Исла́м (араб. - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий (наряду с Христианством и буддизмом), относящаяся к т.н. авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с Христианством и иудаизмом).
Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога - Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги.
Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда - "посланником Аллаха" ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах").
Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее - Медина); со времени этого переселения - хиджры, которое произошло в 622, начинается летосчисление ислама.
На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии - иудаизм и Христианство.
Вероучение ислама изложено в священной книге мусульман - Коране.
Каждый мусульманин должен следовать пяти основным "столпам" - обязанностям религии. Главный догмат ислама кратко изложен в 112-й суре Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!"
Первая обязанность мусульманина - вера в то, что Аллах - единственный истинный Бог, а Мухаммед - Его посланник. Троекратное произнесение шахады ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах") является главной частью ритуала принятия ислама.
Вторая обязанность - пятикратная молитва (салят, намаз), которую ежедневно нужно совершать в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети, которая в то же время является центром религиозного обучения и общественных собраний.
Третьей ритуальной обязанностью является пост (саум) в месяц рамадан. Согласно традиции, первое откровение было ниспослано Мухаммеду в месяц рамадан, поэтому пост воспринимается как телесная форма служения Богу.
Четвертой обязанностью мусульман является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины и ее прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых и все имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования - садака.
Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку - (хадж), прежде всего в "Священную мечеть" аль-Масджид аль-Харам, где находится главная святыня ислама - Кааба. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества в месяц зу-ль-хиджжа, который соблюдается на протяжении всей истории ислама. Считается желательным, чтобы хадж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни (при условии физических и материальных возможностей); в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников.
Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад - полную отдачу всех сил, включая священную войну, для торжества ислама - как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай.
По мере распространения ислама среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к "прецедентам", то есть действиям и поступкам пророка (сунна), древним обычаям Медины, собственному чувству справедливости (рай). Зафиксированная в хадисах и кодифицированная в IX в., сунна фактически приобрела большее значение, чем Коран - памятник начального ислама. Мусульманскими правоведами было объявлено, что сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны. Правоверные мусульмане получили название ахль ас-сунна - "люди сунны", "сунниты".
Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения - фикха. Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права - шариат. Обычное право - адат, которое регулировало различные отношения у завоеванных арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во второй половине VIII-IX вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырех богословско-правовых школ - мазхабов. Основателями этих школ (существующих до настоящего времени) были Абу Ханифа (около 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад - самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них "двери иджтихада" были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв.
Уже в первое столетие существования ислама в нем произошел раскол: выделились, кроме суннитов, шииты - сторонники Али, мужа дочери пророка - Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной - имамат.
Самыми распространенными праздниками мусульман являются:
- праздник жертвоприношения Ид аль-адха, Курбан-байрам);
- праздник розговенья (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам);
- праздник Аль-Исра валь-Мирадж;
- день рождения Пророка (Маулид ан-наби).
Кроме праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных дат, связанных с почитанием имамов-мучеников, когда проводятся траурные церемонии и оплакивания. Это прежде всего ашура (шахсей-вахсей) - в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда.
Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие:
- Организация "исламский конгресс", созданная в 1969 и объединяющая свыше 40 мусульманских государств;
- Всемирный исламский конгресс (создан в 1926);
- Лига исламского мира (создана в 1962);
- Всемирная исламская организация, образованная в 1964 (до 1970 называлась "Афро-Азиатская исламская организация").
Экспансия ислама
В конце XX - начале XXI века наблюдается заметный рост числа мусульман в европейских странах, связанный с растущим числом мигрантов и большой рождаемостью в семьях мусульман. Растущая мусульманская часть общества начинает оказывать всё более заметное влияние на его развитие.
Американский доктор теологии Питер Хэммонд считает, что ислам это не религия, и даже не культ. По его мнению, это всеобъемлющая, тотальная, детально разработанная система жизни, включающая в себя религию, право, политическую и социальную системы, военные аспекты. В своей работе «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза» [1] исследователь отмечает:
Далее Хэммонд приводит характерные черты поведения исламской части общества в зависимости от численности мусульман:
- Пока популяция мусульман не превышает 2%, независимо от страны, они будут вести себя по большей части как миролюбивое меньшинство и не будут представлять особой угрозы для граждан.
- При достижении уровня 2-5% населения, мусульмане начинают заниматься прозелитизмом среди маргинальных слоёв населения, этнических меньшинств, в тюрьмах.
- При достижении 5% они начинают пытаться оказывать влияние на социально-культурную атмосферу соразмерно со своей процентной долей в обществе. А именно: начинают продвигать понятие «халяль», производить и продавать продукцию для мусульман, тем самым обеспечивая рабочие места для себя, организуют торговые сети, рестораны «для своих», культурные центры. На этом этапе они также пытаются налаживать контакты с государственными структурами, пытаясь выторговать для себя наиболее благоприятные условия для исполнения шариатских норм.
- Когда мусульманское население достигает 10%, они, по мнению Хэммонда, начинают прибегать к незаконным методам достижения своих привилегий. "Например, в Париже, - пишет автор, - мы уже видим поджоги баров. При проявлении какой-либо реакции со стороны местного населения, моментально вспыхивают бунты, и следуют угрозы, - что мы наблюдали в Амстердаме, когда были выступления против карикатур на Мухаммада и фильмов об исламе".
- При достижении 20% местным гражданам следует быть готовым к началу исламских рейдов на улицах, джихадистским патрулям, поджиганию церквей и синагог.
- После отметки в 40% остатки народа, возможно, станут жертвой широкомасштабной резни, периодического террора.
- Когда мусульман станет большинство - более 60%, граждане – немусульмане начнут подвергаться преследованиям, гонениям, этническим чисткам, будут урезаны в правах, начнут платить дополнительные налоги, и всё это юридически будет основываться на шариатских положениях.
- При достижении 80% - государство уже полностью во власти мусульман, христианские и иные религиозные меньшинства будут подвергаться регулярным запугиваниям, насилию, будут проводиться санкционированные государством чистки с целью изгнания из страны «неверных» или принуждения их к принятию ислама.
Численность мусульман
Мусульман во всем мире насчитывалось в 1996 1126 млн. человек, что составляло 19% всего населения земного шара. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии (без стран бывшего СССР) жило 778 млн. (22% населения этой части света и 69% всех мусульман), в Африке - 309 млн. (соответственно 41% и 27%), в Европе (включая всю территорию России) - 32 млн. (4,4% и 2,8%), в Америке - 7 млн. (0,9% и 0,6%), в Австралии и Океании - 0,4 млн. (1,3% и 0,03%).
В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии (150 млн. - 83% всего населения; все приводимые цифры относятся к 1990), Пакистане (119 млн. - 97%), Бангладеш (101 млн. - 87%), Индии (99 млн. - 12%), Иране (56 млн. - 99%), Турции (55,5 млн. - ок. 100%), Китае (27 млн. - 2,4%), Ираке (18 млн. - 95%), Афганистане (16 млн. - 99%), Саудовской Аравии (13 млн. - 93%), Йемене (13 млн. - почти 100%), Сирии (11 млн. - 90%), Малайзии (10 млн. - 55%), на Филиппинах (5 млн. - 8%), в Иордании (3,2 млн. - 94%), Таиланде (2,2 млн. - 4%), Кувейте (1,9 млн. - 90%), Ливане (1,8 млн. - 60%), Объединенных Арабских Эмиратах (1,6 млн. - 85%), Мьянме (1,6 млн. - 4%), Омане (1,4 млн. - 96%), Палестине (1,4 млн. - 88%), Шри-Ланке (1,3 млн. - 8%). Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне (ок. 440 тыс. - 85%), Катаре (ок. 405 тыс. - 91%), Мальдивской Республике (214 тыс. - св. 99%), Брунее (ок. 190 тыс. - 71%).
Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте (46 млн. - 85% всего населения), Нигерии (34 млн. - 40%), Алжире (25 млн. - свыше 99%), Марокко (25 млн. - около 100%), Судане (18 млн. - 70%), Эфиопии (16 млн. - 35%), Танзании (9,6 млн. - 35%; на Занзибаре ислам исповедуют 98% населения), Тунисе (8,1 млн. - 99,5%), Мали (8,1 млн. - 86%), Сомали (7,6 млн. - почти 100%), Нигере (6,4 млн. - 90,5%), Гвинее (5,7 млн. - 83%), Кот-д-Ивуаре (4,9 млн. - 39%), Ливии (4,4 млн. - 96%), Буркина-Фасо (4,3 млн. - 48%), Камеруне (2,7 млн. - 24%), Чаде (2,6 млн. - 45,5%), Гане (2,4 млн. - 16%), Мозамбике (2 млн. - 13%), Мавритании (2 млн. - около 100%), Сьерра-Леоне (1,8 млн. - 43%), Эритрее (1,7 млн. - 51%), Кении (1,5 млн. - 6%), Уганде (1,5 млн. - 8%), Малави (1,2 млн. - 14,5%). Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия (около 820 тыс. - 95%), Коморские Острова (около 430 тыс. - 98%), Джибути (около 385 тыс. - 95%), остров Майотта (78 тыс. - 97%).
Среди государств, образовавшихся после распада СССР, много мусульман в Узбекистане (14 млн. - 68% всего населения), России (13 млн. - 9%), Казахстане (6,7 млн. - 40%), Азербайджане (5,7 млн. - 80%), Таджикистане (4,4 млн. - 82%), Туркмении (2,8 млн. - 76%), Киргизии (2,6 млн. - 60%). В России мусульмане в основном сосредоточены в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири и на Северном Кавказе.
В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция (4,3 млн. - около 8% населения), Германия (2 млн. - 2,5%), Югославия (Сербия и Черногория: 1,8 млн. - 17%), Босния и Герцеговина (1,7 млн. - 40%), Великобритания (1,4 млн. - 2,5%), Албания (по приблизительной оценке, 1,3 млн. - 40%), Италия (1,1 млн. - около 2%).
В Албании, Боснии и Герцеговине, Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения (в Югославии главным образом албанцы Косова), во Франции, Германии, Великобритании, Италии - это в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Африки, в Германии - главным образом турки, курды, арабы, так называемые славяне-мусульмане (из Боснии и Герцеговины), в Великобритании - в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии - арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи.
В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра - 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности - это арабы, персы и другие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам - около 1/3 всех мусульман страны).
По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 1,7 млрд. мусульман [2].
Литература
- Б.-Р. Логашова, П. И. Пучков. Ислам. Энциклопедия "Народы и религии мира"
Использованные материалы
[1] http://www.sedmitza.ru/text/3603944.html
[2] Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014: http://www.sedmitza.ru/text/4442843.html