Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке (англ.: Russian Orthodox Greek-Catholic Church in North America, недейств.)
Изначально это название, с прибавлением "под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской", было принято в качестве самоназвания Алеутской и Северо-Американской епархии Русской Православной Церкви для официального использования в Америке на первом съезде (соборе) епархии проходившем 20-22 февраля 1907 года в Мэйфилде (штат Пеннсильвания) под председательством святителя Тихона (Белавина). Выбор этого названия был обусловлен необходимостью официальной регистрации, видением святителя Тихона будущего развития Православия в Америке, а также заботой о множестве новоприсоединенных к Церкви бывших униатов, для которых такое наименование было более привычным [1].
революции 1917 года это самоназвание сохранялось "Американской епархией-митрополией" на протяжении ее истории вплоть до преобразования ее в Православную Церковь в Америке в 1970 году. Все это время митрополия признавала себя частью Русской Православной Церкви, но со времени своего Детройтского собора 1924 года - "временно автономной". Эта автономия в разное время понималась как внутри так и снаружи ее по-разному. Так, 1920-1927 годах ее положение относительно Священноначалия в Москве и Зарубежного Церковного Управления в эмиграции (т.е. Русской Православной Церкви Заграницей) не было определено до конца. В январе 1927 собор митрополии объявил Зарубежную Церковь "неканоничной" и порвал с ней связи. Затем, в 1933 году, посланный в США представитель Московского Патриархата епископ Вениамин (Федченков) встретил отказ Американского митрополта Платона дать заверение в "лояльности" и духовенство "Американской митрополии" оказалась также под запрещением митрополита Сергия (Страгородского). В 1935 году новый глава "митрополии", митрополит Феофил (Пашковский), подписал "Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей", которым она вошла в подчинение Архиерейскому Синоду в Сремских Карловцах в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой внутреннюю автономию. Во время Второй мировой войны наметилось значительное сближение "митрополии" с Московским Патриархатом, но оно не увенчалось объединением, что окончательно определилось к 1947 году. В то же время Кливлендский собор "митрополии" в ноябре 1946 года вновь порвал связи с Зарубежной Церковью. После этого "Американская митрополия" существовала самостоятельно, в состоянии противостояния как Патриархату так и Зарубежной Церкви вплоть до примирения с первым в конце 1960-х, которое и привело к преобразованию "митрополии" в Православную Церковь в Америке (см.).Использованные материалы
- Serafim (Surrency), archim., The Quest for Orthodox Church Unity in America. A History of the Orthodox Church in North America in the Twentieth Century, New York: Saints Boris and Gleb Press, 1973, passim.
[1] Последнее замечание см. в книге Serafim (Surrency), archim., The Quest for Orthodox Church Unity in America. A History of the Orthodox Church in North America in the Twentieth Century, New York: Saints Boris and Gleb Press, 1973, 26.