Бог (греч. θεός; лат. deus) - Существо, выше и совершеннее Которого быть не может. Будучи предвечен (безначален), Бог - Творец всего сущего (Ин. 1, 3). Бог - реальная Личность, гораздо реальнее нас самих.
Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Все, что мы знаем о Боге, открыто нам Им Самим.
Лишь Церковь является истинной хранительницей и истолковательницей Божественного Откровения, данного ей Господом. Поэтому достоверное рассуждение о Боге возможно лишь на основании учения, преподаваемого Церковью, т. е. в рамках церковного богословия. Подчеркивая исключительную достоверность своего ви́дения Бога и осознавая свою особую историческую роль в проповеди о Нем миру, Церковь в то же самое время видит в мировой культуре, истории, общественном и индивидуальном сознании разнообразие форм восприятия Бога человеком, в которых в той или иной степени присутствуют элементы истины.
Неправильно рассматривать учение о Боге в качестве статической и самодостаточной истины. Бог в истории открывал Себя постепенно, и в исторической динамике Откровения виден единый спасительный замысел, который придает смысл и цель истории человечества, понимаемой как история спасения.
Нужно понимать, что любая попытка рассказать о безграничном и всесовершенном Боге неизбежно будет упираться в ограниченность человеческого разума и условности языковой терминологии, поэтому обычно такой рассказ сводится к перечислению отдельных свойств Божиих, явленных человечеству через Откровение. Существует два метода дискурсивного богопознания, называемых катафатическим (положительным) и апофатическим (отрицательным) богословием. Первое прилагает к Богу все наивысшие совершенства, которые только мыслимы в мире (напр., благость, мудрость, жизнь, любовь, бытие), а второе отрицает все несвойственное Богу (материальность, ограниченность, тварность и проч.).
Кто есть Бог
Свт. Тихон Задонский:
Бог как Дух отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам и, следовательно, более или менее несовершенны, а Он есть Дух неограниченный или беспредельный во всех отношениях, иначе – всесовершенный. Он не ограничен ни пространством, ни временем: "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3, 8; Пс. 89, 5).
Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по Cвоему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16).
Библейские именования Бога
- Адонаи
- Ветхий денми
- Иегова (Яхве)
- Саваоф
- Элогим
Свойства Божии
Беспредельность или всесовершенство. Бог не только свободен от всякого ограничения и недостатка, в каком бы то ни было отношении, но вместе обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени или без всякой степени и меры.
Самобытность. Бог не обязан бытием Своим какому-либо другому существу, а имеет и бытие, и все, что ни имеет, от Самого Себя.
Независимость. Бог и в существе, и силах, и в действиях Своих определяется только Сам Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный, самовластный, самодержавный. Это свойство Божие вытекает уже из предыдущего. Если Бог есть Существо самобытное, и все, что ни имеет, имеет только от Себя: то, значит, Он ни от кого и не зависит, по крайней мере, по бытию Своему и силам.
Неизмеримость и вездеприсутствие. Бог как Дух чистейший и притом беспредельный во всех отношениях не подлежит, в частности, никакому ограничению и пространством или местом, но наполняет Собою все, a вездеприсутствие – в том, что, наполняя Собою все, Он естественно находится во всяком месте и присущ всякому существу. "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо Ты там; сойду ли в преисподнюю и там Ты. Возьму ли крылья зари (по другому переводу "денницы") и переселюсь на край моря,- и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя" (Пс. 138, 7-10).
Вечность. Бог не имеет ни начала, ни конца Своего бытия и вообще свободен от всех условий времени.
Неизменяемость. Бог всегда пребывает один и тот же и в Своем существе, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях и действиях.
Всемогущество. Бог обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать, – от чего называется безразлично и всемогущим или всесильным, и Вседержителем.
Всеведение. "И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет" (Евр. 4, 13). "Несоделанное мое видесте очи Твои" (Пс. 138, 16)
Использованные материалы
- Свящ. В. Шмалий. Бог. Православная энциклопедия, т. 5, с. 387-433 (материал использован частично)
- Бог. Православная энциклопедия "Азбука веры" (материал использован частично)
- Протоиерей Серафим Слободской. О Боге
[1] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: "Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении" доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981, 119-120