Креще́ние – таинство в котором крещаемый очищается от всех грехов прошлой жизни, подготовляется к приобщению Церкви, и рождается для жизни в Святом Духе.
Терминология
Церковнославянское слово креще́ние - калька с греческого слова βάπτισμα, имеет несколько значений:
- омовение:
- "оставльше бо заповедь Божию, держите предания человеческая, крещения чваном и сткляницам, и ина подобна" - вы, забыв Божий завет, храните человеческие установления: омовения (βαπτισμούς) кружек и чаш, и другие подобные вещи (Мк. 7, 8);
- крещение, очищение:
- "крещение Иоанново откуду бе; с небесе ли, или от человек;" - Иоанново крещение откуда было: с неба или же от людей? (Мф. 21, 25);
- "проповедая крещение покаяния во оставление грехов" - возвещая очищение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3);
- Крещение, церковное таинство
- "исповедую едино крещение, во оставление грехов" - исповедую одно крещение в отпущение грехов (Никео-цареградский символ).
При переходе на латинский слово осталось без перевода в форме baptismus. К славянам оно вошло в переводе крещение (крьщение [1]). На начало XXI века существуют два основных объяснения такого перевода.
Первое связывает его со словом крест и с обрядом "первого знаменования" (primo signatio) в котором язычник, осеняемый крестным знамением перед началом началом огласительных молитв, причислялся к официально закрепленному в Восточно-Римской империи разряду "некрещеных христиан". Первое возложение крестного знамения обозначало готовнось последовать Господу принятием своего креста (Лк. 9, 23) и вначале среди славян воспринималось не только как первый, но возмоно и главный шаг вступления в Церковь [2].
Другой взгляд связывает слово "крещение" с наименованием Христа, согласно Евангельскому "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27). В ранних славянских текстах слово "христианин" передавалось как крьстиянъ, крьстиянинъ, а в некоторых случаях "Христос" и "крест" - одним и тем же крьстъ, что свидетельствует о наложении этих понятий [1].
Прообразы
Главным прообразом крещения в ветхозаветной истории было обрезание. Также прообразами крещения являлись разнообразные обряды омовений. В Ветхом Завете они были призваны вести от внешней чистоты к взысканию внутренней чистоты сердца (Пс. 50, 9-12), но не очищали сами по себе сердце и совесть (Евр. 9, 9-14). Их главным значением была подготовка человечества к принятию пришествия и спасительного подвига Господа Иисуса Христа.
Последней подготовительной ступенью к Христову крещению стало крещение, совершаемое пророком Иоанном Предтечей, названным поэтому Крестителем. Святой Иоанн в Иорданской пустыне, проповедуя покаяние и призывая к вере в грядущего Христа, совершал крещение в воде над исповедавшими грехи свои. Это крещение "водою в покаяние" указывало на форму (через погружение в воду) и содержание (отвержение прежней греховной жизни, внутреннее перерождение) Христова крещения, но не позволяло крещаемому получить благодати Духа Святого (Мф. 3, 11). Нельзя было вливать "вина молодого" благодати Святого Духа в "мехи ветхие" падшей человеческой природы, но нужно было вначале обновить человеческую природу, чтобы она стала способна вновь принять божественную благодать (Мф. 9, 17). Для этого и воплотился Богочеловек Иисус Христос.
Явление Воскресшего Господа ученикам на горе галилейской. Икона. |
Установление таинства
Сам Господь Иисус, приняв крещение от Иоанна, явно принял в Себя Святого Духа, освятил земные стихии, и показал на Себе видимый образ предстоящего всем своим последователям крещения через погружение в воду. Однако, и после этого события Христовы апостолы продолжали совершать крещение водой в покаяние, такое же как совершал Иоанн Креститель (Ин. 4, 2). Для установления нового духовно-исцеляющего крещения для человечества, Христу предстояло совершить искупление падших людей через Себя Самого - страдать, быть убитым, и воскреснуть. Эти добровольные муки Господь называл крещением, которое уготовано не только для него, но для его последователей (Лк. 12, 50, Мф. 20, 22-23).
По Своем воскресении, будучи облечен "всякой властью на небе и на земле" (Мф. 28, 18) уже не только как Бог, но отныне и как Богочеловек, Христос установил новое таинство крещения. Явившись апостолам на горе в Галилее, он повелел им научить "все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 19); "кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16:16). Учредив таким образом крещение как необходимый путь для всех, ищущих спасения, Господь снабдил апостолов силой свыше для преподания духовных даров всем людям. Сразу после этого апостолы стали провозглашать и совершать крещение, очищая и возрождая в нем верующих благодатью Святого Духа (Деян. 2, 38; 8, 38; 10, 48; 16, 15).
Крещение молодого казака. Фото 8 августа 2009 г., купель святого князя Владимира на Херсонесе |
Понятие о крещении
Сам Господь Иисус Христос, указывая на Своё крещение, назвал его рождением свыше "от воды и Духа" (Ин. 3, 5). Пророк Иоанн Предтеча свидетельствовал, что Христос будет крестить "Духом Святым и огнем" (Мф. 3, 11). Апостол Павел уподобил крещение погребению Христову, за которым следует воскресение в обновлённую жизнь (Рим. 6, 4); назвал крещение очистительной "банею водною посредством слова" (Еф. 5, 23) и "банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3, 5). Отсюда и другие названия крещения, указывающие на смерть и рождение, на принятие воды, огня, и Духа: "образ умерщвления", "новое рождение", "просвещение".
Крещение приобщает человека, находящегося в состоянии растления грехом, к обновленной Богочеловеком Христом человеческой природе. Как смерть оно даёт человеку отсечение прошлой греховной жизни, как рождение - возможность начать новую духовную жизнь во Христе. Человек участвует в крещении и духовно и материально - Святой Дух сжигает скверну греха и воспламеняет любовь к Богу, а вода омывает тело. Только после принятия крещения возрожденный человек делается способен принять благодать Святого Духа и стать вполне членом Церкви. Таким образом крещение есть первое по времени таинство, принимаемое новым членом Церкви, и единственная дверь, дающая доступ к участию во всей та́инственной жизни - получению даров Святого Духа сразу после крещения и т. д.
Подаваемая в крещении благодать это способность побеждать греховные побуждения и жить по заповедям Христовым. Этот Божий дар даётся человеку раз и навсегда, отчего крещение совершается лишь однажды, его невозможно повторить (Еф. 4, 5; 10 член Никео-Цареградского символа веры). Посылаемые на жизненном пути страдания, очищая дух человека, вместе с первоначальным даром благодати составляют то единое крещение о котором Господь сказал ученикам: "крещением, которым Я крещусь, будете креститься" (Мф. 20, 23). В кротком перенесении бед христианин делается последователем и подражателем Христа, земная жизнь которого была исполнена лишениями и страданиями.
Вследствии грехов, совершаемых людьми, действенность в них крещенской благодати убывает и может сойти на нет. При этом благдать, хотя и бездеятельная, остаётся в человеке - даже в великом грешнике - до тех пор, пока он не утратил способность к покаянию. Таинство покаяния разрешает грешника от его грехов и возбуждающет в нём заглушённую благодать крещения, почему называется "вторым крещением". Как и в крещении, в покаянии участвуют стихии водная (через слёзы искреннего раскаяния) и духовно-огненная (через огонь мук совести).
Для тех, кто постоянной нераскаянностью ожесточил своё сердце, остаётся только последний образ крещения огнём. Как поёт Церковь: "огнем крестит конечным Христос противныя" (Канон Богоявления, песнь 6, стих 2 [3]). Удел противящихся - неизбежная встреча с отвергнутым ими Богом, Который будет для них как "огонь поядающий", "огонь неугасимый" для соломы (Евр. 12, 29; Втор. 4, 24; Мф. 3, 12; Лк. 3, 17).
Крещение. Худ. Ю. А. Орлов, 1997 г. |
Условия совершения
Всякий человек, чтобы воспользоваться плодами искупительного подвига Иисуса Христа и начать новую вечную жизнь в Боге, может это сделать только вступив в Церковь через крещение. Крещение не только доступно, но и необходимо для всех людей.
Для принятия крещения в сознательном возрасте необходимо узнать, принять, и утвердиться в истинной вере (Деян. 8, 36-37), а также покаяться в содеянных грехах. Иными словами, нужно обратиться ко Христу и отречься от сатаны. Для научения вере перед крещением может существовать специальный период оглашения.
Несовершеннолетие, неспособность лично осознать смысл христианского учения и покаяться, не служат препятствиями к принятию крещения, при условии если у крещаемого имеется восприемник – проводник в духовной жизни. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении целых семейств (Деян. 16, 15; 33; 1 Кор. 1, 16) и нигде не упоминается об исключении отсюда младенцев. Отцы Церкви, в своих поучениях верующим, настаивают на крещении детей. Так, святитель Григорий Богослов, обращаясь к матерям христианкам, говорит:
В сочинении в сочинении «О церковной иерархии», известном под именем святителя Дионисия Ареопагита, указано:
Таким образом таинство может совершаться по вере воспримеников, которые берут на себя ответственность за доброе христианское воспитание крещаемого.
Крещение совершает архиерей или священник. В самом крайнем случае крестить может и мирянин.
Крещение. Фреска нач. III в., Рим, катакомбы св. Каллиста |
Способ совершения
Таинство крещения должно совершаться посредством погружения. Наиболее ясное описание христианского крещения в Священном Писании - крещение евнуха апостолом Филиппом (Деян 8, 38). Крещение обливанием признается Церковью, но не одобряется, как не каноническое. В виде исключения Церковь признает христианский мученический подвиг некрещеных как "крещение кровью."
Погружение в воду бывает троекратное с произнесением слов: "крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа," согласно заповеди, данной Самим Христом (Мф. 28, 19). Так крещение и совершалось в древней Церкви - об этом упоминает уже послание апостола Варнавы. В некоторых местах Священного Писания говорится о крещении во имя Господа Иисуса (Деян. 2, 38; 8, 16; 10, 28), но это служит указанием не на иную словесную формулу крещения, а на отличие от Иоаннова крещения, которое еще было широко распространено (Деян. 18, 25). Тертуллиан прямо замечает, что "образ крещения предписан," указывая на слова Спасителя о крещении, и свидетельствует о троекратном погружении, а также отмечает одну частность - требование от крещаемого отречения от сатаны и ангелов его и затем исповедание веры.
Последование крещения в современной практике
В современной церковной жизни совершение таинств крещения и миропомазания совмещено в единый чин.
- крещаемый отрекается от сатаны и обещается в верности Христу, свидетельствует свои убеждения прочтением символа веры
- крестящий священнослужитель произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание)
- собственно крещение: крещаемый троекратно погружается в воду, а крестящий произност крещальную молитву «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь».
- при чтении псалма 31 новокрещенный облачается в белую одежду и ему одевается крест
- миропомазание
- крестивший священнослужитель вместе с крещенным троекратно обходят купель
- читается Апостол (Рим. 6:3-11) и Евангелие (Мф. 28:16-20)
- крестивший священнослужитель омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещенного, произносит сугубую ектению и отпуст
Инославные взгляды на крещение
В большинстве инославных сообществ крещение производится, но считается внутренне бессодержательным внешним знаком. Однако, даже бывших еретиков и раскольников, если над ними когда-либо был совершен верный по форме обряд крещения (троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа), Церковь зачастую принимает в своё лоно без совершения обряда крещения, соврешая лишь таинство миропомазания и/или покаяния.
Литература
- Мусин, А. Е., Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета, СПб.: Изд-во Петербургское Востоковедение, 2005.
Использованные материалы
- Васильев, К., прот., О вере и нравственности по учению православной Церкви, Изд. Московской патриархии, 1991, 260.
- Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, отдел «Жизнь Церкви в Духе Святом», глава «Таинство Крещения»:
- Сщмч. Фаддей (Успенский), "Нужно хранить благодать крещения. Чем отличается крещение Иоанново от крещения Христова?," Тверь, 4 января 1932:
- Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) [Цейтлин, Р. М., Вечерка, Р., Благова, Э., ред.], 2-е изд., М.: Изд-во "Русский язык", 1999, 297.
- Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 163-164
[1] Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) [Цейтлин, Р. М., Вечерка, Р., Благова, Э., ред.], 2-е изд., М.: Изд-во "Русский язык", 1999, 297.
[2] Объяснение по Мусин, А. Е., Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета, СПб.: Изд-во Петербургское Востоковедение, 2005.