Бытие́ (цсл.)
- существование (греч. το ειναι), противоп. небытию, синоним еже быти:
- "от небытия в бытие привел еси нас" - из несуществования Ты привел нас к существованию (Триодь постная, пятница третьей седмицы, тропарь пророчества)
- то, что существует:
- "созда бо во еже быти всем, и спасителны бытия мира" - ибо Он все создал для бытия (т.е. чтобы оно было), и спасительно все, что существует в мире (Прем 1, 14);
- родословие, происхождение (греч. γένεσις; син. родство, род):
- "сия книга бытия человеча, в оньже день сотвори Бог Адама" - вот книга родословия человеческого: в тот день, как сотворил Бог Адама (Быт. 5, 1);
- "и сия бытия Симова: и бяше Сим сын ста лет, егда роди Арфаксада" - и вот родословие Сима: был Сим, сын (Ноя) ста лет, когда родил Арфаксада (Быт. 11, 10);
- "о мирстем бытии" - о происхождении (сотворении) мира (Пс 103, надп.);
- в конструкциях (гебр.):
- "таковый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале" - тот подобен человеку, разглядывающему лицо свое в зеркале (Иак. 1, 23)
------
Бытие (греч. γένεσις) - первая книга библейского канона священных ветхозаветных книг.
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Название (в греческом переводе семидесяти толковников: γένεσις — происхождение, начало; отсюда — славянское "бытие") получила от своего содержания: происхождение мира (1 глава); происхождение человека (2 глава); история допотопного и послепотопного человечества до патриарха Авраама (4-11 главы); начало истории еврейского народа в истории его патриархов: Авраама (12-25 главы), Исаака (26-35 главы) и Иакова (37-50 главы); оканчивается книга повествованием о смерти Иакова и его сына, Иосифа, в Египте.
В еврейской Библии книга Бытие надписывается начальным словом: "берешит" ("в начале").
Книга Бытия составляет одно целое с книгами: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, и служит для них введением, объясняя происхождение народа еврейского, божественное устроение которого в царство Иеговы через посредство Моисея и составляет главный предмет указанных четырех книг.
Авторство и время написания
Церковь иудейская и церковь христианская (основываясь на свидетельстве Иисуса Христа и апостолов) признавали и признают писателем книги Бытия Моисея, вождя и законодателя еврейского народа. Несогласные с этим верованием церкви мнения о происхождении книги Бытие, как и о происхождении Пятикнижия вообще, высказываемы были в первые века христианства некоторыми еретиками, затем в XVI и XVII веках — немногими лицами католического и протестантского мира, не признававшими сверхъестественного божественного откровения. Подробнее об этих гипотезах см. Пятикнижие.
В русской экзегетической литературе известны следующие подробные толкования на книгу Бытия: "Записки на книгу Бытия" Филарета, митрополита московского (СПб., 1816); Г. Властова, "Священная летопись" (т. 1, СПб., 1876).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 70.