Бог Отец - первое Лицо (Ипостась) Святой Троицы
Как и все Лица Святой Троицы, Бог Отец обладает свойствами присущими только Богу. Бог Отец равночестен в Своем Божественном достоинстве Сыну и Святому Духу, единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Сыном и Святым Духом. Как и всем Лицам Святой Троицы Ему воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Богу Отцу, христиане поклоняются вместе с Ним Сыну и Святому Духу, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.
От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Бог Отец предвечно рождает ипостась Сына и предвечно изводит ипостась Святого Духа. Отец служит ипостасной причиной – связью и единением для Лиц Святой Троицы, ибо Сын и Святой Дух, приемля от Него начало, к Нему же единому и возводятся, как Своему Виновнику.
Свт. Григорий Богослов пишет:
Следуя Святым Отцам, Бог Отец есть Божественный Ум (Разум), порождающий в вечности Слово и изводящий Святого Духа.
Св. Иоанн Дамаскин:
Св. Никита Студийский:
Именем Отец Божественный Ум наименовал Себя желая раскрыть Свое родительское отношение к Своему Сыну – Слову. Это отношение человек постигает из отношения своего ума к к внутреннему слову (мысли), поскольку является Образом Божьим – Образом Святой Троицы.
Свт. Игнатий (Брянчанинов):
Учение Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Священном Писании:
- Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит:
- "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин. 5, 26)
- Он называется Отцом по отношению к Сыну:
- "никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11, 27)
- "дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Ин. 5, 23)
- "Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс. 2, 7)
- "из чрева прежде денницы родих тя" (Пс. 109, 3)
- Отец представлен началом по отношению и к Св. Духу:
- "когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15, 26)
- "но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога" (1 Кор. 2, 12)
Использованные материалы
- Статья энциклопедии "Азбука веры", изложенная по Догматическому богословию митр. Макария.
[1] Собрание сочинений святителя Григория Богослова, том 4, стр. 30. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской - http://www.bogoslov.ru/data/2009/12/10/1234303869/gri_4tom.pdf
[2] Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XII. О том же. Еще о божественных именах подробнее - http://www.pagez.ru/lsn/0230.php#012
[3] Цит. по статье энциклопедии "Азбука веры"
[4] Аскетические опыты, том II. 8. О образе и подобии Божиих в человеке - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=192