Св. прав. Мелхиседек царь Салимский. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон, Начало XIV в. |
Память 22 мая, в Неделю святых праотец
Он называется царем Салимским и вместе с тем "священником Бога Всевышнего". Это сочетание царского достоинства со священством служит характерной особенностью патриархального периода, свойственной и другим народам. Но вместе с тем личность Мелхиседека окружена таинственностью, так как он, не принадлежа к избранному роду, был, однако, священником истинной религии и притом настолько возвышенным, что впоследствии сделался идеалом священства, стоящего даже выше священства Ааронова.
В Послании к евреям Мелхиседек (внезапно появившийся в библ. повествовании и так же внезапно исчезнувший, не имеющий священнического родословия) рассматривается как прообраз Христа (Евр 5:6,10; Евр 6:20; Евр 7). Священство по чину Мелхиседека превосходит священство по чину Аарона, поскольку Мелхиседек благословил Авраама, и Авраам, предок Аарона, дал Мелхиседеку десятину, показав этим, что признает его священником. Давид видит будущего Мессию как "священника вовек по чину Мелхиседека" (Пс 109:4; в Синод. пер. в этом месте - Мельхиседек).
Образ Мелхиседека по-разному осмыслялся иудейскими толкователями. В текстах Кумрана он изображен как небожитель, имеющий ангельскую сущность. По другому иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. Другие полагали, что он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век. Наконец, находились еще люди, которые видели в лице Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божия. Одна секта, под названием Мелхиседеян, утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Св. Духа.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Библейская Энциклопедия архим. Никифора.
- Библейская Энциклопедия Брокгауза.
- Каталог икон на сайте PravIcon.com
- http://pravicon.com/image-8323 (икона)