Удму́рты (устар. аряне, вотяки) - народ в Российской Федерации, коренное население Удмуртии (410 тыс. человек), живут также в Татарии (23,4 тыс.), Башкирии (21,4 тыс.), Пермском крае (20,8 тыс.), Кировской (13,6 тыс.), Свердловской (13,7 тыс.) областях. Общая численность в Российской Федерации 552 тыс. человек (2010)
Среди удмуртов в качестве особой этнической группы выделяются бесермяне, они имеют особенности в материальной культуре и языке, испытавшем влияние татарского языка. Иногда бесермян выделяют как самостоятельный народ и в переписи 2002 года бесермяне учитывались отдельно от удмуртов. Численность бесермян в России - 3,1 тысяча человек.
Удмуртский язык относится к финно-угорской языковой группе. В удмуртском языке выделяется несколько диалектов - северный, южный, бесермянский и срединные говоры. 70% удмуртов считает родным свой национальный язык. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы.
Удмурты - потомки автохтонного населения Волго-Камского региона, которое связывается с ананьинской археологической культурой. Чепецкая археологическая культура (IX-XV вв.) напрямую связывается с удмуртами. В русских источниках удмурты упоминаются с XIV века под названием арян, арских людей, а также вотяков, до этого они входили в собирательное название "пермь". Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе русского ученого Н.П. Рычкова. В состав Русского государства северные удмурты вошли в конце XV века, а южные - в середине XVI века после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Удмуртская автономная область (до 1932 года - Вотская автономная область), которая в 1934 году была преобразована в автономную республику.
Религия
Большинство верующих удмуртов - православные, но значительная часть придерживается традиционных верований. На религиозные воззрения удмуртов, живущих среди татар и башкир оказал влияние ислам.
Христианские воззрения не вытеснили полностью традиционных верований и представлений. Сохранялись многие семейно-родовые культы, в частности почитание воршудов, под которыми понимался как сам род, так и его священные реликвии (их хранили в куале). У удмуртов зафиксировано около 70 воршудов. Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств, духов и мифологических существ, среди них Инмар - бог неба, Калдысин - бог земли, Шунды-муммы - Мать солнца, всего их насчитывалось около 40. Доброму Инмару противопоставлялся Кереметь, приносящий вред, его задабривали жертвами. В культе большую роль играло поклонение священным рощам и деревьям. Существовало жречество, руководившее проведением обрядов.
В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями. В дни зимнего солнцестояния отмечался праздник толсур с ряжеными, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон – праздник выноса плуга, выль жук – обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С XIX века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря - Рождеству, Пасхе, Троице.
Использованные материалы
- "Удмурты" // "Megabook". Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия