Сщмч. Климент Римский. Новгородская икона (сер. XIV в.) |
Память 25 ноября, 30 января - обретение мощей ок. 855-967 годов [1], 24 ноября (Греч. [2]) и в Соборе Крымских святых
Родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлучённый с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружён роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.
В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Климент был также сотрудником апостола Павла в его апостольской проповеди (Флп. 4, 3) Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67-79), и его преемника, святителя Анаклета (79-91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).
Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещённых были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98-117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов.
Сщмч. Климент Римский совершает литургию. Фреска в римском соборе Сан-Клементе (XI в.) |
Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году [3].
По молитвам верных учеников святителя Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме ("Ангельской церкви") нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его святым мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.
Мироточивая глава сщмч. Климента Римского. Дальние пещеры Киево-Печерской лавры |
Ныне глава святителя Климента пребывает в числе мироточивых глав, хранящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры [4].
Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.
10 марта 1988 года по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова) его имя внесено в Собор Крымских святых [5].
Икона Климента папы Римского со сценами жития на фоне. Пермская икона. Первая половина 17 века |
Молитвословия
Тропарь, глас 4
И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2 (Подобен: Твердыя:)
Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.
Тропарь, глас 2, на обретение мощей [6]
Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.
Труды
Сщмч. Климент Римский. Икона. Русский Север (нач. XVI в.) |
Принадлежность Климента двух окружных "Посланий к (христианским) девственницам", по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими.
Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
"Второе послание к коринфянам", в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.
Клименту Римскому приписывается ещё сочинение, известное под названием "Клементины", в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: "Беседы (homiliae) Климента Римского"; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название "Воспоминаний (recognitiones) Климента" и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из "бесед" и "воспоминаний". Происхождение "Клементин" относят ко времени не ранее 171 г. и не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что "Клементины" — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства "Клементины" не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учёными тюбингенской школы.
Из старых изданий сочинений Климента Римского лучшее - Миня, "Patrologiae cursus" (ser. lat., т. I); затем Hilgenfeld, "Novum Testamentum extra canonem receptum". "Recognitiones" издал Герздорф (Лейпциг, 1838), гомилии — Лагард (Лейпциг, 1865), Послания к девственницам - Беелен (Лувен, 1856). Новейшее издание одного греческого текста - митрополита Вриенния (Константинополь, 1875).
Русский перевод посланий - в "Памятниках древней христианской письменности" 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав - в сочинении профессор Н. И. Барсова: "История первобытной христианской проповеди" (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.
Литература
- Приселков, А. Климент Римский и его Послания, СПб., 1887.
Использованные материалы
- Saint Herman Calendar 2009, 96.
- http://www.jmp.ru/svyat/nov25.htm
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Минея. Ноябрь, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 325-326, 329:
[1] "Настольная книга священнослужителя", т. 2. - М.: Издание Московской Патриархии, 1978. - С. 565, http://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf; Минея. Январь, ч. 2. Изд. Московской Патриархии, с. 647http://files2.regentjob.ru/minea/jan2/jan2647.html.
[2] "Ὁ Ἅγιος Κλήμης ὁ Ἱερομάρτυρας Ἐπίσκοπος Ρώμης", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1259/sxsaintinfo.aspx.
[3] По Брокгаузу - ок. 103 года.
[4] Пещеры Киево-Печерской Лавры. - К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006, с. 26
[5] "Собор Крымских святых: список святых", https://azbyka.ru/days/sv-sobor-krymskih-svjatyh
[6] Рукописный тропарь из ЖЖ "Уставные заметки" священника Максима Плякина, https://ustavschik.livejournal.com/243412.html.