Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КРЕСТНЫЙ ХОД

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Торжественный крестный ход вокруг обители.  Псково-Печерский Успенский монастырь.
Торжественный крестный ход вокруг обители. Псково-Печерский Успенский монастырь.
Кре́стный ход – внехрамовое богослужение в котором верующие с молитвой и пением торжественно шествуют с большим выносным крестом и другими святынями.

Крестные ходы устраивают вокруг храма, из одного храма в другой, или к какому-либо назначенному святому или знаменательному месту. Кроме запрестольного (выносного) креста крестоходцы несут также Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия усердно молятся, поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канонПасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные - особенно на Пасху и в престольный праздник) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).

Крестные ходы получили название от большого креста, с которым неизменно совершается шествие. Возникли крестные ходы в IV веке в Восточной Римской империи. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ Животворящего креста Господня.

Господь Бог ходил в раю, призывая к покаянию Адама (Быт. 3, 8), а по воплощении ходил по городам и весям, призывая людей ко спасению. Подобным образом крестному ходу надлежит свидетельствовать о Боге людям и призывать их к Нему. Святитель Симеон Солунский объясняет:

"на путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, – т.е. дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное" [1].

Призывая, очищая и освящая все вокруг, крестные ходы имеют такое же благотворное влияние и на самих участников.

Использованные материалы



[1]  Свт. Симеон Солунский, Новая Скрижаль, цит. по Православное Забайкалье, № 13 (284), 11 июня 2010, 8, http://chita.eparhia.ru/www/gazeta_archiv/pz_13_2010.pdf

Редакция текста от: 26.04.2012 18:51:22

"КРЕСТНЫЙ ХОД" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google