Торжественный крестный ход вокруг обители. Псково-Печерский Успенский монастырь. |
Крестные ходы устраивают вокруг храма, из одного храма в другой, или к какому-либо назначенному святому или знаменательному месту. Кроме запрестольного (выносного) креста крестоходцы несут также Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия усердно молятся, поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные - особенно на Пасху и в престольный праздник) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).
Крестные ходы получили название от большого креста, с которым неизменно совершается шествие. Возникли крестные ходы в IV веке в Восточной Римской империи. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ Животворящего креста Господня.
Господь Бог ходил в раю, призывая к покаянию Адама (Быт. 3, 8), а по воплощении ходил по городам и весям, призывая людей ко спасению. Подобным образом крестному ходу надлежит свидетельствовать о Боге людям и призывать их к Нему. Святитель Симеон Солунский объясняет:
Призывая, очищая и освящая все вокруг, крестные ходы имеют такое же благотворное влияние и на самих участников.
Использованные материалы
- Ответ иером. Иова (Гумерова):
- Православное Забайкалье, № 13 (284), 11 июня 2010, 8:
- Фотография крестного хода с сайта Псково-Печерского Успенского монастыря:
[1] Свт. Симеон Солунский, Новая Скрижаль, цит. по Православное Забайкалье, № 13 (284), 11 июня 2010, 8, http://chita.eparhia.ru/www/gazeta_archiv/pz_13_2010.pdf