Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЛАДИМИР-НА-КЛЯЗЬМЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Владимир, вид на Успенский собор.  Фото сайта Паломнической службы Владимирской епархии vladpalomnik.ru
Владимир, вид на Успенский собор. Фото сайта Паломнической службы Владимирской епархии vladpalomnik.ru
Влади́мир (др. названия Владимир-на-Клязьме, Владимир-Залесский), город в России, административный центр Владимирской области, кафедральный город Владимирской епархии. Древняя столица Северо-Восточной Руси. Расположен преимущественно на левом берегу реки Клязьмы, в 176 км к востоку от Москвы. Население 345,6 тыс. (2010).

Дата первоначального поселения людей на месте города Владимира не установлена. Известно, что уже в начале IX века здесь появились славяне. До их прихода коренным населением были финно-угрские племена. На основании, археологических находок, можно утверждать, что на месте нынешнего города было издревле поселение аборигенов Суздальской земли - мерян, а их далёкие предки жили здесь задолго до Рождества Христова.

В 990 или 992 году Киевский равноапостольный князь Владимир Святославич, основал на месте древнего поселения город, который впервые упоминается в летописях в связи с крещением его людей. В Прибавлении к Ипатиевской летописи [1] сообщается:

"в лето 6498-е (990г.) поиде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Володимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную: повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора".

В первой половине XII века феодальная Киевская Русь начала распадаться на самостоятельные земли, в которых утвердились местные, княжеские династии. Между которыми начались жестокие усобные войны. В этих условиях растет значение Северо-Восточной Руси. Город Владимир занимал удобное географическое положение, он располагался на высоком, крутом берегу Клязьмы, близко к месту впадения в нее рек Нерль, Рпень и Лыбедь. Следовательно город имел сильные естественные укрепления и занимал удобное для торговли место. Все это привлекло внимание князя Владимира Мономаха, который заложил здесь около 1108 года деревянную крепость и окружил её земляным валом [2].

Столица Руси

В 1157 году, после взятия Киева, князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси во Владимир, что привело к возвышению и расцвету города. Андрей Боголюбский значительно расширил оборонительные линии города, богато отстроил его. Князь защищает высокими валами восточную, посадскую часть города и западную, княжескую его часть.

Широко разворачивается белокаменное строительство во Владимире. В 1158 году на месте древней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы началось строительство белокаменного Успенского собора. По замыслу князя он возводился не только как храм Владимирского княжества, но и как главный храм всей Руси, поэтому собор должен был затмить великолепием все существовавшие до этого на Руси храмы. И хотя по своим размерам он уступал и киевской Софии и новгородской, высотой он превосходил их. Другими замечательными строениями того времени стали прекрасный храм Покрова на Нерли и замечательный дворцовый ансамбль в Боголюбове. Построен был новый княжеский дворец и в самом Владимире.

Для дальнейшего возвышения новой столицы князь Андрей желал перенести во Владимир митрополичью кафедру. Это вызвало сильное возмущение знати и духовенства. Этот замысел воплотить не удалось, хотя некоторые ростовские архиереи временами проживали во Владимире, реальное основание самостоятельной Владимирской кафедры датируется приблизительно 1214 годом.

В 1174 году Андрей Боголюбский был убит в результате боярского заговора, что породило междоусобицу, ослабившую город.

В 1176 году князем Владимирским становится Всеволод Большое Гнездо, при котором город достиг наивысшего расцвета.

В 1197 году был построен величественный Димитриевский собор, одно из замечательных сооружений владимиро-суздальского зодчества. В 1185 году восстановлен после пожара и расширен пристройкою новых стен Успенский собор, в 1191 году заложен Рождественский мужской монастырь, в нем построен еще один белокаменный собор, и в 1201 году женский Княгинин Успенский монастырь. Величественные сооружения во Владимире стали образцами для строительства других городов Руси.

В 1238 году после осады и упорного сопротивления Владимир был взят монголо-татарскими полчищами Батыя. От великолепного, богато украшенного строениями города Владимира осталось лишь пепелище и обгорелые стены могучих каменных сооружений Успенского и Дмитриевского соборов, Золотых врат и несколько церквей.

После нашествия хана Батыя вторгся во владимиро-суздальскую Русь золотоордынский царевич Неврюй. В 1252 году он разорил земли по Клязьме. А всего лишь через три десятка лет, в 1281-1282 годах, последовало новое вторжение. На сей раз во главе пришедшей из орды рати стояли царевичи Ковгадый и Алгидай. Пойти на Владимир, где требовалось преодолеть сильную оборонительную систему, враг не решился, и ограничился опустошением окрестностей города.

Самым разорительным вторжением после Батыя в земли северо-западной Руси было нашествие в 1293 году так называемой Дюденевой рати. Монголо-татарским войском под предводительством Тудана (Дюденя) было разрушено, разграблено четырнадцать городов. Среди них оказался и Владимир. Всего же в XIII веке Владимир был дважды разгромлен и трижды опустошались его окрестности. Тем не менее Владимир оставался главным городом Руси.

В 1299 году во Владимир переносится кафедра Киевской митрополии. Владимирский Рождественский монастырь долго еще (до Троице-Сергиевой Лавры) был главной обителью Руси.

Возвышение Москвы и утрата Владимиром своего значения

Многократно разоренный Владимир в одиночку так и не смог вернуть былое величие. Он остался лишь номинальной столицей Руси. Князья, получив ярлык на великое княжение, оставались в своих вотчинах, приобретая первенство перед другими князьями и право сбора дани для орды. За Владимирский стол ведут борьбу московские, суздальские, тверские, нижегородские князья.

В XIV веке возрастает величие Москвы. Московские князья, получая великокняжеский Владимирский престол, остаются в Москве. При свт. Петре в 1325 году из Владимира в Москву была перенесена митрополичья кафедра.

Осенью 1382 года Владимир пострадал от войск хана Тохтамыша, грабившего северо-восточную часть страны.

В 1395 году Владимир лишается главной своей святыни - Владимирской иконы Божьей Матери, которая, переносится в Москву, а владимирцы получают из Москвы уже её копию, написанную митрополитом Петром.

В 1411 (1441 ?) году город подвергся нападению татарского царевича Талыча и нижегородского воеводы Карамышева, Владимир был разграблен и сожжен.

В 1521 году город Владимир вновь был разорен казанскими и крымскими татарами под предводительством хана Магмет-Гирея, нападение было жестоким, но оно было последним.

С ростом Московского государства Владимир переходит в разряд рядового провинциального города. Хотя в титулатуре русских князей и царей он по-прежнему ставился на первое место, впереди Москвы.

Смутное время

В смутное время интервенты, войска польской шляхты и литовцы, со 2 по 6 апреля 1609 года пытались овладеть Владимиром войска Литовского и русских наемников воеводы Плещеева, но безуспешно. Крепость устояла и не открыла врагам своих Золотых ворот. Не добившись успеха они ушли.

В период междуцарствия, владимирцы целовали было крест в верности королевичу Владиславу, если тот примет Православие. Но когда обнаружилось, что королевич Владислав не будет царем русским, а вместо него желает занять русский престол король Сигизмунд III, ярый фанатик католицизма, владимирцы решились с другими городами стоять против польских и литовских людей. Шайки Лисовского, бродившие по России даже после избрания на царство Михаила Федоровича, нападали на Владимир уже в 1614 году, и снова безуспешно. Владимир был всегда одним из центральных сборных пунктов народного ополчения против захватчиков, выходцем из Владимира был и сам воевода ополченческой рати князь Дмитрий Пожарский.

Владимир в эпоху Российской империи

Сохранившиеся до настоящего времени описи города Владимира XVII века и начала XVIII века свидетельствуют, что город был тогда очень беден и малолюден. Так в 1626 году людей, годных к воинскому делу во Владимире было только 340 человек, из них - посадских - 128, дворовых -62, крестьян - 50; спустя 10 лет в 1635 году население немного увеличилось: посадских людей было уже 184, дворовых 100. Судя по описи, город сохранял древнее устройство и по-прежнему разделялся на три части: кремль или нечерний город, земляной город, и ветшаный город.

Страшный пожар 1 октября 1719 года, от которого сгорело 11 церквей, гостиный двор, земская изба и 79 посадских и тяглых дворов, надолго задержал развитие города.

С 1719 года Владимир — центр провинции Московской губернии.

В марте 1778 года образована Владимирская губерния.

Новейшее время

В XX век Владимир вступил провинциальным городом. В 1914 году в нем проживало 47 тысяч человек. И хотя в Московской, Петербургской и Владимирской губерниях была сосредоточена половина промышленных предприятий России, в самом городе было всего занято около 500 рабочих и развивалось в основном лишь кустарное производство и торговля. Самым крупным предприятием города был свечной завод.

К концу 1920-х годов была в основном ликвидирована неграмотность и началось развитие промышленности. Заводы, построенные в 30-х годах "Автоприбор" и "Химпластмасс" (сейчас Химический завод) и определили промышленное будущее города - он стал городом машиностроения и химии. Позже были построены и другие крупные промышленные предприятия, НИИ, появились ВУЗы.

14 января 1929 года город вошёл в состав новообразованной Ивановской промышленной области.

14 августа 1944 года была образована Владимирская область с центром в городе Владимире.

Религия

Несмотря на столичное значение, приобретенное городом в XII веке, самостоятельная Владимирская кафедра была основана лишь около 1214 года. В 1299-1325 годах во Владимире размещается кафедра Всероссийских митрополитов. После 1325 года Владимирская земля была включена в пределы Московской епархии. 16 июля 1744 года была восстановлена самостоятельная Владимирская епархия.

Святые

См. Собор Владимирских святых

Монастыри

Храмы

Учебные заведения

Известные уроженцы

Использованные материалы



[1]  Фактически этот текст содержится не в Ипатьевской, а в Густынской летописи, которая впервые была опубликована в Прибавлении к Ипатьевской летописи в 1843 году. См. ПСРЛ, том II. Издание 1-е. СПб., 1843. Прибавление к Ипатьевской летописи, глава “О княжении Володимеровом”, с. 258, http://psrl.csu.ru/toms/Tom_02.shtml. Протоиерей Александр Виноградов в своей книге “История кафедрального Успенского собора в губ. городе Владимире” (Владимир, 1877), цитируя вышеприведенный текст Густынской летописи, так и пишет: “В Ипатьевской летописи сказано...”. Подробнее, см. "К вопросу о дате основания г. Владимира". Редактор С. В. Шевченко. Владимир, издательство ТОО "Местное время", 1992 г., с. 25, http://www.russiancity.ru/books/b82.htm

[2]  Этот факт некоторые историки считают основанием города. Но ко времени княжения Владимира Мономаха здесь уже существовал лет сто довольно крупный торгово-ремесленный город. Археологические находки свидетельствуют о том, что в то время здесь бывали купцы из разных стран.

Редакция текста от: 25.06.2018 17:20:16

"ВЛАДИМИР-НА-КЛЯЗЬМЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google