Пророк Давид. Икона пророческого ряда из иконостаса в храме Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря, г. Москва |
Память в Соборе Пресвятой Богородицы и в Неделю по Рождестве Христовом
Жизнь святого пророка и царя Давида описана в Библии, в 1 книге Царств, 2 книге Царств и 1 книге Паралипоменон.
Давид был восьмым и последним сыном Иессея, старейшины города Вифлеема из колена Иудина. В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.
В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне. Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул, царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.
Саул знал от пророка Самуила, что Господь отвергает от него царство и отдает другому. В Давиде он видел своего преемника, и это его раздражало. Поэтому Саул стал искать смерти Давида. До самой своей смерти царь преследовал Давида, но Бог спасал своего избранника. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. После гибели Саула и его сына Ионафана Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула - царем всего Израиля.
Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне. Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев г. Иерусалим, возвышавшийся на 2010 фт. над ур. м. и сильно укрепленный. Давид овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Давид перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение.
В делах гражданского управления Давид обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д.
Вскоре Давид предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне, были разбиты и обессилены навсегда: граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом; поражены были также моавитяне, сирийцы и идумеяне, с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Черного моря к югу.
Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Давид предполагал даже построить великолепный Храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех.
Незаконная связь с женой доблестного воина Урии, Вирсавией, повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю "умножать себе жен" (Втор. 27, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия.
Но когда пророк Нафан обличил Давида, он дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. Образец покаяния святой Давид дал в 50-м псалме.
Многочисленное поколение сыновей Давида сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон, третий, Авессалом, и четвертый, Адония. Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью.
Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Давид остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талантов серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Давид предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии — Соломону.
Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя - Мессии, Господа нашего Иисуса Христа.
В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, Давид изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну книгу Псалмов или Псалтирь, которая широко используется как в богослужении, так и в личной молитве.
Сыном Давида был царь Соломон, автор библейских книг Притчей и Екклесиаст. Из рода Давидова произошли Богородица и Сам Спаситель Христос.
Тропарь, глас 2
Пророка твоего Давида память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче Давиде, славне.
Использованные материалы
- Жития на сайте Православие.Ru
- Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.