Изгнание Агари и Исмаила, Гюстав Доре, 1852 г. |
Родом из Египта, была служанкой Сарры, жены Авраама.
Бездетная Сарра в соответствии с существовавшим тогда обычаем предложила Аврааму «войти» к их служанке Агари, чтобы затем усыновить детей от нее (ср. Быт 30, где так же поступают Рахиль и Лия). Этот обычай отражен во внебиблейских источниках (Нузи и законах Хаммурапи), и, согласно им, жена, которая не могла родить, должна была предоставить мужу свою служанку, рожденные же служанкой дети, если законный наследник так и не появился на свет, считались законными [1].
Уже во время беременности Агарь в надежде передать главенство в семье своему будущему ребенку возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра с соизволения мужа начала притеснять Агарь, и та была вынуждена бежать в пустыню (вероятная этимология имени Агари - бегство, беглая; ср. араб. higra - бегство). В пустыне у источника ее нашел ангел, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о рождении от него многочисленного воинственного племени (агаряне, измаильтяне). В честь этой встречи источник был назван Беэр-лахай-рои (источник Живого, видящего меня).
Возвратившись к Аврааму, Агарь родила ему сына, названного Исмаилом. После того как 14 лет спустя у Сарры во исполнение обетований родился собственный сын Исаак, на пиру в день отнятия его от груди матери конфликт между госпожой и служанкой разгорелся вновь, и Авраам с благословения Бога удалил Агарь и Исмаила из дома (обычай, которому также находятся параллели в законодательных текстах Хаммурапи [2]). Заблудившись в пустыне, Агарь едва не потеряла сына, умиравшего от жажды, но Бог спас изгнанников, показав Агари колодец с водой, и подтвердил обетование о происхождении от Исмаила великого воинственного народа. В апокрифе кн. Бытия [3] (см. Кумранские рукописи) сообщается, что Агарь была подарена Аврааму вместе с другими великими дарами фараоном, когда Господь поразил фараона болезнью (Быт 12). Позднейшие предания дополняют библейский рассказ, делая из Агари дочь фараона и описывая подробности ее ссор с Саррой [4].
Ап. Павел в Послании к Галатам (Гал. 4, 22-30) понимает рассказ об Агари как аллегорию о синайском законодательстве («нынешнем Иерусалиме») и придерживающихся его иудеях. Им противопоставляется свободная жена Авраама Сарра как праматерь принадлежащих «вышнему Иерусалиму» христиан. Подобно тому как Агарь по повелению Божию удалилась из дома Авраамова, так и иудеи, желающие оставаться под игом закона и после пришествия Христа, не могут быть наследниками Его царства. Отношение между Саррой и Агарью и их детьми, судьба Агари и Исмаила, по мысли св. Кирилла Александрийского, прообразовали отношение новозаветной и ветхозаветной Церкви и судьбу последней в новозаветное время [5]. Спасение сына Агари в пустыне знаменовало собой спасительную благодать Крещения [6].
Арабы называют гору Синай именем Агари.
Литература
- Александров Н., свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям св. отцов и других писателей. Каз., 1901. С. 102-118, 127-134;
- Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 105-109; Т. 11. С. 221-223;
- idem. Вавилонский царь Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. СПб. 1904;
- Зыков В. И., свящ. Библейский патриарх Авраам: библ.-ист. апологет. очерк. Пг., 1914. С. 418-432, 512-516;
- Kittel R. ̓Αγάρ // ThWNT. Bd. 1;
- Heitzer A. Hagar: Eine kritische und exegetische Untersuchung zu Gen 16 und 21, 1-21. Bonn, 1934;
- Новая толковая Библия. Т. 1. С. 321-322, 332-334;
- Knauf E. A. Hagar // ABD. Vol. 1 [библиогр.];
- Grohmann M. Die Erzmütter: Sara und Hagar, Rebekka, Rahel // Alttestamentliche Gestalten im Neuen Testament: Beitr. z. Biblischen Theologie / Hrsg. M. Öhler. Darmstadt, 1999. S. 53-74;
- Sellin G. Hagar und Sara: Religionsgeschichtliche Hintergründe der Schriftallegorese Gal 4. 21-31 // Das Urchritentum in seiner literarischen Geschichte: Festschrift für J. Becker / Hrsg. U. Mell, U. B. Müller. B., 1999. S. 59-84. (BZNW; 100).
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 1, с. 233-234
- Библейская Энциклопедия Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г.
[1] Зыков. С. 420; Лопухин. 1904. С. 30
[2] см. Зыков. С. 514
[3] 1Q Gen. Ap. 20: 32
[4] Берешит Рабба 45; 53
[5] Искусные объяснения избранных мест из книги Бытия // Творения. Ч. 4. С. 139-142
[6] Григорий Нисский, св. Слово на день Светов // Творения. Ч. 8. С. 12-13; Епифаний Кипрский, св. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской церкви. Гл. 7 // Творения. Ч. 5. С. 321