Рай (евр. «закрытый сад»).
Различаются два рая:
Рай земной
«Рай земной», «Рай сладости», насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия, «на востоке» (от того места, где написана эта книга, т.е., вероятно, – Палестины), в стране Эдемской.
Мнения о том, в каком именно месте находился этот рай, различны. При описании его, находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший рай, был источником четырех рек – Фисона, Геона, Тигра и Евфрата.
На этом основании одни ищут рай в восточной Азии, считая раем целую страну Эдем; другие находят его между Евфратом и Гангом, причем в названиях Геона и Фисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением рая Сирию (принимая Фисон за Хризоррой (совр. Барада) и Геон – за Оронт (совр. Эль-Аси), Месопотамию или Халдею. Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лица земли первозданный рай, совмещавший в себе все, что было прекрасного в первозданной природе.
Рай небесный
Рай небесный – «царствие», уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство.Сказания Св. Писания о рае небесном очень кратки. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лк. 23:43); об этом рае Иисус Христос говорил апостолам: «в доме Отца Моего обителей много... иду приготовить место вам», а апостол замечал: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1).
Рай небесный, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть еще небеса (Откр. 6:9; 7:9; 4:4). Климент Римский говорит об ап. Петре, что он по смерти «отошел в место славы», о Павле – что он «по кончине отошел в место святое».
Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они «пребывают в подобающем месте у Господа». Ириней Лионский замечает, что «преложенные (т.е. умершие на земле праведники) преложены в рай, ибо рай приготовлен для людей праведных и духовных».
Иларий, Григорий Нисский и др. говорят о «лоне Авраамовом» в раю как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить по всеобщем воскресении и страшном суде.
Ипполит и Тертуллиан отличают рай, или небо, как специальное место селения мучеников и пророков, от лона Авраамова как селения праведников.
По словам Киприана, «смерть для праведных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечность для жизни у Бога и со Христом в рай или царствии небесном».
По Ефрему Сирину, все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленное Солнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими.
Афанасий Великий говорит: «Вопрос, где находятся отшедшие души – вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас».
Григорий объясняет неполноту сказания книги Бытия о рае земном тем, что «обычай есть писанию о недоумеваемых доселе творить сказание просто и немногопытно».
Все отцы Церкви учили, что души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном раю, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих еще на земле.
Это учение на вселенских соборах Халкидонском и 2-м Никейском возведено в догмат Церкви. Некоторые из позднейших богословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силу которой они признают действительными все те видения рая и хождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние и новые агиографы.
Ряд этих сказаний о рае открывается сказанием о мученичестве св. Перпетуи (ум. 203), где рай небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях рая ему усвояется все, что можно себе представить прекрасного в природе.
Для христианского искусства рай с самого начала был одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, на саркофагах, в мозаиках катакомб, равно как вообще в живописи. Православное церковное учение о рае резюмируется в литургических памятниках, а также в погребальных молитвословиях.
В древнейшем тексте (александрийском) Литургии Василия Великого Церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных «в место злачно, на воды упокоения, в рай веселия, откуда удаляются всякая печаль и воздыхание, в свет святых». В молитвах поминовения усопшего Церковь просит, чтобы Бог вселил умершего «в место светло, злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
Литература
- Епископ Сильвестр, Опыты православного догматического богословия, т. 5;
- Монах Митрофан, Как живут наши умершие по смерти, 1887;
- Г.К. Властов, Библейская летопись, СПб., 1875;
- Н.Н. Глубоковский, Обращение Савла, ХЧ, 1896;
- Н.И. Глориантов, Взгляд на отношения геологии к библейским сказаниям, там же, 1861;
- Новорусский, О шестидневном творении, ПО, 1886-87;
- Б.И. Ловягин, Библейское учение о творении, «Странник», 1863;
- Н.А. Сергиевский, О творении, ПО, 1873;
- Рай и ад, ХЧ, 1840;
- Ловягин, Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле, там же, 1867;
- О воздаянии после частного суда, там же, 1852.
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.