стать вполне членом Церкви. Таким образом крещение есть первое по времени таинство, принимаемое новым членом Церкви, и единственная дверь, дающая доступ к участию во всей та́инственной жизни - получению даров Святого Духа сразу после крещения и т. д.

Подаваемая в крещении благодать это способность побеждать греховные побуждения и жить по заповедям Христовым. Этот Божий дар даётся человеку раз и навсегда, отчего крещение совершается лишь однажды, его невозможно повторить (Еф. 4, 5; 10 член Никео-Цареградского символа веры). Посылаемые на жизненном пути страдания, очищая дух человека, вместе с первоначальным даром благодати составляют то единое крещение о котором Господь сказал ученикам: "крещением, которым Я крещусь, будете креститься" (Мф. 20, 23). В кротком перенесении бед христианин делается последователем и подражателем Христа, земная жизнь которого была исполнена лишениями и страданиями.

Вследствии грехов, совершаемых людьми, действенность в них крещенской благодати убывает и может сойти на нет. При этом благдать, хотя и бездеятельная, остаётся в человеке - даже в великом грешнике - до тех пор, пока он не утратил способность к покаянию. Таинство покаяния разрешает грешника от его грехов и возбуждающет в нём заглушённую благодать крещения, почему называется "вторым крещением". Как и в крещении, в покаянии участвуют стихии водная (через слёзы искреннего раскаяния) и духовно-огненная (через огонь мук совести).

Для тех, кто постоянной нераскаянностью ожесточил своё сердце, остаётся только последний образ крещения огнём. Как поёт Церковь: "огнем крестит конечным Христос противныя" (Канон Богоявления, песнь 6, стих 2 [3]). Удел противящихся - неизбежная встреча с отвергнутым ими Богом, Который будет для них как "огонь поядающий", "огонь неугасимый" для соломы (Евр. 12, 29; Втор. 4, 24; Мф. 3, 12; Лк. 3, 17).

Крещение.  Худ. Ю. А. Орлов, 1997 г.
Крещение. Худ. Ю. А. Орлов, 1997 г.

Условия совершения

Всякий человек, чтобы воспользоваться плодами искупительного подвига Иисуса Христа и начать новую вечную жизнь в Боге, может это сделать только вступив в Церковь через крещение. Крещение не только доступно, но и необходимо для всех людей.

Для принятия крещения в сознательном возрасте необходимо узнать, принять, и утвердиться в истинной вере (Деян. 8, 36-37), а также покаяться в содеянных грехах. Иными словами, нужно обратиться ко Христу и отречься от сатаны. Для научения вере перед крещением может существовать специальный период оглашения.

Несовершеннолетие, неспособность лично осознать смысл христианского учения и покаяться, не служат препятствиями к принятию крещения, при условии если у крещаемого имеется восприемник – проводник в духовной жизни. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении целых семейств (Деян. 16, 15; 33; 1 Кор. 1, 16) и нигде не упоминается об исключении отсюда младенцев. Отцы Церкви, в своих поучениях верующим, настаивают на крещении детей. Так, святитель Григорий Богослов, обращаясь к матерям христианкам, говорит:

У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога.

В сочинении в сочинении «О церковной иерархии», известном под именем святителя Дионисия Ареопагита, указано:

Божественным нашим наставникам угодно было допускать к крещению и младенцев, под тем священным условием, чтобы родители дитяти поручали его кому-нибудь из верующих, который бы их хорошо наставил в божественных предметах, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он дает обещание руководить отрока к благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и священное исповедание.

Таким образом таинство может совершаться по вере воспримеников, которые берут на себя ответственность за доброе христианское воспитание крещаемого.

Крещение совершает архиерей или священник. В самом крайнем случае крестить может и мирянин.

Крещение. Фреска нач. III в., Рим, катакомбы св. Каллиста
Крещение. Фреска нач. III в., Рим, катакомбы св. Каллиста

Способ совершения

Таинство крещения должно совершаться посредством погружения. Наиболее ясное описание христианского крещения в Священном Писании - крещение евнуха апостолом Филиппом (Деян 8, 38). Крещение обливанием признается Церковью, но не одобряется, как не каноническое. В виде исключения Церковь признает христианский мученический подвиг некрещеных как "крещение кровью."

Погружение в воду бывает троекратное с произнесением слов: "крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа," согласно заповеди, данной Самим Христом (Мф. 28, 19). Так крещение и совершалось в древней Церкви - об этом упоминает уже послание апостола Варнавы. В некоторых местах Священного Писания говорится о крещении во имя Господа Иисуса (Деян. 2, 38; 8, 16; 10, 28), но это служит указанием не на иную словесную формулу крещения, а на отличие от Иоаннова крещения, которое еще было широко распространено (Деян. 18, 25). Тертуллиан прямо замечает, что "образ крещения предписан," указывая на слова Спасителя о крещении, и свидетельствует о троекратном погружении, а также отмечает одну частность - требование от крещаемого отречения от сатаны и ангелов его и затем исповедание веры.

Последование крещения в современной практике

В современной церковной жизни совершение таинств крещения и миропомазания совмещено в единый чин.

Инославные взгляды на крещение

В большинстве инославных сообществ крещение производится, но считается внутренне бессодержательным внешним знаком. Однако, даже бывших еретиков и раскольников, если над ними когда-либо был совершен верный по форме обряд крещения (троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа), Церковь зачастую принимает в своё лоно без совершения обряда крещения, соврешая лишь таинство миропомазания и/или покаяния.

Литература

  • Мусин, А. Е., Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета, СПб.: Изд-во Петербургское Востоковедение, 2005.

Использованные материалы

  • Васильев, К., прот., О вере и нравственности по учению православной Церкви, Изд. Московской патриархии, 1991, 260.
  • Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, отдел «Жизнь Церкви в Духе Святом», глава «Таинство Крещения»:
  • Сщмч. Фаддей (Успенский), "Нужно хранить благодать крещения. Чем отличается крещение Иоанново от крещения Христова?," Тверь, 4 января 1932:
  • Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) [Цейтлин, Р. М., Вечерка, Р., Благова, Э., ред.], 2-е изд., М.: Изд-во "Русский язык", 1999, 297.
  • Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 163-164



[1]  Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) [Цейтлин, Р. М., Вечерка, Р., Благова, Э., ред.], 2-е изд., М.: Изд-во "Русский язык", 1999, 297.

[2]  Объяснение по Мусин, А. Е., Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета, СПб.: Изд-во Петербургское Востоковедение, 2005.

[3]  См. http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/kr07.shtml

Редакция текста от: 19.03.2016 08:40:24

"КРЕЩЕНИЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google