Прав. патриарх Иаков. Икона первой четверти XVIII в., из пророческого ряда Кижского Преображенского храма |
Память в Неделю святых праотец и в Неделю святых отец [1]
Его история излагается в Быт. 25, 27-50. Иаков был младший сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. "И настало время родить ей (т.е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков.
Дети выросли и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах." Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни.
Патриарх Иаков. Икона XVI в. Скопье (Македония), Национальный музей |
Сон Иакова: видение лествицы. Роспись в катакомбах на Виа Латина в Риме, ок. 320-350 гг. |
Наконец через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, Иаков тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем что у него было и направился в землю Ханаанскую. Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить по крайней мере домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (Быт. 30:25-43).
В Маханаиме Бог ободрил Иакова, - его встретили ангелы Божии; но все-таки по мере приближения к отечеству, он ощущал в душе невольный страх, боясь встречи с братом своим Исавом, гнев которого против него, как он думал, еще не утих совершенно.
Сон Иакова: борьба Иакова с ангелом. Фреска в нартексе храма Богоматери Перивлепты (Македония, Охрид), 1294-1295 гг. |
После несчастного события, именно бесчестия, нанесенного князем Сихемским его дочери, Дине, и жестокого отмщения за это Сихемлянам ее братьями, Симеоном и Левием, Иаков по повелению Божию со всем семейством собрался в Вефиль. Но перед отправлением в путь он приказал всем бывшим с ним бросить чужих богов, очиститься и переменить свои одежды. Вефиль был местом новых откровений милости Божией к Иакову. Во время пути из Вефиля любимая супруга Иакова, Рахиль, скончалась от трудных родов, родивши ему сына Вениамина, и погребли ее близ Вифлеема.
Исаак был еще жив, будучи 180 лет от роду, когда Иаков посетил его в Хевроне, где впрочем он скоро скончался, и погребли его Исав и Иаков сыновья его (Быт 35). После сего Иаков обыкновенно жил в земле Ханаанской, но в определенном ли каком месте; о том в кн. Бытие точно не говорится. Один раз мы встречаем его живущим в долине Хевронской (Быт. 32:1,15).
Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет, послужила для него источником горькой печали и скорби (Быт 37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему не мало беспокойств и огорчений. Но вот наконец он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (Быт. 42:45). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии, и наконец прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав на встречу своему отцу в Гесем, Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. - "Умру я теперь, увидев лицо твое, говорил Израиль Иосифу, ибо ты еще жив" (Быт. 46:29-30). Представленный Фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. - "Сколько лет жизни твоей?" спросил у него Фараон. - "Дней странствования моего сто тридцать лет, отвечал Иаков, малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их" (Быт. 47:8-10). И благословил Иаков Фараона и вышел, от него.
Иаков в Египте, Гюстав Доре, 1865 г. |
Перед своею смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне, и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (Быт 47:29-31, 48, 49).
По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела, согласно со сделанным им завещанием (Быт. 50:1-13).
Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов царей ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной ста сорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или Еврейского народа или народа Божия и т.п.
Еще чаще встречается в Свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником - имя Израиля. Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков или Израиль сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно-верующих на земле (Втор. 33:10, Пс 13:6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская церковь, основанная на земле Господом Иисусом Христом и Его апостолами.
Сыновья Иакова стали родоначальниками двенадцати колен израилевых (см.).
Использованные материалы
- Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
- Прот. Леонид Грилихес, А. Е. Петров, Д. В. Зайцев, С. А. Моисеева, М. А. М. "Иаков" // Православная энциклопедия, т. 20, с. 435-442 (материал использован частично):
[1] В Православных Церквах Иаков имеет общую память с другими праотцами. В византийских синаксарях сказание о праотцах помещалось также после сказаний о святых между 16 и 20 декабря (SynCP. Col. 315 sq.). 18 декабря встречается отдельное празднование в честь трёх первых патриархов - Авраама, Исаака и Иакова, иногда также вместе с пророком Давидом (SynCP. Col. 321 sq.).