Новый Завет, богословский термин, который, подобно Ветхому Завету, заключает в себе двоякое понятие, означая 1) договор между Богом и человеком и 2) собрание книг, являющихся выражением этого договора.
В первом смысле Новый Завет представляет собой установление такого взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольной крестной смертью Иисуса Христа, как Спасителя мира, вступил в совершенно иной, по сравнению с ветхозаветным, фазис развития и, перейдя из рабского, подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и благодати, получил новые силы к достижению поставленного ему идеала нравственного совершенства, как необходимого условия для спасения. В древнем мире взаимоотношение между Богом и человеком основывалось как бы на обыденных условиях юридического договора и развитие человечества поставлено было как бы в обыденные земные условия, с высшим руководительством богодарованного закона; в Новом Завете это человеческое развитие признано было недостаточным. Человек, бессильный сам себя спасти, был спасен Богочеловеком, принявшим на себя грех всего мира, и потому его последующее развитие не обусловливается уже только исполнением предписаний закона; выдвигается новый принцип — вера, как средство деятельного усвоения искупительных заслуг Иисуса Христа. Вследствие этого и самая организация человечества получила совершенно иной характер. Ветхий Завет ограничивался одним избранным народом и выражался в земной теократии; Новый Завет разрушил рамки национализма и провозгласил благодатный закон для всего человечества; отсюда и теократия его получила иной смысл — духовного "царства не от мира сего". Тот и другой завет имеет и соответствующее законодательство; Ветхий Завет нашел свое главное выражение в десятисловии, или десяти заповедях, с сопровождающими их нравственно-обрядовыми постановлениями, Новый Завет — в Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Во втором смысле под Новым Заветом разумеется собрание книг, в которых излагается вся история основания новозаветной церкви, а также и основы ее вероучения. Эти книги распадаются на три класса: 1) исторические, 2) учительные и 3) пророческие. К первым принадлежат четыре Евангелия и книга Деяний Апостольских, ко вторым — семь соборных посланий 2 ап. Петра, 3 ап. Иоанна, по одному ап. Иакова и Иуды и 14 посланий св. апостола Павла: к римлянам, коринфянам (2), галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам, фессалоникийцам (2), Тимофею (2), Титу, Филимону и евреям. Пророческая книга есть Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. Собрание этих книг составляет новозаветный канон [1].
Книги Нового Завета
- Евангелие
- Евангелие от Матфея (Мф)
- Евангелие от Марка (Мк)
- Евангелие от Луки (Лк)
- Евангелие от Иоанна (Ин)
- Деяния святых апостолов (Деян)
- Соборные послания апостолов
- Послание Иакова (Иак)
- Первое послание Петра (1 Пет)
- Второе послание Петра (2 Пет)
- Первое послание Иоанна (1 Ин)
- Второе послание Иоанна (2 Ин)
- Третье послание Иоанна (3 Ин)
- Послание Иуды (Иуд)
- Послания апостола Павла
- Послание к Римлянам (Рим)
- Первое послание к Коринфянам (1 Кор)
- Второе послание к Коринфянам (2 Кор)
- Послание к Галатам (Гал)
- Послание к Ефесянам (Еф)
- Послание к Филиппийцам (Флп)
- Послание к Колоссянам (Кол)
- Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) (1 Фес)
- Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) (2 Фес)
- Первое послание к Тимофею (1 Тим)
- Второе послание к Тимофею (2 Тим)
- Послание к Титу (Тит)
- Послание к Филимону (Флм)
- Послание к Евреям (Евр)
- Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) (Откр)
См. также
Источники
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Об истории новозаветного канона см. Reuss, "Die Geschichte d. h. Sehr, d. N. Testaments"; Westcott, "History of the Canon"; прот. В. Г. Рождественский, "История Новозаветного канона" и др.