Крещение Руси. Икона, 1988 г., Музей МП «Софрино» |
Термин и понятие
Опорные понятия о Крещении Руси выражены в определяющем памятнике первого поколения после равноапостольного Владимира, "Слове о законе и благодати" святителя Илариона. Здесь русские предстают единым народом ("язык руский," "мы"), отождествляемым с их землёй и государством ("Рус(ь)ка земля," "земля наша," "область сия"): всё это может обозначаться одним словом - Русь. О крещении (также "обращении," "просвещении," "покорении Богу") Руси говорится как о единовременном событии которое было совершено повелением великого князя Владимира. Таким образом, Владимир подобен равноапостольному Константину Великому: "онъ въ елинѣхъ и римлянѣх царьство Богу покори, ты же - в Руси" [2]. Посредством Владимира русские люди "познахомъ Господа и льсти идольскыа избыхомъ, яко твоимъ повелѣниемь по всеи земли твоеи Христос славится" [2].
Менее века спустя, выражение близкое к "Крещению Руси" употребляется в Повести временных лет:
- Благословенъ Господь Иисусъ Христосъ иже възлюби новыя люди, Рускую землю, и просвѣти ю крещениемь святымь [3].
- Тако же и другый братъ, именемъ Еремѣй, иже помняше крещение земли Руськой [4].
Понятие о Крещении Руси как о единовременном событии совершенном святым Владимиром закрепилось в его устойчивом почитании как крестителя страны. Так:
- В заметке о перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба в южнославянском Прологе конца XIII-начала XIV века: "святаго Владимира, кнеза рушьскаго великаго, второго Константина, крестившаго всу Рушьскую землю" [5]
- В "Слове о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго," предположительно конца XIV-начала XV века: "царя Володимера, новаго Костянтина, крестившаго Роускую землю" [6].
- В Казанском летописце 1564-1566 годов: "(Владимир) обрете, яко свещу на светиле, истинную православную веру, и тою нас всех просвети..." [7].
В российской историографии нового времени термин был употреблён В. Н. Татищевым ("крещение славян и Руси") [8] и Н. М. Карамзиным ("крещение России") [9]. Однако, церковно-научное и академическое исследование и обсуждение Крещения Руси в новом времени долго не выделяло какого-либо устоявшегося словосочетания. О закреплении выражения "Крещение Руси" можно говорить в XX веке. Широкое обращение сохраняют многочисленные синонимы, включая "Просвещение Руси," "введение Христианства," "вторая религиозная реформа Владимира" и другие.
Предпосылки
Вопрос о преобразовании религиозной жизни Руси стоял перед великим князем Владимиром Святославичем со времени его вокняжения в Киеве в 978 году. Это видно из одного из его ранних деяний - согласно Повести временных лет он установил на Старокиевской горе, рядом с княжеским двором, "кумиров" языческих богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, которым были установлены жертвоприношения, в том числе человеческие. Этот пантеон представлял срез почитаемых божеств разных племён: здесь и славяно-балтийские и сармато-аланские божества. Владимиров посадник в Новгороде, Добрыня, также "постави Перуна кумир над рекою Волховом" [10], из чего предполагают что учинённое Владимиром преобразование языческого пантеона распространялась и на другие города Руси. Причиной этой т.н. "языческой" или "первой религиозной реформы" Владимира обыкновенно называют попытку объединить разноплеменное население русского государства путём создания какого-либо общепринятого синкретического религиозного культа.
Однако, уже вскоре после этой реформы, Владимир стал искать иную религию, причём привлёк к поиску и своих приближенных мужей. Историки часто рассматривают этот поворот в общем контексте обращения к единобожию - особенно к Христианству - который охватил соседние Руси страны. Согласно этому объяснению прежний мотив объединения и сплочения народа новой верой остался, но теперь Владимир решил оценить также и достоинства монотеистических учений. Согласно одному бытующему преданию [11], непосредственным толчком для новых исканий Владимира стала мученическая смерть бояр-христиан отца и сына Феодора и Иоанна, растерзанных языческой толпой за их отказ участвовать в публичном человеческом жертвоприношении после успешного похода Владимира на ятвягов в 983 году.
Пользуясь сильной властью и высоким авторитетом как внутри так и вне своей державы, Владимир имел возможность совершить свободный выбор среди различных вер представленных в его окружении. Повесть временных лет говорит и приёме Владимиром четырёх посольств представителей разных учений: к нему являлись "болъгары веры Бохъмиче" (волжские булгары-магометане), "немьцы от Рима" (немцы-латиняне, "жидове козарьстии" (хазары-иудеи) и "грѣци" (греки-православные) в лице "философа." Согласно тому же источнику после бесед с послами Владимир, по совету дружины, отправил собственные посольства - чтобы "испытати... их службу" - в три из четырёх упомянутых религиозных центров: "в болгары," "в немьци" и "в греки." На деле, круг возможного выбора Владимира был несколько шире и включал:
- Язычество - Несмотря на неудовлетворённость своей "первой религиозной реформой," Владимир мог пойти по пути дальнейшего реформирования язычества в свей стране. При наличии множества разнообразных культов и верований, основная масса племён Руси была при этом языческой, и путь внутренней синкретической реформы обещал наименьшее сопротивление. Примерами господствующего язычества для Владимира могли быть родственные русской элите варяги (скандинавы), среди которых язычество сохраняло сильные позиции несмотря на постепенное распространение Христианства; прибалты, у которых язычество оказалось наиболее живучим в Европе; а также такие степные народов как половцы.
- Иудаизм - Большинство подчинённых русскому государству славянских племён ранее были данниками Хазарии, чья элита преимущественно принадлежала к иудаизму. Хазарское культурное влияние на Русь видно из того что и сам Владимир титуловался хазарским титулом "каган." Разгром Хазарии отцом Владимира Святославом не положил конец соседствующему с Русью каганату и, вероятно, подстегнул интеграционные процессы между расколотым хазарским и крепнущим русским обществом.
- Ислам - Ко времени Владимира у русских имелся не только богатая история торговли с мусульманами, но и опыт управления мусульманским населением - как, например, во время захвата столицы Кавказской Албании, города Бердаа (ныне Барда) в 943-944 году. Ближайшим соседом Руси принявшим ислам на государственном уровне стала в 922 году Волжская Болгария, почему волжские "болгары" и были наиболее значимым примером мусульман для русских того времени. При этом, арабский писатель аль-Марвази (+ ок. 1120) свидетельствует также о посольстве русского князя по имени "Владмир" в Хорезм, тоже в видах принятия ислама [12]
- Христианство - После язычества Христианство было, вероятно, наиболее широко представленной и хорошо известной верой на Руси времён Владимира. Православие имело безусловное первенство, но на Руси также видимо были известны такие ереси как:
- Арианство - Из-за давнего закрепления готов-ариан в Крыму, во времена Владимира арианство возможно сохраняло своё положение там. В этой связи примечательно что рассказ Повести временных лет о собственном крещении Владимира в Корсуни (ныне в пределах Севастополя) вкладывает в его уста Символ веры с арианской формулой: "Сын подобносущен... Отьцу" [13].
- Антихалкидонство - Армяне-антихалкидониты были известны на Руси и благодаря торговле и в качестве специалистов (в частности - врачей).
Собственно Православная Церковь, в свою очередь, была представлена рядом географически разнесённых юрисдикций с различными традициями:
- Римская Церковь - Первенствующий Патриархат, т. н. Западная Церковь переживала переломную эпоху вызревания разрыва с Полнотой Православной Церкви, утверждения папской власти, институционального укрепления, а также миссионерского распространения на Восток. Рим вёл последовательную политику соперничества с Константинопольской Церковью, перехватывая территории где первоначально распространялось Православие восточного обряда - в эпоху Крещения Руси такими стали Польша и Венгрия, несколько ранее Моравия. Главной движущей силой миссионерства Римской Церкви на Востоке были немцы - "немьцы от Рима" - с которыми Русь имела тесные связи, входя в союз с Германской империей. При бабке Владимира, святой Ольге, по её приглашению, в 960-961 годах для Руси в Германии были последовательно поставлены два епископа Русских - Либуций и Адальберт - но это начинание не получило развития. При старшем брате Владимира, Ярополке, в 973 году русские послы были направлены к Германскому императору, и возможно в этой связи в 979 году в Киев прибыло посольство от папы Римского Венедикта VII, но вокняжение Владимира предотвратило продвижение дела.
- Болгарская Церковь - Близкими юго-западными соседями Руси, ставшими кратковременно её данниками при Святославе, были дунайские болгары, среди которых Православное Христианство утвердилось более чем веком ранее. Балансируя между Константинопольской и Римской Церквами, Болгарское царство сумело создать собственную независимую Болгарскую Церковь. Особым значением для Руси обладала богатая книжная и литургическая культура Православной Болгарии, которая использовала близкий для русских церковнославянский язык.
- Грузинская Церковь - Другим соседним примером небольшой самостоятельной Церкви были грузины, к юго-востоку. Эпоха Крещения Руси совпала с периодом обособления Абхазского Католикосата в самостоятельный церковный удел.
Однако, летописи указывают что в итоге выбор Владимира, определивший религиозный путь Руси, пал на "греков": представителей мощнейшей поместной Православной Церкви Востока - Константинопольского Патриархата, и наиболее цивилизованного государства среди соседей Руси - Ромейской империи. Источники и исследователи выделяют ряд причин этого решения.
Почему Цареградское Православие?
- Общая экономическая и культурная притягательность Ромейской империи. По широко распространённой оценке общий интерес, создавший великое княжество Киевское, - внешняя торговля - направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей [14]. Возникнув вокруг торгового пути "из варяг в греки," государственная жизнь Руси в значительной мере вращалась вокруг этой артерии, нацеленной на Константинополь - величайший город во всех прилегающих землях, "Царьград." Кроме материального богатства, в ту эпоху расцвета и возрождения, Ромейская империя "была, строго говоря, единственной страной подлинно культурной во всём «европейском» мире" [15]. Империя отразила арабскую опасность, преодолела культурный кризис иконоборчества, и совершила миссионерский прорыв на север.
- "Первое Крещение Руси." Патриарх Цареградский святитель Фотий Великий в своем окружном послании около 867 года объявил, что "Россы... ныне сделались Христианами, и приняли себе епископа..." [16], и включил их в число паствы Константинопольской Церкви [17]. Русская Киевская епархия (или митрополия) упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому [18], и 61-й в уставе императора Льва (886-911) [19]. Таким образом, хотя эта епархия могла не иметь правильной организации, но номинально уже существовала около века до массового Крещения Руси, ведя на территории государства проповедь Православия. В войске князя Игоря уже было много христиан, а тексте договора между Русью и Ромейской империей 945 года упоминается и Киевская церковь пророка Илии. Православный храм предшествовавший временам Владимира имелся и в Новгороде. По словам Повести временных лет в то время уже мнози беша варязи христиане.
- Святая Ольга Равноапостольная. Хотя существуют спорные данные что христианами были ещё князья Бравлин (? + нач. IX в.) и Аскольд (+ 882), первым бесспорно христианским правителем Руси стала княгиня Ольга, управлявшая государством в период малолетства и воин своего сына Святослава с 945 по 969 год. Согласно наиболее расхожей версии, Ольга приняла крещение в Константинополе в 950-х годах, причём восприемником стал император Роман II, закрепив событие как значительную веху в сближении Руси и Ромейской империи в лоне Православной Церкви. Так или иначе, приняв Христианство в сознательном возрасте, Ольга, видимо не смогла значительно повлиять на воззрения на своего сына, но возможно имела больший успех в отношении внуков - Ярополка и равноапостольного Владимира. О взглядах первого Иоакимовская летопись говорит, что Ярополк в годы своего княжения христианом даде волю велику [20]. Повесть временных лет подчёркивает авторитет Ольги при Владимировом выборе веры, вкладывая в уста бояр слова: "Аще лихъ бы законъ грѣчкый, то не бы баба твоя Олга прияла кресщения, яже бѣ мудрѣйши всих человѣкъ" [21].
- Славянская словесность. В отличии от Римской Церкви, которая как правило насаждала среди обращаемых славян книжность и богослужение на латинском языке, Константинопольская Церковь со времени просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия приняла славянский язык как пригодный для создания церковной словесности. Благодаря этому, ко времени Крещения Руси литература Болгарии - центра церковнославянской словесности - "могла по богатстству литературных произведений церковно-религиозного содержания смело стать наряду с самыми богатыми в то время литературами, греческой и латинской, превосходя в этом отношении все другие европейские литературы" [22]. Таким образом на почти бескнижной Руси по принятии Православия "в обращении оказывается вдруг целая литература на близком и вполне доступном языке" [23], резко расширяя кругозор русского книжника.
- Красота. Соображение которое выдвинуто на первый план в Повести временных лет как произведшее решительное действие на посольство Владимира - красота православного богослужения в Царьграде. Летопись вкладывает в уста бояр-послов такое повествование:
- Перспектива независимости. Если Римская Церковь неизменно вбирала новые земли в пределы единой поместной Церкви с папой во главе, Константинопольская Церковь не преследовала политику централизации столь жестко, что давало новообращенным народам возможность образования обособленного церковного удела. В годы Владимира, Болгарский Патриархат и, возможно, Абхазский Католикосат были примерами таких молодых самостоятельных образований.
- Политическая конъюнктура 986-989 годов. Крещение Руси было непосредственно обусловлено чередой событий во многом продиктованных внешнеполитической конъюнктурой момента. Совокупность источников [24] позволяет восстановить их хронологию следующим образом. После катастрофического поражения от болгар летом 986 года Ромейская империя в 987 году оказалась охвачена мятежом, возглавленным полководцем Фокой Вардой, вскоре объявившем себя императором. К концу года его войска стояли уже под стенами Константинополя и, ввиду смертельной опасности, нависшей над правящей Македонской династией, император Василий II отправил посольство на Русь к Владимиру с просьбой о помощи. Владимир согласился, но ценой брака на царевне Анне, родной сестре Василия. Константинополь был вынужден согласиться, выдвинув, однако, в качестве условия крещение князя. Владимир видимо принял крещение в начале 988 года, причём его заочным крестным отцом стал сам император, в связи с чем великий князь и был наречен в крещении Василием. В том же году в Ромейскую империю было направлено русское войско, которое помогло успешно подавить мятеж. Однако, т.к. брак "порфирородной" царевны на "варваре" был неслыханным делом для ромейского императорского дома, отправка венценосной невесты видимо стала откладываться. Чтобы вынудить Константинополь сдержать свое обещание, Владимир осадил и взял ромейскую твердыню в Крыму, Корсунь (Херсонес Таврический, ныне в черте Севастополя), между апрелем и июлем 989 года. Тогда император Василий был вынужден выполнить свое обязательство, царевна Анна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром Святославичем, по всей вероятности, в том же 989 году.
Крещение киевлян. Роспись Киевского Владимирского собора, В. М. Васнецов, 1885-1896 гг. |
Ход Крещения
Вскоре по венчании, вероятно осенью 989 или весной 990 года, Владимир Святославич, поставив в Корсуни церковь святого Иоанна Предтечи, вернулся в Киев. Вместе с ним приехали его новая жена, греческая царевна Анна, а также духовенство - присланное в составе свиты царевны и приведенное из покорённого Корсуня. Повесть временных лет среди корсунян выделяет Анастаса, сподвижника Владимира в предстоящем Крещении Руси. Вдобавок в Киев были перенесены святыни из Корсуня - честная глава святителя Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы, а также церковные сосуды, иконы, медные статуи и фигуры коней. Широко распространено мнение что в первичном массовом просвещении Руси принимали участие также миссионеры из Болгарии, имевшие, благодаря близости языка, наиболее прямой доступ к русским славянам.
Возможно что Владимир предпринял первые шаги к общему насаждению Христианства в своей области ещё раньше, во время своего собственного крещения - согласно Иакову Мниху: "крестися Владимир сам, и чада своя, и весь дом свой святым крещением просвети" [25]. Однако, согласно Повести временных лет, определяющие действия были предприняты по возвращении из Корсуни в Киев. Вначале Владимир повелел повалить языческих идолов - одних изрубить, других сжечь, а идол Перуна проволочь привязанного за хвост лошади, колотить палками, бросить в Днепр, и отталкивать от берега до тех пор пока не пройдёт пороги. Несмотря на печаль язычников, это было исполнено.
Затем Владимир разослал посланцев по городу, властно призвать весь народ на Днепр: "Аще не обрящеться кто заутра на рѣцѣ, богатъ ли, убогь, или нищь, или работенъ - противникъ мнѣ да будеть." Летопись объясняет согласие народа авторитетом победоносного князя и его приближенных мужей, вкладывая в уста киевлян такие слова: "аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли." На следующий Владимир с духовенством вышли на Днепр, множество людей вошли в реку, и священнослужители соверишили над ними молитвы и таинство крещения, после чего народ разошелся по домам. Летопись подчёркивает радость, сопровождавшую Крещение - люди "с радостью идяху, радующеся;" во время всеобщего крещения была "радость велика на небеси и на земли;" а по крещении "Володимѣръ же радъ бывъ, яко позна Бога самъ и людие его."
После крещения киевлян, главными мерами Владимира по утверждению Христианства по всей своей земле были: строительство деревянных православных храмов на местах где стояли прежде языческие кумиры (таковой стала Киевская церковь святого Василия); строительство храмов и поставление священников по всем городам и сёлам государства, для приведения народа ко крещению; изъятие детей из лучших семей и определение их на книжное обучение. Вскоре Владимир начал строительство нового главного храма Русской земли - Киевской церкви Пресвятой Богородицы, для чего были призваны мастера-греки. Церковь была снабжена десятиной княжеских владений, духовенством и церковными предметами из Корсуни, а начальствующим при храме был поставлен Анастас Корсунянин - на деле, возможно, игравший центральную роль в управлении Церкви на Руси в первые годы по Крещении. При этом, была создана и более разветвлённая церковная организация для Руси - рамках Киевской митрополии при Владимире были учреждены несколько епископских кафедр: Новгородская, а также, вероятно, Белгородская, Черниговская, Полоцкая, Переяславская, Ростовская и Туровская. Предания свидетельствуют о первых святителях Русской земли - Михаиле Киевском, Иоакиме Корсунянине Новгородском, Феодоре Греке Ростовском.
Сумма свидетельств указывает на то, что ход Крещения Руси при Владимире был мирным по сравнению с подобными массовыми деяниями среди саксов, венгров, норвежцев, поляков и ряда других народов Европы. По словам академика Д. C. Лихачёва: "Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа" [26]. Известен лишь один документ - поздняя Иоакимовская летопись, чья подлинность поставлена под сомнение рядом исследователей - который говорит об использовании вооруженной силы для достижения массового крещения: именно, в случае крещения новгородцев княжеским посланником Добрыней [27]. С другой стороны, в пользу версии о насильственном Крещении выдвигается позднейшее возмущение новгородцев языческими волхвами из-за голода в 1071 году. Археология также подтверждает особую напряженность принятия Христианства в Ногороде - только там обнаружено пепелище церкви, предположительно сожженной язычниками в конце X века. Среди причин относительной быстроты и мирности реформы называют: предыдущие десятилетия христианской проповеди в городах Руси; низкий уровень развития ("неконкурентоспособность") славянского язычества, лишенного священных книг и оформившегося культа; понятность богослужебного языка (в отличии латинского в Западной Церкви) [28].
В перспективе, рассматривающей Крещения Руси не как "единичное событие, для которого можно назвать определенную дату," а как "сложный и очень многообразный процесс, длительный и прерывающийся, растягивающийся даже не на десятилетия, а на века" [29], последствия первичного Крещения при Владимире переплетаются с продолжением того же процесса Крещения Руси. Географически можно проследить поэтапное распространение Православия по Руси. Вначале Христианство распространялось главным образом близ Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода и финских племён, ижоров и корелов. Из Новгорода Xристианство перешло в Ростов и Суздаль, новая вера вскоре проникла ещё в Муром, Полоцк, Владимир-Волынский, Луцк, Смоленск, Псков и другие города. В общем можно сказать что, чем дальше от центрального водного пути "из варяг в греки," тем Христианство было слабее и для своего торжества требовало ещё много усилий и даже мученичества. Духовным центром и основной "кузницей кадров" просветителей Руси скоро сделался ведущий монастырь страны - Киево-Печерская обитель. Успеху распространения Веры содействовало разделение Руси на уделы: князья разносили новую веру по своим уделам, и каждый стольный княжеский город становился местным центром Церкви, иногда и архиерейской кафедрой. Так, в Ростове борьба между язычеством и Xристианством продолжалась до подвижнического служения святителя Леонтия в XI веке; в Муромо-Рязанской земле распространение Xристианство долго встречало неодолимое препятствие, и пошло успешнее только в конце XI-начале XII века благодаря трудам благоверного князя Константина-Ярослава Святославича; дольше всех из русских славянских племен держалось язычество у вятичей, просветителем которых явился в XII веке преподобный священномученик Кукша, погибший во время проповеди. С распространением Xристианство увеличилось число коренных русских миссионеров, труды которых оказались наиболее плодотворны в северных краях страны. Таким образом в XII веке благодаря трудам преподобного Герасима многие пришли ко Христу в Вологодском крае; в ту эпоху Православие распространяется среди заволоцкой чуди на Северной Двине; в Устюге; на реке Вятке (после основания Хлынова, ныне город Киров); среди вотяков и черемис. В XIII веке христианами было занято всё течение Волги до Нижнего Новгорода.
Последствия
Главное последствие принятия Христианства народом Руси явил в себе самом его креститель, великий князь Владимир, став "из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши святым мужем" [30] - защитником и благоустроителем своей страны, милосердным судьёй, щедрым питателем больных и бедных, покровителем учения. Главный дар Христовой веры - возможность стяжания спасения, обожения, святости - ярко просиял в русском народе, со времён Владимира являвшему целые сонмы святых в каждом поколении. К началу XXI века поимённо в сонме святых Русской Православной Церкви прославлено больше святых чем какой-либо другой поместной Церкви мира. "Все области России, от Прикарпатской Руси (преподобные Моисей Угрин и Ефрем Новоторжский) до принадлежавшей недолгое время России Аляски (преподобный Герман), имели своих подвижников. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. [...] Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу" - так говорил святитель Иоанн Шанхайский, явивший своим служением в Азии, Европе, Африке и Америке просветительскую роль Русской Церкви в уже мировом масштабе [30].
Молитва святого Владимира при Крещении его народа - "Боже великый, створивый небо и землю! Призри на новыя люди своя, вдай же имъ, Господи, увѣдити Тебе, истеньнаго Бога, якоже увидиша страны крестьяньскыя, и утверди у нихъ вѣру правую и несъвратну, мнѣ помози, Господи, на супротивнаго врага, да, надѣюся на Тя и на Твою державу, побѣжаю козни его!" - выразила три основных чаяния крестителя Руси: познание Бога, верность Православию, борьба со злом [31]. Благодаря Крещению Руси, эти путеводные направления стали определяющими для множества духовных детей и наследников святого Владимира, составив новый идеал, приникавший в различные сферы личной, общественной и государственной жизни русского народа. Воззрения, уклад и быт складывались под влиянием церковных правил. Церковь укрепляла освященную Богом христианскую семью - "малую церковь," - разрывая племенной союз, упраздняя многоженство и обычай умыкания невест. Государственные законы согласовались с канонами, причём церковный суд получил параллельное действие по всей земле: государство ведало преступлениями, а Церковь - иными грехами. Стремлением к служению Богу отличалась умственная и духовная жизнь. Почти все стороны культурной жизни получили своё начало от жизни церковной и развивались под влиянием Церкви. Даже внешняя политика России нередко выражала её духовный облик. Многочисленные попытки совратить русских на пусть иной веры - в первую очередь римо-католической - раз за разом терпели крах. Соответственно, когда Россия всё же массово отступилась от основоположных заветов Владимира в XX веке, её постигли беспримерные бедствия.
Крещение произвело переворот в жизни Руси - это был разрыв, национальное самоотречение, перелом в сторону добра. При этом, характер обращения Руси обусловил то, что прежние нравственные устои бытовой и трудовой этики сохранялись и преображались в свете Христианства постепенно. Так, в "Поучении" благоверного Владимира Мономаха "ясно проглядывает слияние языческого идеала поведения князя с христианскими наставлениями" [26]; большой пласт крестьянской культуры вплоть до последних веков свидетельствует о такой постепенной внутренней христианизации языческих обычаев. Для осмысления сопряжения христианского и языческого на Руси было выдвинуто множество концепций - постепенная христианизация (наряду с отмиранием) языческих обычаев и обрядов; две культуры: дневная и ночная [32]; синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций [33]; "двоеверие"; и т. д.
Различные исследователи сходятся в оценке Крещения Руси как отправной точки в истории русского народа. Учение Христианства открыло сознание единства человечества, общей истории рода людского, и участия в этой истории всех народов - одним из которых отныне выступил русский. Через Крещение русские выходили из разряда "варваров" и вступали в уже сложившийся круг связей и воздействий. Русские вошли в семью христианских народов на равных, о чём можно судить, например, по многочисленным династическим бракам между русскими и европейскими правящими домами; по множеству упоминаний о России в литературе христианских стран начиная с эпохи Крещения. Этот выход на мировую арену способствовал тому, что разъединенные племена, составлявшие державу Владимира, с принятием Христианства почувствовали свое единство. Впоследствии сознание единства усиливалось тем, что вся Русь, зачастую политически раздробленная, в церковном отношении веками была объединена в одну митрополию. Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство, т.к. не только славянские, но и другие племена, с распространением среди них Православия сливались воедино с русским народом. Умиротворяюще воздействуя во время междоусобий, Церковь внушала сознание, что русский народ, принявший Крещение от Владимира, - един. Ключевая роль государственной власти в Крещении Руси с одной стороны, и сила воздействия Церкви на исторические события России с другой стороны, сделали почти невозможным отделение истории Русской государственности от истории Русской церковности. Вплоть до XX века верховные правители Руси правили не "по воле народной," а "Божией Милостью," держа ответ перед Творцом.
После Крещения Православие заняло столь определяющую роль в культуре народа, что, согласно расхожей оценке, "история русской культуры начинается с Крещения Руси" [15]. Ряд исследователей выделяет словесность как наиболее важную сферу культурного воздействия Крещения - так, академик Лихачёв писал что "та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение" [26]. Выход на мировую арену соединился с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, сформированного на христианских ценностях, с обширным объёмом текстов в близкой славянской идиоме. Новый язык высокой культуры, постепенно принимавший восточнославянскую лексику и орфографию, стал средой для первого расцвета русской словесности в форме летописей и проповедей, подобно выдающимся Повести временных лет и Слову о законе и благодати. После Крещения "учение книжное" стало предметом государственной заботы, а монастыри - главными центрами учёности. В результате Русь быстро стала высокограмотной страной для своего времени. Русская книжность столь прониклась христианским духом, что от влияния его не могли вполне освободиться даже те писатели позднейших времен, которые ставили себе в задачу борьбу с церковным учением.
Особое значение красоты как проявления Божия, отраженное в летописном сказании о выборе веры, способствовало всплеску искусств после принятия Православия. Не только литература, но также изобразительное искусство, музыка, а в значительной мере и архитектура Древней Руси оформлялись в под определяющим влиянием Христианства. "Примат художественного начала в церковной и государственной жизни" [26] выразился в возведении грандиозных соборов, на века занявших центральное место в стольных городах Руси - София в Киеве, София в Новгороде, Спас в Чернигове, Успенский собор во Владимире и т. д. Уже в XI веке Русь превзошла всех своих соседей, кроме Ромейской империи, по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству. Особое место иконописи в формирующейся русской православной культуре обусловило появление таких всемирных вершин богословия в красках, как образы преподобного Андрея Рублёва.
Память и празднование
Иконописные изображения Крещения Руси известны не позднее XVI века. В цикле жития равноапостольного Владимира на иконе середины или 3-й четверти того века из Вологодской церкви Рождества Богоматери есть клейма со сценами отправления послов для выбора веры, похода на Корсунь, Крещения и прозрения самого Владимира, перенесения мощей святителя Климента в Киев, истребления кумиров, Крещения киевлян, поставления церквей [34]. Также с середины XVI века в монументальной живописи появились краткие циклы жития равноапостольного Владимира с изображениями основных событий, связанных с Крещением Руси. Наиболее ранние из них принадлежат к украшениям кремлевских построек эпохи царя Иоанна IV Васильевича: в составе росписей Золотой палаты и в лоджии Архангельского собора.
Не позднее начала XVII века в Русской Церкви было установлено воспоминание Крещения Руси 1 августа, в совмещении с праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, согласно дате указанной в хронографах XVI века. Истории Крещения Руси были посвящены монументальные циклы второй половины XVII века в приделе равноапостольного Владимира в Ярославском Успенском соборе (1674 год) и в южной галерее Романово-Борисоглебском Воскресенском соборе (1679-1680 годы). Известны также парные резные фигуры равноапостольных Константина и Владимира второй половины XVII века из Ярославской церкви святителя Власия, где рядом с каждым равноапостолом - храм, в котором совершается таинство крещения, а также крещение народа в водоеме [35].
С внедрением живописи западного стиля, стали появляться работы о Крещении Руси в "академическом" стиле, как картина С. Тончи "Крещение Руси при св. князе Владимире" из Владимирского Успенского собора (1813-1814 годы) [36]. С XIX века изображения святого Владимира стали всё более расхожими в росписи крупнейших соборов России и сцены Крещения Руси стали писаться всё чаще.
В 1825 году, во время посещения Севастополя императором Александром I, по докладу главнокомандующего Черноморским флотом А. С. Грейга было принято решение о сооружении в Херсонесе храма в память о Крещении Руси - вероятно первого храма-памятника такого рода. В 1842 году по инициативе адмирала М. П. Лазарева было решено возвести собор во имя святого Владимира не в Херсонесе, а на центральном холме Севастополя. Закладка собора последовала 15 июля 1854 года, а освящение верхнего храма - в рамках празднования 900-летия Крещения Руси в 1888 году (см. ниже).
Празднование 900-летия Крещения в Киеве. Водосвятие на Днепре, 15 июля 1888 г. |
900-летие
В юбилейном 1888 году было впервые подготовлено всероссийское празднество Крещения Руси в день памяти святого Владимира, который был тогда же причтён к числу средних церковных праздников. Несмотря на научные споры о годе Крещения, была избрана дата соответствующая повествованию хрестоматийной Повести временных лет. После определения Святейшего Синода в феврале того года по всей стране пошла подготовка торжеств, намеченных на 14 и 15 июля. Главным куратором организации торжеств стал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. При том что основной торжеств были всевозможные церковные мероприятия, к празднику также во множестве были привлечены войска, участвовавшие в праздничных парадах.
Крупнейшие религиозные торжества в честь годовщины крещения прошли в Москве и Санкт-Петербурге, а также на традиционном месте крещения святого Владимира в Херсонесе (ныне в черте Севастополя), где был освящен верхний храм громадного Владимирского собора. В Церковном вестнике утверждалось, что: "более или менее торжественно" юбилей был отпразднован "во всех городах, местечках и селениях обширной русской земли. Всюду были совершены крестные ходы, водоосвящения и молебствия, всюду слышались поучения с церковных кафедр, всюду возносились благодарения Всевышнему за приобщение к сонму христиан" [37].
В символической столице торжеств, Киеве, можно говорить о целой неделе празднеств, приуроченных к чествованию юбилея. Туда стекалось множество паломников, прибыли обер-прокурор Синода, архиереи Русской Православной Церкви, председатель Славянского благотворительного общества Н. П. Игнатьев, депутации русских городов (наиболее представительной была делегация из Нижнего Новгорода). На торжествах присутствовали два предстоятеля поместных Православных Церквей: Сербской и Черногорской, а также представители Болгарии, Румынии, Австро-Венгрии (из Чехии и Галиции), Абиссинии, японских и курдских христиан. Среди наиболее важных событий на торжествах в Киеве было открытие 11 июля памятника Богдану Хмельницкому по проекту петербургского скульптора Михаила Микешина.
Юбилей девятисотлетия Крещения Руси дал мощный толчок возвышению почитания крестителя Руси, равноапостольного Владимира, сделанного главным символом всероссийского торжества. В честь крестителя Руси по всей стране строились новые и реставрировались старые Владимирские соборы, писалось множество икон, печатались тысячи житий святого князя. Так, в том году соборы во имя равноапостольного Владимира были построены в Воронеже, в Иркутске и в других городах. Публикации, вышедшие в честь девятисотлетней годовщины крещения Руси, сосредоточивали основное внимание на личности святого Владимира и истории принятия им Православной веры. Специально в честь внушительной годовщины было написано популярное житие Крестителя Руси, напечатанное значительным тиражом и повсеместно распространенное [38]. Личность Владимира оказалось в центре внимания и существенного количества церковной публицистики (опубликованные церковные проповеди, слова и наставления духовных лиц).
Девятисотлетие Крещения Руси вызвало большой отклик и за границей Российской империи. Его отмечали в большинстве балканских стран, а также в православных миссиях по всему миру. При этом единственное поздравление с юбилеем от представителей Западных христианских церквей пришло от английского архиепископа-англиканина Эдуарда. Завершающей границей юбилейных торжеств можно обозначить начало августа, то есть время после окончания недели киевских торжеств: именно тогда вышли последние газетные комментарии, посвященные этому событию.
Грандиозными религиозными церемониями, привлекавшими к себе внимание огромных масс народа, девятисотлетняя годовщина Крещения Руси способствовала усилению церковного воздействия на общество, что видно из свидетельств об общественном отклике на торжества [39]. Юбилейная интерпретация древних рассказов убеждала в миролюбивости Крещения, представляя это как доказательство особенной привязанности русского народа к своим правителям; основой отношений между русским правителем и его народом представлялась принятая князем Владимиром единая Христианская вера. Символика исторически сложившегося и укреплявшегося за века союза государства и Церкви была призвана утвердить в мысли об отсутствии необходимости в каких-либо государственных изменениях. Юбилейные празднования стали крупнейшим общественным событием своего времени в Российской империи, самым значительным актом самовыражения власти в правление императора Александра Александровича.
Одним из долгосрочных последствий празднеств можно считать всплеск академических исследований круга вопросов связанных с Крещением Руси. В начале XX века появилось сразу несколько важных работ на эту тему, включая труды Е. Е. Голубинского, А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, В. А. Пархоменко, В. И. Ламанского, Н. К. Никольского, П. А. Лаврова, Н. Д. Полонской и многих других. Тема эта оказалась во многом "забытой" в России лишь с наступлением революционных потрясений и распадом былой империи.
В советскую эпоху
Многочисленная русская эмиграция, хлынувшая из страны после распада Российской империи и захвата власти большевиками, стала вскорости массово переоценивать свои ценности и возвращаться к церковной жизни. В этой связи в зарубежье среди эмигрантов празднования дня святого Владимира и связанное с ним воспоминание о Крещении Руси стало обретать всё большее значение.
950-летний юбилей Крещения в 1938 году отмечался преимущественно в среде русской эмиграции - во Франции, США, Китае и т. д. По случаю юбилея в селении Кассвилль (ныне Джэксон, штат Нью-Джерси, США) на ферме Русского общества взаимопомощи Америки, было решено построить Владимирский храм-памятник в ведении русской "Американской митрополии" [40]. Впоследствии строительство церкви было произведено под эгидой Русской Православной Церкви Заграницей и храм сделался центром регулярных Владимирских торжеств.
К 1949 году в русской эмиграции стал расхожим определенный порядок ежегодного празднования:
Тем временем, внутри СССР, под властью богоборческого антицерковного режима, мало-мальски широкие общественные празднования Крещения Руси были невозможны. Официальная точка зрения новой власти на Православие и, соответственно, на его массовое принятие русскими, колебались от враждебной и резко отрицательной до критической. Вплоть до последних лет советского режима, "в общих курсах истории СССР и других полуофициальных изданиях" тиражировалось "представление, что православие было всегда одним и тем же, не менялось, всегда играло реакционную роль. Появились даже утверждения, что язычество было лучше (“народная религия”!), веселее и «материалистичнее»" [26].
Центр празднования 1000-летия Крещения Руси. Служба в Московском Даниловом монастыре |
1000-летие
Русская Православная Церковь начала подготовку к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1980 году. Подготовка пошла и в эмиграции, Генассамблея ЮНЕСКО призвала отметить это событие как "крупнейшее в мировой культуре и истории." Тысячелетие Крещения Руси взялись отмечать и в Русской Зарубежной Церкви и в Константинопольском Патриархате. Руководство СССР решило продемонстрировать миру свою либерализацию и в вопросах религии, в связи с чем уже в начале 1980-х годов проявило интерес и поддержку празднованиям: одним из знаковых событий стала передача в 1983 году во владение Московской Патриархии части строений бывшего Данилова монастыря, в котором была возрождена монашеская жизнь и создан духовно-административный центр. Процесс подготовки празднования наложился на "перестройку" и подхлестнул политику "гласности" в СССР. Во второй половине 1980-х годов в советской прессе появились ранее небывалые статьи про уничтоженные святыни, гонения на верующих и важную историческую и культурную роль Русской Православной Церкви в жизни государства; с телеэкранов и страниц печатных изданий к гражданам начали обращаться священники, что было немыслимым ещё несколько лет назад. Государство начало передавать Церкви важные для верующих обители: Киево-Печерскую Лавру, Оптину пустынь, Толгский монастырь и другие; мощи святых из государственных музеев начали возвращаться в ведение Церкви. Во многих местах светские власти стали позволять верующим восстанавливать или строить новые храмы; сенсацией стало разрешение на возведение в честь юбилея нового храма в Москве.
Празднование 1000-летия крещения Руси. Свияжск |
Институт перевода Библии (Стокгольм) передаёт в дар Русской Церкви издание Толковой Библии к 1000-летию Крещения Руси. |
Главным итогом торжеств стал мощный импульс к возрождению церковной жизни в СССР. Торжества широко расцениваются отправной точкой Второго Крещения Руси - массового возвращения людей в Церковь по всему СССР. Этот процесс подчеркнул разложение безбожной идеологии, одного из главных столпов советского государственного порядка. После распада Советского Союза в 1991 году постепенно возрождающаяся Русская Православная Церковь сделалась одной из главных скреп постсоветского пространства.
Современный этап
С 2000-х годов празднование Крещения Руси в странах-наследницах СССР - в первую очередь на Украине, в России и в Белоруссии - постепенно стало обретать регулярный характер. В конце 2006 года при Киевской Голосеевской обители была создана Международная общественная организация "День Крещения Руси," в которой было положено объединению деятелей науки и культуры, представителей деловых кругов и общественности, духовенства и интеллигенции с заявленной целью подготовки и проведения ежегодного праздника Дня Крещения Руси [42]. Пробным мероприятием организации стал концерт на Певческом Поле в Киеве, собравший в августе 2007 года более ста пятидесяти тысяч человек, к которым с праздничной сцены обратился предстоятель Украинской Православной Церкви, митрополит Владимир (Сабодан).
В 2008 году к организации празднества подключились власти Украины, и 25 июля 2008 года День Крещения Руси (под названием "День хрещення Київської Русі-України") был учрежден как национальный праздник указом президента Украины Виктора Ющенко. В том году на Украине празднования приняли всенародный масштаб, охватив все регионы страны. По 44 епархиям был совершен крестный ход с мощами святого Владимира; праздничные концерты состоялись более чем в 20 областных центрах страны, а последний - на Крещатике в Киеве - собрал свыше 200 тысяч человек. В том же году 27 июня Архиерейский Собор Русской Православной Церкви обратился к президентам России и Белоруссии с предложением также отмечать День Крещения Руси на государственном уровне в день памяти равноапостольного князя Владимира [43], а церковное празднование дня святого Владимира было постановлено совершать по уставу великого праздника.
Празднования 2009 года были отмечены посещением Киева патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
31 мая 2010 года президент России Дмитрий Медведев придал государственный статус Дню Крещения Руси как памятной дате, подписав закон "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»" [44].
В 2013 году Русской Православной Церковью были устроены юбилейные торжества в честь 1025-летия крещения. Начало юбилейным мероприятиям было положено в Москве 24 июля, величественным богослужением в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, совершенным при огромном стечении народа. В Божественной литургии приняли участие представители всех пятнадцати Поместных Православных Церквей, при чём девять - Александрийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Польская и Церковь в Америке - были представлены своими предстоятелями. 25 июля состоялся праздничный концерт на Красной площади и встреча высоких гостей с президентом России В. В. Путиным. После переезда делегаций на Украину, 27 июля празднества продолжились в Киеве молебном у памятника святому равноапостольному князю Владимиру, где собрались президенты России В. В. Путин, Украины В. Ф. Янукович, Молдовы Н. В. Тимофти и Сербии Т. Николич. 28 июля при стечении тысяч людей иерархи поместных Церквей совершили Божественную литургию в Киево-Печерской лавре. Затем церковные торжества переместились в Белоруссию где 29 июля года предстоятели и представители поместных Церквей совершили Божественную литургию и заложили памятную грамоту на Минском замчище, где был основан первый храм города Минска. Юбилейные торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси также проходили в зарубежье: в США они были устроены Русской Православной Церковью Заграницей 28 июля в городе Джэксоне, штат Нью-Джерси, при Владимирском храме-памятнике [45].
Видео
- Фильм митр. Волоколамского Илариона (Алфеева) Второе Крещение Руси, 2013:
Крещение Руси. Икона письма игум. Зинона, 1988 г. |
Молитвословия в день воспоминания Крещения Руси
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, / землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 3
Днесь земля Русская предстоит Богу / и плод святаго Крещения Ему приносит, / Ангели, радующеся, славословят, / и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: / Христос воцарися, Христос прославися. / Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, // Боже наш, слава Тебе.
Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси
Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Оценки
- Н. С. Лесков, писатель:
- Георгий Флоровский, прот.:
- Л. Н. Гумилёв, историк:
- Д. С. Лихачёв, академик, филолог:
Документы, литература
- Макарий (Булгаков), История христианства в России до равноапостольнаго князя Владимира, как введение в историю русской церкви, СПб., 1846:
- Малышевский И. И., Житие Св. Равноапостольного князя Владимира, СПб., 1888.
- Афонский юбилей в память 900-летия крещения Руси. Два слова миссионера, иеромонаха Арсения, 15-го июля 1888 г., СПб., 1889.
- Беседа, сказанная высокопреосвященным Платоном, Киев, 1888.
- Златоверховников М. Д., "Слово, произнесенное на всенощном бдении в Софийском соборе 14 июля 1888 г.," Киевлянин, 1888, № 154, 15 июля.
- Малышевский И. И., Речь, сказанная в торжественном собрании Киевской духовной академии 14 июля 1888 года, по случаю исполнившегося девятисотлетия крещения России, Киев, 1888.
- Маргаритов С. Д., К вопросу празднования 900-летнего юбилея крещения Руси св. Владимиром, Кишинев, 1888.
- Платон (Городецкий), митр. Киевский, "Пастырское послание к глаголевым «старообрядцам»," Киевское слово, 1888, № 450, 29 июля.
- Фаворов H. A., "Слово в день св. благоверной и равноапостольной великой княгини российской Ольги," Киевлянин, 1888, № 151, 12 июля.
- Письмо митр. Киевского Платона английскому архиеп. Эдуарду в ответ на его позрнавление с юбилеем Крещения Руси: ОР РГБ, ф. 230, оп. 1, к. 4397, д. 4.; Покровский М. Н., сост., Победоносцев и его корреспонденты, полутом 2, М.-Пг., 1923, 868-870.
- Празднование девятисотлетия крещения русского народа, Киев, 1888.
- Знаменский Иоанн, Описание бывшего 15 июля 1888 г. в Херсонисе Таврическом празднования 900-летнего юбилея со времени Крещения св. кн. Владимира и русского народа, Симферополь, 1888:
- Левитский Н. М., Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные: По поводу мнения проф. Соболевского, СПб., 1890:
- Бестужев-Рюмин К. Н., Крещение Руси: о крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и о монастыре Печерском, Минск, 2009.
- Бахметева А. Н., Начало христианства в России и крещение Руси при великом князе Владимире, М., 1900.
- Ярон С. Г., Киев в 80-х годах. Воспоминания старожила, Киев: Типография акц. общества "Петр Барский в Киеве," 1910.
- Гордиенко Н. С., «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов (полемические заметки), Л., 1986.
- Лебедев Л., Крещение Руси, 988-1988, М., 1987.
- Введение христианства на Руси, М., 1987.
- Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси, М., 1988.
- Дулуман Е. К., Глушак А. С., Введение христианства на Руси: легенды, события, факты, Симферополь, 1988.
- Кузьмин А. Г., "Крещение Руси: концепции и проблемы," Вопросы религии и религиоведения, вып. 1, ч. 2, М., 2009, 11-48.
- Минин И. В., Крещение Руси в трудах отечественных историков XVIII - начала ХХ веков: дис. ... к. и. н., СПб., 1999.
- Полунов А. Ю., Константин Петрович Победоносцев: вехи политической биографии, М., 2010, 112-119.
Использованные материалы
Источники
Общие
- "ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ," Православная энциклопедия, т. 8, 690-718, интернет-редакция от 23 июня 2009:
- Г. Л-ий, "Христианство в России," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Свт. Иоанн Шанхайский, "Значение крещения Руси," на сайте Глинские чтения Фонда Александра Невского и Московской педагогической академии:
- Аверкий (Таушев), архиеп., "Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу," из кн.: Аверкий (Таушев), архиеп., Всему свое время (серия "Духовное наследие русского зарубежья"), М.: Сретенский монастырь, 2006, опуб. на сайте Православие.Ru, 7 февраля 2007:
- Флоровский Георгий, прот., Пути русского богословия (3-е изд.), Paris: YMCA-Press, 1983, 1-8.
- Ключевской В. О., Краткое пособие по Русской истории, М.: "Рассвет," 1992, 27, 44-47.
- Лихачев Д. С., "Крещение Руси и государство Русь," Новый мир, 1988, № 6, 249-258, опуб.: портал Православие и мир, 27 июля 2012:
- Рыбаков Дмитрий, "Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории," портал Православие.Ru, 26 апреля 2004:
Ход Крещения
- Васильев Михаил Александрович, "Русь в 980-е годы: выбор религиозных альтернатив," Библиотека Гумер:
- Алексеев Сергей, "Крещение Руси: Источники против интерпретаций," сайт Te Deum laudamus!:
- "Церковный историк отвергает версию о насильственном Крещении Руси,"Радонеж (в портале Образование и Православие), 27 августа 2009:
Празднования
- Буслаев Алексей Игоревич, Имперские юбилеи - тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом (кандидатская диссертация), М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет, 2010, Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat, http://www.dissercat.com/content/imperskie-yubilei-tysyachel...god
- Страница официального сайта Международная общественная организация День Крещения Руси:
- "День Крещения Руси," страница сайта Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина:
- Кузнецов Евгений, "Тысячелетие крещения Руси князем Владимиром," ежедневный интернет-журнал Евгения Кузнецова ВсёНичего, 12 июня 2013:
- Гудзик Клара, "Как это было?" День (газета), 23 июля 2008 (№ 129):
[1] Так, например, по словам проф. Алексея Светозарского. См. "Церковный историк отвергает версию о насильственном Крещении Руси,"Радонеж (в портале Образование и Православие), 27 августа 2009, http://www.orthedu.ru/ch-hist/264-cerkovnyj-istorik-otvergae...tml
[2] Цит. по http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868
[3] См. под 6496 годом от сотворения мира, http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
[4] См. под 6582 годом от сотворения мира, http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
[5] ГИМ. Увар. № 70. Л. 244 об.– 245. Цит. по Э. П. Р., раздел "Церковное почитание," "ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ," Православная энциклопедия, т. 8, 690-718, интернет-редакция от 23 июня 2009, http://www.pravenc.ru/text/159104.html
[6] ПСРЛ. Т. 4. Ч.1. С. 351-352. Цит. по Э. П. Р., раздел "Церковное почитание," "ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ," Православная энциклопедия, т. 8, 690-718, интернет-редакция от 23 июня 2009, http://www.pravenc.ru/text/159104.html
[7] ПСРЛ. Т. 19. Стб. 475-476. Цит. по Э. П. Р., раздел "Церковное почитание," "ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ," Православная энциклопедия, т. 8, 690-718, интернет-редакция от 23 июня 2009, http://www.pravenc.ru/text/159104.html
[8] Татищев В. Н., История Российская, гл. 3, http://www.magister.msk.ru/library/history/tatisch/tatis003.htm
[9] Карамзин Н. М., История Государства Российского, т. 1, гл. 9, http://www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar01_09.htm
[10] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 79; НПЛ. С. 128. Цит. по "ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ," Православная энциклопедия, т. 8, 690-718, интернет-редакция от 23 июня 2009, http://www.pravenc.ru/text/159104.html
[11] См., например, в проповеди свт. Иоанна Шанхайского "Значение крещения Руси," http://www.glinskie.ru/favorites/980; в слове архиеп. Аверкия (Таушева), "Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу," из кн.: Аверкий (Таушев), архиеп., Всему свое время (серия "Духовное наследие русского зарубежья"), М.: Сретенский монастырь, 2006, опуб. на сайте Православие.Ru, 7 февраля 2007, http://www.pravoslavie.ru/put/2903.htm
[12] Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Вост. Европе. М., 1967. Т. 2. С. 146–147; Kawerau. Arabische Quellen. S. 25, 46–47. "ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ," Православная энциклопедия, т. 8, 690-718, интернет-редакция от 23 июня 2009, http://www.pravenc.ru/text/159104.html
[13] Под 6496 годом от сотворения мира, http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
[14] Ключевской В. О., Краткое пособие по Русской истории, М.: "Рассвет," 1992, 27.
[15] Флоровский Георгий, прот., Пути русского богословия (3-е изд.), Paris: YMCA-Press, 1983, 2.
[16] Петрушевич А. С., О введении Христианства..., 72.
[17] См. Photii Epistolae, Лондон, 1651; Шлецер.
[18] Преображенский И., "Начало христианства на Руси и святый равноапостольный князь Владимир," Церковные Ведомости, Приб. № 25 1915 г., 752-753.
[19] Иерархи Р-Я, 5.
[20] Цит. по Рыбаков Дмитрий, "Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории," портал Православие.Ru, 26 апреля 2004, http://www.pravoslavie.ru/arhiv/040426150034.htm
[21] См. под 6495 годом от сотворения мира, http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
[22] Ягич, цит. по Флоровский Георгий, прот., Пути русского богословия (3-е изд.), Paris: YMCA-Press, 1983, 6-7.
[23] Флоровский Георгий, прот., Пути русского богословия (3-е изд.), Paris: YMCA-Press, 1983, 6.
[24] Подробный разбор см. в ст. Владимир равноапостольный.
[25] Память и похвала Владимиру Иакова Мниха, цит. по Рыбаков Дмитрий, "Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории," портал Православие.Ru, 26 апреля 2004, http://www.pravoslavie.ru/arhiv/040426150034.htm
[26] Лихачев Д. С., "Крещение Руси и государство Русь," Новый мир, 1988, № 6, 249-258, опуб.: портал Православие и мир, 27 июля 2012, http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/
[27] Подробный разбор версий о крещении Новгорода см. в ст. Алексеев Сергей, "Крещение Руси: Источники против интерпретаций," сайт Te Deum laudamus!, http://arnaut-katalan.narod.ru/alexeev1.html
[28] Аргументы - по словам проф. Алексея Светозарского. См. "Церковный историк отвергает версию о насильственном Крещении Руси,"Радонеж (в портале Образование и Православие), 27 августа 2009, http://www.orthedu.ru/ch-hist/264-cerkovnyj-istorik-otvergae...tml
[29] Флоровский Георгий, прот., Пути русского богословия (3-е изд.), Paris: YMCA-Press, 1983, 4.
[30] Свт. Иоанн Шанхайский, "Значение крещения Руси," на сайте Глинские чтения Фонда Александра Невского и Московской педагогической академии, http://www.glinskie.ru/favorites/980
[31] См. развёрнутое рассмотрение в слове архиеп. Аверкия (Таушева), "Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу," из кн.: Аверкий (Таушев), архиеп., Всему свое время (серия "Духовное наследие русского зарубежья"), М.: Сретенский монастырь, 2006, опуб. на сайте Православие.Ru, 7 февраля 2007, http://www.pravoslavie.ru/put/2903.htm
[32] Флоровский Георгий, прот., Пути русского богословия (3-е изд.), Paris: YMCA-Press, 1983, 3.
[33] Рыбаков Дмитрий, "Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории," портал Православие.Ru, 26 апреля 2004, http://www.pravoslavie.ru/arhiv/040426150034.htm
[34] ВГИАХМЗ; в среднике иконы представлены святые Владимир, Борис и Глеб. См. Преображенский А. С., раздел "Житийные циклы," "ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ," Православная энциклопедия, т. 8, 690-718, интернет-редакция от 23 июня 2009, http://www.pravenc.ru/text/159104.html
[35] Ныне в ГМЗРК. См. Преображенский А. С., раздел "Иконография В. С. в XIV-XVII вв.," "ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ," Православная энциклопедия, т. 8, 690-718, интернет-редакция от 23 июня 2009, http://www.pravenc.ru/text/159104.html
[36] Ныне в ГВСМЗ. См. Преображенский А. С., раздел "Иконография В. С. в искусстве Нового времени," "ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ," Православная энциклопедия, т. 8, 690-718, интернет-редакция от 23 июня 2009, http://www.pravenc.ru/text/159104.html
[37] Церковный вестник, 1888, № 30, 661, цит. по Буслаев Алексей Игоревич, Имперские юбилеи - тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом (кандидатская диссертация), М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет, 2010, Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat, http://www.dissercat.com/content/imperskie-yubilei-tysyachel...god
[38] Малышевский И. И., Житие Св. Равноапостольного князя Владимира, СПб., 1888.
[39] Буслаев Алексей Игоревич, Имперские юбилеи - тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом (кандидатская диссертация), М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет, 2010, Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat, http://www.dissercat.com/content/imperskie-yubilei-tysyachel...god
[41] Аверкий (Таушев), архиеп., "Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу," из кн.: Аверкий (Таушев), архиеп., Всему свое время (серия "Духовное наследие русского зарубежья"), М.: Сретенский монастырь, 2006, опуб. на сайте Православие.Ru, 7 февраля 2007, http://www.pravoslavie.ru/put/2903.htm
[42] Cм. официальный сайт организации, http://dkr.kiev.ua/
[43] http://www.patriarchia.ru/db/text/428844.html, http://www.patriarchia.ru/db/text/428849.html
[44] "О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах»: Федеральный закон от 31.05.2010 № 105-ФЗ," сайт Президент России. 2009-2010, http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1284875
[45] http://www.word4you.ru/news/20031/
[46] Слова митр. Платона в повести Лескова На краю света.