Память в Соборах Крымских, Новгородских святых и Новгородских святителей
Название Корсунянина дано ему или потому, что он был родом из Корсуни или потому, может быть, что до прибытия в Россию он был епископом в Корсуни. В архиерейский сан он был возведен в Константинополе.
По просьбе великого князя Владимира патриарх Николай Хрисоверг прислал в Россию несколько епископов, в числе которых был и Иоаким [1]. Он прибыл в Киев около 991 года и вскоре, в 992 году, отправился в Новгород. Хотя год прибытия его в Новгород в разных летописцев указан по-разному, судя по тому, что Иоаким прибыл в Новгород с Киевским митрополитом Леоном, который вступил на Киевскую митрополию в 991 году, можно считать 992 год временем прибытия Иоакима в Новгород.
Митрополит Леон, оставляя Иоакима в Новгороде, поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую.
Ревностно приступил святитель к обращению новгородцев. Мужество и благоразумие проявил он в своем трудном деле. Мужество его выразилось в том, что несмотря на сопротивление язычников, не желавших разлучаться со своими идолами, святитель не устрашился ниспровергнуть в реку Волхов в присутствии всего народа главного идола Перуна, перед которым особенно благоговел Новгород, и истребить кумиры и требища языческие. Однако этот акт был совершен святителем с большим благоразумием. К истреблению предметов суеверного почитания новгородцев он приступил не прежде, как по разъяснении людям их заблуждения. Большую осторожность употребил он в деле приведения новгородцев к Христианству. Если гражданская власть по отношению к упорным язычникам употребляла строгость, а иногда и насилие, то еп. Иоаким действовал исключительно мерами кротости и благоразумия. Он сам лично и бывшие при нем священники ходили по торгам, улицам, учили людей сколько могли и объясняли заблуждающимся всю нелепость их служения бездушным истуканам.
Замечательным в облике святителя было то, что это был "муж образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием". Знание славянского языка очень много помогало ему. Проповедь архипастыря, исполненная силы и духа, имела благодатное действие. Сотни новгородцев приняли святое крещение и с радостью помогали св. Иоакиму ниспровергать идолов.
Просветив христианством жителей Новгорода, святитель Иоаким для утверждения в вере новообращенных занялся сооружением для них храмов. Им построены храмы Иоакима и Анны и обитель Перынь в 995 году. Возможно, при нем же был выстроен и первый, деревянный храм Святой Софии.
В деле укрепления христианства святитель большое значение придавал просвещению. С помощью ученика своего Ефрема он основал в Новгороде первую школу, куда кн. Ярослав повелел собрать около 300 детей у лучших граждан города и у священно-церковно-служителей. В этой школе под руководством Ефрема стали обучать детей славянской грамоте, истинам святой веры христианской и греческому языку. Все это делалось св. Иоакимом с целью упрочить христианство в умах и сердцах новообращенных, доведших их до полного убеждения путем грамотности, а также приготовить достойных служителей алтаря.
Более 38 лет управлял новгородскою паствою еп. Иоаким и за это время язычество пало не только во всей Новгородской области, но и в прилегающих областях.
Скончался святой Иоаким в 1030 году и был погребен в созданной им церкви святых праведных Иоакима и Анны.
12 октября 1699 году при митрополите Новгородском Иове обретены были его мощи, которые затем были перенесены в Новгородский Софийский собор и находятся в Мартирьевской паперти [2].
О его подвигах по истреблению язычества в Новгороде подробности сообщаются в приписываемой ему Иоакимовской летописи (Татищев, т. I).
Литература
- Тихомиров П., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891, т. I, с. 9-18.
- Он же Сказание о Новгор. чудотв. св. иконе Знамения Божией Матери. 3-е изд. Новгород, 1902, с. 92.
- Толстой М. Святыни и древности В. Новгорода. М., 1862, с. 7, 8, 35.
- Голубинский Е. И. Р. Ц., т. I первая половина, с. 242, 272, 277, 574, 710.
- Соловьев С.М. История России, кн. I, с. 794.
- Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю рус., т. I, 4-е изд. СПб, 1901, с. 78.
- Краснянский Г., св. Месяцеслов (святых). Новгород. св. угодн. Божии, открытые и под спудом почивающие..." Новгород, 1876, с. 39-41.
- Филарет, архп. Русские святые, т. I, с. 173-177.
- Эристов, кн. Словарь историч. о святых, с. 118, 119.
- Амвросий Ист. Рос. Иерархии, т. I, с. 67.
- Евгений, митр. Словарь дух. писат., т. I, с. 220-226.
- Голубинский Е. , с. 109, 137, 157, пр. 5, с. 157-158.
- Сенигов Ист. критич. исследов. о лет. Новгород.
- Толстой М. Рассказы из И. Р. Ц., с. 15, 16.
- Барсуков Н., с. 241.
- Ратшин, с. 410, 412, 413.
- Строев П., с. 33.
- Булгаков, с. 1406.
- Н. Д., с. 17.
- Святая Русь, № 179.
- Р. Пр. Нкр., т. I, с. 350.
- Новгородские летописи, по изд. 1789, с. 272, 277, 574, 710.
- Прибав. к творен. св. отцев, 1881, кн. IV.
- Журнал минист. народного просвещения, 1883, № 10 (с. Линиченко).
- Новгород. месяч., с. 39-41.
- Истор. разгов. о древн. Новгорода, с. 31-32.
- Истор. вестн., 1884, сентябрь, с. 685.
- Ж. М. П., 1959, № 10, с. 8.
- БЭЛ, т. VI, с. 727, 728.
- БЭС, т. I, с. 1077.
- РБС, т. VIII. с. 174.
- А. Ю. Карпов, Э. П. Р. Иоаким. // Православная энциклопедия, Т. 23, С. 133-134
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] По Брокгаузу, Иоаким прибыл на Русь еще священником.
[2] Некрополь Новгородского Софийского собора. страница сайта «Святая София и Великий Новгород. История и современность», https://saintsofiavnovg.ru/Некрополь-Софийского-собора/