Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФЕОДОР I РОСТОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский.  Шитая икона, XVI в.
Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Шитая икона, XVI в.
Феодор I Ростовский, Суздальский (+ ок. 1023), епископ, святитель, чудотворец.

Память 8 июня, 20 августа в день переложения мощей, в Соборах Владимирских и Ростово-Ярославских святых

Родом грек, был первым епископом Ростовским. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского, и был рукоположен в 990 или 992 году.

Прибыв в Ростов, вместе со святителем Михаилом он основал здесь первую христианскую церковь – деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, простоявший 168 лет, и при ней учредил клир церковный [1]. Здесь он проповедовал Евангелие, но приобрел мало верующих.

Язычники изгнали его, и в 992 году он поселился в Суздале, бывшем тогда лишь небольшой деревней входившей в его обширную епархию. В кратком рукописном сказании, сохранявшемся о святителе в ризнице Суздальской соборной церкви, так говорится о его благовестнических трудах здесь:

Прием святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольския капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Богодухновенное учение его, по премногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение.

Когда в 1010 году святой равноапостольный великий князь Владимир прислал сына своего святого Бориса управлять Ростовом, то святитель Феодор вернулся с ним в город и вместе с ним продолжал свои апостольские труды. Но в 1014 году великий князь заболел и вызвал Бориса в Киев. По кончине его князь Борис был убит братом своим Святополком, и, узнав об этом, язычники вторично изгнали святителя Феодора из Ростова. Он вернулся в Суздаль и скончался там ранее 1024 года.

Мощи и почитание

Святые мощи его были положены в Суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Дата прославления святителя не известна, но, согласно церковному преданию, обретение мощей его произошло еще до нашествия хана Батыя, т.е. до 1237 года.

Так как после первых двухсот лет её истории, Суздальская земля была выделена из состава Ростовской в собственную епархию, память святителя сделалась местной для обеих. Если в Ростове она ослабела, то в Суздале почитание архипастыря Феодора как святителя и чудотворца не прерывалось сквозь века. Так, над гробницей святителя в XVI веке возложен был дорогой покров с такой шитой надписью: «Лета 7089, молясь Пресвятой Богородице и великому чудотворцу епископу Феодору Суздальскому, положила сей покров на великаго чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». В 1633 году Суздальский архиепископ писал в Суздальский девичий монастырь: «Молитвы великих святителей чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами». С 1635 года над мощами святителя существует настенная надпись: «В лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору».

Однако, в XVIII веке согласно Духовному Регламенту, составленному в 1720 году по приказу Петра I епископом Псковским Феофаном (Прокоповичем), стали изучаться сведения о мощах малоизвестных святых. При этом под влиянием протестантизма некоторые пытались упразднить и ослабить почитание святых и их благодатных останков. К тому же, святители Феодор и Иоанн Суздальские почитались в то время только в Суздале и окрестностях, а сведений об открытии их мощей к тому времени не сохранилось. Но народ отстоял церковные святыни, и поэтому празднование памяти святителей совершалось в суздальских храмах по-прежнему торжественно. Епископ Суздальский Порфирий потребовал от священнослужителей собора сообщить имевшиеся сведения о святителях и послал их на рассмотрение в Святейший Синод, предлагая освидетельствовать святые мощи. Рассмотрев дело, Синод прислал в Суздаль указ от 17 апреля 1755 года, в котором говорилось:

Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленными, то, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же как ныне были состоянии и почитании.
Получив указ 27 августа того же года, епископ Порфирий в свою очередь оповестил о нем свою паству и распорядился:
Оных святителей Феодора и Иоанна епископов во всех священнослужениях, где принадлежит, воспоминать неотменно, и память оных святителей празднество по церковному чиноположению повсегодно исправлять — святителю Феодору июня в 8-й день, святителю Иоанну — октября в 15-й день, как издревле в оные дни оные празднества исправлялись...

В 1794 году стараниями преосвященного архиепископа Владимирского Виктора, при котором Суздальская епархия была присоединена к Владимирской, нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборе.

20 августа 1879 года честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Святейшего Синода, были переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев, в честь чего было установлено празднование.

Служба святителю Феодору, а также его житие были написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре.

Молитвы

Тропарь, глас 8

В молитвах бдя, сердцем же болзнуя, выну о стаде твоем выну болезнуя, учением своим всех просветил еси, Феодоре премудре, темже Христа Бога моли в день памяти твоея даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 8

В молитве бдя горняя, дольняя возненавидел еси, и, сердцем болезнуя, выну о стаде своем печешися, учением бо своим всех просветил еси, Феодоре премудре, темже Христа Бога моли в день памяти твоея даровати нам велию милость.

Кондак, глас 3

Яко велие солнце, возсия преславная память твоя, премудре Феодоре, в нейже подаваеши в бедах сущим спасение, притекающим к тебе усердно, благодатию, еюже облагодати тя Христос в жизни нескончаемой.

Молитва

О великий архиерею Божий, Феодоре треблаженне! Иже град Суждаль и окрестных грады и страны крещением просветивый и от тьмы неведения к свету богоразумия приведый, первый во благодати православный веры нам пастырь и угодник Господень, ангельскаго жития ревнитель и апостолов подобник, граду Суждалю защититель и всем, с верою к тебе притекающим, помощник велий и заступник теплый! Услыши нас, грешных и недостойных раб твоих, в час сей к тебе моление сие приносящих, помяни нас у Престола Владыки Царя Вседержителя Бога и помолися о нас, грешных, яко да избавит нас от всех бед и зол, мир же и благоденствие нам дарует. Ей, угодниче Божий святителю Феодоре! Сохрани страну нашу, град твой Суждаль и всякия грады и веси от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветров, и от смертоностныя язвы, и от всякого зла. Буди нам помощник и заступник во всей жизни нашей, и избави нас от обидящих и ненавидящих человек, неправедно на ны востающих, от всех видимых и невидимых сопротивлений вражиих, и спасены нас представи в день страшнаго грознаго пришествия Господня, и сподоби нас улучити деснаго стояния во блаженном Царствии Христа Бога. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Использованные материалы



[1]  По ранней датировке это произошло в 991 году

Редакция текста от: 21.06.2016 21:08:03

"ФЕОДОР I РОСТОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google