Ми́ссия (лат.: missio - "посылка, послание, посольство"; от mittere - "посылать") - деятельность Церкви по распространению веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения; в расширенном и конечном смысле: осуществление обожения всего творения [1]
Понятие
Миссия - "послание" - коренится в понятии о Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа (Ин. 20, 21-22). Таким образом миссия свойственна самой природе Христовой и Апостольской Церкви. Выделяют три рода деятельности, которые в наибольшей степени являются собственно миссионерскими - т.е. посредством которых Церковь свидетельствует о Христе по всему миру и вводит в мир Его Царство [2]:
- научение просвещаемых народов вероучительным истинам
- воспитание христианского образа жизни
- передача опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины
Развитие понятия
Институт и понятие "миссий" - регулярно высылаемых специальных церковных посольств для обращения иноверцев - возник в римо-католической среде в ордене иезуитов в конце XVI века [3]. Вскоре, также на Западе, миссиями стали называть и политические, дипломатические посольства. В России это понятие стало распространяться в XVIII веке, в эпоху бурного заимствования с Запада, и для различия двух родов миссии стали говорить о "духовных миссиях" Церкви и "дипломатических миссиях" государства. Первой нарочито учрежденной русской духовной миссией стала Китайская (Пекинская) в 1713 году, хотя подобные учреждения (как Даурская духовная миссия), существовали в Русской Православной Церкви и ранее. С этого времени понятие "миссии" развивалось в русском языке в фарватере западноевропейского употребления. Поэтому к концу XIX века к значению слова "миссия" добавились "полномочие," "назначение," "призвание" [4]. В то же время, первоначально среди протестантов Запада, оформлялся академически-богословский предмет миссиологии, посвященный изучению миссий и их деятельности ("миссионерства"), а также богословскому осмыслению этой деятельности.
С расширением и углублением осмысления понятия о миссии на протяжении XX века, под этим словом стали зачастую подразумевать и 1) организацию осуществляющую миссионерство, и 2) само миссионерство, и 3) цель миссионерства, что привело ко всё более широкому употреблению термина "миссия" в начале XXI века. Если принятый в 1988 году Устав об управлении Русской Православной Церкви употребляет слово "миссия" только в значении миссионерской организации - т.е. духовной миссии - то в Уставе от 2000 года и последующих редакциях о "миссии" уже говорится также как об одной из важных сфер деятельности Церкви. Именно это значение термина "миссия" закреплено как основное в "Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", принятой в 2007 году. "Концепция" содержит многочисленные определения термина "миссия", среди которых [5]:
- свидетельство о Христе
- проповедь для пробуждения веры
- провозглашение Благой вести всему миру
- апостольство
- введение в мир Христова Царства
Посредством таких отождествлений термин "миссия" во многом заместил собой ряд основоположных библейских понятий и крепко внедрился в церковный обиход.
См. также проповедь, катехизация
Миссионерство в Русской Церкви
В настоящее время миссионерский отдел имеется в каждой епархии, периодически проходят съезды миссионеров и другие мероприятия, выпускаются периодические издания. Общую координацию усилий со стороны Патриархата осуществляет Синодальный миссионерский отдел.
Миссионерскую направленность имеют многие православные учебные заведения. Сейчас практически в каждой семинарии имеется миссионерское отделение или курс.
Наиболее известными являются:
- Белгородская православная духовная семинария с миссионерской направленностью
- Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
- Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре в г. Екатеринбурге
- Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви
Новейшая история
После долгого периода угнетения богоборческой советской властью, с конца XX века Русская Православная Церковь вновь получила возможность широко развить миссионерскую деятельность, но, одновременно, столкнулась с активизацией прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства в землях канонической ответственности Московского Патриархата. Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 года в феврале 1995 года была образована группа, которая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, утвержденную Священным Синодом 6 октября того же года. В декабре Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем которого был назначен епископ Белгородский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание журнала "Миссионерское обозрение", в котором публиковались информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности. На Архиерейском Соборе в 1997 году патриарх Алексий II обозначил миссионерскую работу как одну из важнейших задач служения Церкви, отметив, "что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей" [6].
Использованные материалы
- Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви от 27 марта 2007:
[1] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, 2.1, http://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dej...tml
[2] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, Преамбула, http://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dej...tml. При этом главным родом деятельности из этих трёх назван последий.
[3] "Mission," Online Etymological Dictionary, Douglas Harper, 2001-2012, http://www.etymonline.com/index.php?term=mission
[4] Так, например, в Толково-фразеологическом словаре Михельсона, http://enc-dic.com/michelson/Missija-5304.html
[5] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, Преамбула, http://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dej...tml
[6] Цит. по Цыпин В. А., прот., Кравец С. Л., "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года", Православная энциклопедия, т. 3, с. 559-563, http://www.pravenc.ru/text/76520.html