Антихалкидониты - инославные сообщества, ведущие преемство от Церквей, не принявших постановления IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года. Халкидонский Собор отлучил эти сообщества как содержащие монофизитскую ересь.
Наименования
В современном использовании антихалкидониты известны под рядом названий, большинство из которых являются спорными и могут с легкостью быть ложно истолкованными. Сами себя антихалкидониты именуют «православными», из-за чего их иногда называют «Ориентальными» или «Древневосточными православными». Исторически они известны среди православных и других инославных под именем монофизиты, как члены сообщества осужденного за эту ересь. В своей среде антихалкидониты не приемлют этого термина и называют свое христологическое учение миафизитством. Члены двух антихалкидонских сообществ – Церквей Армянской и Сирийской – иногда называются по именам ассоциируемых с ними основоположников – (армяно-)григорианами и (сиро-)яковитами. Наконец, распространены наименования дохалкидонские и нехалкидонские, указывающие на центральное место Халкидонского Собора в характеристике этих сообществ.
Антихалкидониты - лучший термин, т.к. он, в отличие от других,
- не подразумевает общности данных сообществ и Православной Церкви;
- не определяет христологию современных антихалкидонских сообществ, связь которой с монофизитством является обсуждаемым вопросом;
- не ассоциирует сообщества с мнимыми основателями;
- наиболее ясно указывает на характер отношения этих сообществ к решениям IV Вселенского Собора.
Состав
Самоназваниями антихалкидонских сообществ, ныне организованных во многом подобно Поместным Церквам в Православии, но с бо́льшим упором на национальные различия, являются:
- «Сирийская Православная Церковь Антиохии»
- «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь»
- «Коптская Православна Церковь Александрии»
- «Эфиопская Православная Тевахидо Церковь»
- «Эритрейская Православная Тевахидо Церковь»
- «Маланкарская Православная Сирийская Церковь»
История отношений с Православием
Об истории возникновения и становления антихалкидонитских сообществ в V-VI веках см. ст. монофизитство. Ввиду того что монофизитство представляло из себя ряд различных течений, сами антихалкидониты отвергают некоторых монофизитских учителей. Так, Армянская церковь, официально отвергнув вероопределение IV Вселенского Собора в начале VI века, также осудила монофизитского ересиарха Евтихия.
Своеобразным открытием для Русской Православной Церкви в XIX веке стал анализ авторитетного у антихалкидонитов Армении «Изложения веры Армянской Церкви» Нерсеса Шнорали 1166 года. По заключению русского богослова И. Е. Троицкого:
- Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого.
- Согласно с Православной Церковью признает тело Иисуса Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносущии тела Христова с телом человеческим вообще.
- Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое.
- Согласно с Православной Церковью признает общение свойств.
- Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихия и монофизитов.
Эти заключения поставили на повестку дня возможность диалога с Армянской церковью, а также другими антихалкидонитами. В 1964 году в городе Орхус, Дания, начался диалог между богословами Православных Церквей и антихалкидонитов. Стороны заключили что:
- Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм - это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство.
- Антихалкидонитские церкви, в том числе и Армянская - не монофизитские, ибо монофизитство - ересь Евтихия, которая предана анафеме Армянской церковью.
В 1985 году начался официальный диалог между Православной Церковью и антихалкидонитскими церквами в целом. К середине 1990-х годов 11 из 15 автокефальных Православных Церквей отказались утверждать итоговые документы диалога (так называемое Первое и Второе согласованные заявления), а Иерусалимская Православная Церковь даже заявила о своем выходе из диалога, так что процесс зашёл в тупик. Цель официального диалога определялась как восстановление полного церковного общения, но стало очевидно, что эта цель недостижима в обозримом будущем.
Через несколько лет, Русская Православная Церковь предприняла попытку начать двусторонние собеседования с каждой из антихалкидонтиских церквей по отдельности. Выстроилось несколько направлений, одно из них — с Коптской, Сирийской и Армянско-Киликийской церквями, которые согласились на диалог только в таком объединенном формате. В рамках этого диалога состоялось несколько встреч. Цель нового витка диалога - координация совместных выступлений в защиту христианских ценностей, установление дружественных отношений, обмен опытом в вопросах церковной жизни.
Литература
- Троицкий, И. Е., Изложение веры Церкви Армянские, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила: Ист.-догмат, исслед. в связи с вопросом о воссоединении Армянской Церкви с Православной, СПб.: Тип. Еле-онского и Поповицкого, 1875.
Использованные материалы
- "Копты: путь возвращения к традициям. Беседа с протоиереем Олегом Давыденковым," портал Православие.ру, 18 мая 2010: