Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТУТАЕВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Тутаевский Воскресенский собор
Тутаевский Воскресенский собор
Собор в честь Воскресения Христова в г. Тутаев Рыбинской епархии

По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия". В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь, престол которой был освящен в 1875 году в честь Воскресения Христова [1]. Радетелями грандиозного строительства были "земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне". Храм был расписан артелью ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. Иконостас летнего храма конца XVII - начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века.

Храм никогда не закрывался.

Воскресенский собор - памятник федерального значения. Еще в 1980-х годах его ценные фрески были поновлены. В после-советские годы храм всесторонне реставрировался, однако особо важным вопросом для сохранения фресок было восстановление некогда утраченной дренажной системы, т.к. без неё в нижнем храме скапливалась влага и роспись сильно страдала. Средств из Москвы хватало только на частичную реставрацию фресок, и немалую долю денег, нужных для работ, приходилось собирать у паломников.

С иконой Спасителя из собора дважды в год совершается крестный ход: первый – по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи, второй – по Борисоглебской стороне, в последний воскресный день перед праздником пророка Илии.

Архитектура

В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).

Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма - они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников - звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи - висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.

Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.

В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.

В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

Статистика

  • 1908 - 2198 чел. в приходе (Романов-Борисоглебск - 1213 чел., деревни: Борисовское, Гостилово, Баскачево, Пустово, Антоновское, Копнинское, Радилово, Митинское, Яганово, Демидово, Шишкино, Голянищево, Брюханово, Алексейцево, Олюнино, Курмыши, Молявино, Кузилово, Красинское, Калинино, Кокуйки, Шеломки) [2]
  • 1930-е - ок. 1500 прихожан [3]

Святыни

  • чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного - самая большая в России чудотворная икона Спасителя. По преданию написан святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся "небом" деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. В 1793 году возвращен в собор. По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
  • Крест с Распятием в иконе "Страсти Христовы". Крест - XV-XVI век. Икона - конец XVII - начало XVIII века. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе. На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
  • Смоленская икона Божией Матери. Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
  • икона святителя Николая Чудотворца (Можайского) (1-я половина XVII века)

В синодальный период особенно почитались также:

В соборе находятся мощи исп. Георгия Седова [3].

Настоятели

Приписные храмы, часовни

  • Спасский в с. Ново-Никольском (1899 - упом. 1908)
  • две деревянные часовни на общественных площадях города

Использованные материалы

  • "О храме", страница официального сайта собора:
  • Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль, 1908, с. 440-441.
  • Историческая справка на официальном сайте Ярославской епархии.



[1]  По другим данным верхний храм был возведен в 1672 году и освящен в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

[2]  Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль, 1908, с. 441.

[3]  Историческая справка на официальном сайте собора - http://voskresenskiy-sobor.ru/index.php/voskresenskiy/29-o-h...-48

Редакция текста от: 07.08.2015 08:02:32

"ТУТАЕВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google