Прп. Герман Аляскинский. Рисунок Елизаветы Яновской 15 ноября 1866 г., Аляска |
Память 27 июля - прославление ПЦА в 1970 году, 15 ноября - преставление (РПЦЗ [2]), 12 декабря (РПЦЗ [3], Албан. [4]), 13 декабря (ПЦА [5]), а также в Соборах Сибирских и Санкт-Петербургских святых, всех святых Северной Америки (ПЦА) и Аляски (ПЦА)
Начало пути
[6]В миру Попов Егор Иванович, родился в 1751 году. Происходил из крестьян Кадомской провинции Воронежской губернии, семья его жила недалеко от города Шацка.
В 17 лет его забрали в рекруты, после чего он послужил в армии 11 лет.
Сразу после армии, в 1778 году, поступил в Саровский монастырь.
В 1781 году, в числе пятерых послушников во главе с преподобным Назарием, отправился в Валаамский монастырь. Там в 1782 году принял монашеский постриг с именем Герман.
Подвижничество на Валааме
После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении, в 2 км от монастыря. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос).
Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника - Серафима Саровского. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви.
Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Есть сведения, что преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове.
Аляскинская миссия. Остров Кадьяк
Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.
По прибытии на остров Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма и обращением язычников. "1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, состроили церковь, а время позволит - сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать" - замечает в одном из писем архимандрит Иоасаф.
В 1796 году было завершено строительство храма Воскресения Христова.
Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии.
Под руководством архимандрита Иоасафа Миссия находилась недолго: во время бури в 1799 году уже поставленный во епископа преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На острове осталось всего четыре миссионера. На помощь оставшимся в живых в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов. В 1807 году иеромонах Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.
С 1807 года он заведовал школой, в которой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, Священной истории и церковному пению, навыкам земледелия.
Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Поэтому не было бы ничего удивительного, если бы новообращенные отвергли веру пришельцев, которые стали все чаще выступать в роли эксплуататоров и угнетателей (приезжавшие с целью наживы промышленники), и вернулись бы к своим суевериям. В том, что это не произошло, великая заслуга преподобного Германа. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: "я - нижайший слуга здешних народов и нянька".
Тайные подвиги и келейные молитвы старца оставались неведомыми миру, но виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проходившей в условиях полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. Одежда его была самая убогая и очень ветхая. Всем своим видом, всеми привычками старец Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и богоугождения. Беседа старца производила на слушавших неотразимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мыслей, отчетливость и быстрота суждений.
Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним. Ярко свидетельствует об этом случай с С. И. Яновским, правителем администрации Российско-Американской Компании, приступившим к своим обязанностям в 1817 году. Семен Иванович Яновский, аристократ по происхождению, был человеком всесторонне образованным и начитанным, но его религиозно-философские взгляды сводились к модному в те времена деизму. Христианства он, по существу, не знал (хотя формально считался христианином). Православие, Церковь, Таинства - были для него понятиями, не заслуживающими серьезного внимания. Преподобный Герман много беседовал с ним. Впоследствии С. И. Яновский писал: "Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истинный, и я сделался настоящим христианином". Он называл старца "святым мужем", "великим подвижником"; как великую драгоценность он хранил у себя письма преподобного Германа. Такое же благоговение к личности святого испытывали и многие другие его современники.
Прп. Герман Аляскинский в житии. Икона, США, XX в. |
Остров Еловый - Новый Валаам
Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а в период между 1811 и 1817 годами в поисках уединения прп. Герман переселился на пустынный остров Еловый (Спрус) в 2 верстах от острова Кадьяк, назвав свою обитель Новым Валаамом [7]. Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца.
Прп. Герман выкопал землянку, позднее построил возле нее бревенчатую келью. Постелью старцу служила небольшая скамья, под голову он подкладывал 2 кирпича, укрывался доской. Одежда его была одна и та же зимой и летом: меховая парка, надетая на голое тело, поверх нее подрясник и ряса, на голове клобук, на ногах сапоги. Носил 15-фунтовые вериги. Ел очень мало: немного рыбы и овощей. Время, свободное от богослужения, проводил в трудах — занимался огородом, к зиме запасал грибы и рыбу. Все, что приобретал, отдавал бедным и сиротам. Со временем недалеко от кельи были построены часовня и дом для посетителей, в котором также находилось училище для сирот. прп. Герман учил детей Закону Божию и пению.
Прп. Германа сподобился от Бога многих духовных даров, видения ангелов и злых духов. Однажды по его молитвам прекратилось наводнение, в другой раз — пожар. Старец обладал даром прозорливости. Так, он предсказывал, что в Америке будет свой архиерей, что вскоре и исполнилось. В 1840 году была образована на Североамериканском континенте епархия и во главе ее стал свт. Иннокентий (Вениаминов).
Вероятно, в 1835 году преподобный Герман полностью ослеп. В последние годы вел уединенную жизнь, редко выходя из кельи и постоянно пребывая в подвигах поста и молитвы. Он открыл духовным чадам время своей смерти и обстоятельства погребения.
15 ноября 1836 года святой старец попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников преподобный Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению [8].
Над могилой старца был первоначально поставлен простой деревянный памятник, а затем сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В этом храме хранится старинное изображение преподобного Серафима Саровского, находившееся в келлии святого старца Германа при его жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодушного с ним великого работника на Божией ниве. Господу было угодно одновременно благословить на великий подвиг служения людям этих двух благоговейных любителей безмолвия и умного делания.
Почитание и прославление
Преподобный Герман с любовью отзывался на нужды и скорби людские в дни своей земной жизни. Не оставлял он в беде взывающих к нему и после своего преставления. Наиболее известный случай молитвенного предстательства преподобного Германа находится в жизнеописании первого православного епископа в Америке - святителя Иннокентия. В 1842 году святитель на бриге "Охотск" направлялся на остров Еловый. Из-за бури корабль долго не мог войти в гавань, и жизнь команды и пассажиров была под угрозой. Святитель Иннокентий обратился с молитвой к преподобному Герману: "Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер". Не прошло и четверти часа, как ветер переменился и сделался попутным. И вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле преподобного Германа.
С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом местном почитании памяти старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из Аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах. Первый публичный доклад об отце Германе был напечатан в Валаамском монастыре в 1868 году.
В 1936 году - другой русский православный монах - архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и долго жил там, как преподобный Герман за сто с лишним лет до него. Перед своей кончиной в 1969 году архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню.
Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года).
В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, митрополита всей Америки и Канады Иринея принял решение о канонизации преподобного Аляскинского инока. 9 августа 1970 года на острове Кадьяк в соборе Воскресения Христова владыка Ириней, уже в статусе предстоятеля автокефальной Православной Церкви в Америке, в сослужении сонма архиереев совершил торжественное прославление преподобного Германа в лике равноапостольных. Он стал первым православным святым на Американском континенте. Мощи его были помещены в соборе в деревянную раку, на которую были возложены принадлежавшие святому камилавка и железный крест с параманом.
Почти одновременно преподобный Герман Аляскинский был прославлен также Русской Православной Церковью Заграницей. Решение о его прославлении было принято на Архиерейском Соборе 1969 года, а торжество прославления последовало 25/26 июля 1970 года в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Сан-Франциско. Торжество возглавил митрополит Филарет при участии 5 архиереев и множества духовенства [9].
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 ноября 1970 года имя преподобного Германа было внесено и в месяцеслов Московского Патриархата.
В 1984 году преподобный Герман был причтён к Собору Сибирских святых, а впоследствии его имя было внесено и в иные соборные памяти.
Преподобный Герман Аляскинский |
Молитвословия
Тропарь, глас 7 (из службы 27 июля)
Звездо́ пресве́тлая Це́ркве Христо́вы,/ на се́вере просия́вшая,/ вся́ к Ца́рствию Небе́сному путеводя́щая,/ учи́телю и апо́столе и́стинныя ве́ры,/ предста́телю и засту́пниче гони́мых,/ украше́ние изя́щное Святы́я Це́ркве во Аме́рице,/ преподо́бне о́тче Ге́рмане Аля́скинский,/ моли́ся ко Го́споду, Спа́су на́шему,// спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, поемый во Америце, глас 3 (из службы 27 июля и 13 декабря)
Преподо́бне о́тче на́ш Ге́рмане,/ пе́рвый свети́льниче, в земли́ на́шей просия́вый,/ прино́сим вси́ тебе́ похвалы́ сия́,/ ты́ же, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ бу́ди на́м засту́пник и уте́шитель/ и Це́ркве на́шея покрови́тель ди́вный,/ да вси́ со умиле́нием зове́м ти́:/ ра́дуйся, о́тче на́ш Ге́рмане,// Аля́ски и всея́ Аме́рики пресла́вный чудотво́рче.
Тропарь, глас 1 (из службы 13 декабря):
Лозу́ Правосла́вия прине́сл еси́ в Аме́рику из Росси́и благочести́выя/ и, удобри́в ко́рень по́стническими тру́дами/ и напои́в оби́льне моли́твенными слеза́ми,/ плоды́ прине́сл еси́ виногра́д возлю́бленный,/ Ге́рмане преблаже́нне о́тче на́ш./ Те́мже и Бо́г тя́ просла́ви, я́ко апо́стола преподо́бнаго,/ нетле́нием моще́й и благода́тию чуде́с,/ от ни́хже почерпа́юще благодея́ния, восхваля́ем тя́:/ сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Дарова́вшему тя́ Аме́рице свети́ло Правосла́вия.
Кондак, глас 3 (из службы 27 июля)
Све́т ве́чный Христа́ Спа́са на́шего/ тя́ на пу́ть ева́нгельский во Аме́рику наста́ви,/ возвести́ти ве́сть о ми́ре ева́нгельскую./ Дне́сь Престо́лу Сла́вы предстоя́,/ моли́ся о стране́ твое́й и лю́дех ея́,/ о ми́ре всего́ ми́ра// и спасе́нии ду́ш на́ших.
Ин кондак, глас 8 (из службы 27 июля и 13 декабря)
Валаа́ма постри́женик [10] честны́й,/ возлю́бленник Бо́жия Ма́тере бы́вый,/ ревни́тель по́двигов дре́вних,/ подви́жник но́вый,/ моли́тву, я́ко копие́ и щи́т, прие́мый,/ стра́шен де́моном и тьме́ язы́честей ста́вый,/ Ге́рмане препо́добне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 8 (из службы 27 июля) (Подобен: Взбранной Воеводе)
Взбра́нному Воево́де сво́инствовався,/ в бра́нь вступи́л еси́ на ду́ха зло́бы/ в по́ле преподо́бия и апо́стольства./ И, пояса́в побе́ды обою́дныя,/ воздвиза́еши на́с вопи́ти тебе́:// ра́дуйся, свя́те Ге́рмане, апо́столе преподо́бный.
Литература
- Иванов А. И. Православие в Америке // ЖМП. 1955. № 1. С. 44–55; № 3. С. 69–76;
- Смолич И. К. История. М., 1997. Ч. 2;
- Очерк из истории Американской Православной Миссии (Кадьяковской миссии 1794–1837). СПб., 1894;
- Русская Америка. М., 1994;
- Orthodox America, 1794–1976. N. Y., 1975. N 4;
- Gregory (Afonsky), Bish. History of the Orthodox Church in Alaska, 1774–1914. Kodiak, 1977;
- Pierre R. The Russian Orthodox Religious Mission in America, 1794–1837. Kingston, 1978;
- Oleksa M. Alaskan Missionary Spirituality. Mahwah (N. J.), 1987;
- idem. Orthodox Alaska. N. Y., 1992;
- Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America, 1794–1994. S. l., 1995;
- A Good and Faithful Servent / Univ. of Alaska. S. l., 1997.
- Korsun, Sergei, Herman: A Wilderness Saint, Jordanville, NY: Holy Trinity Publications, 2012.
Использованные материалы
- Ковальская Е. Ю., Гринченко О. С., "ГЕРМАН (Зырянов (?) Герасим Иванович ... ), прп. Аляскинский", Православная Энциклопедия, т. 11, с. 221-225:
- http://www.pravenc.ru/text/164717.html (материал использован частично)
- "Преподобный Герман Аляскинский", официальный сайт Издательства Московской Патриархии (2019):
- "Возвращение Русской Америки. К 200-летию установления отношений между Россией и США. Интервью Сергея Анатольевича Корсуна, записал Михаил Сизов", Вера - Эском, июнь 2007, № 1 (№ 541):
- Минея. Ноябрь, ч. 3, изд. Московской Патриархии, с. 188-189, 191, 193:
- http://files2.regentjob.ru/minea/jul3/jul3188.html (тропарь)
- http://files2.regentjob.ru/minea/jul3/jul3189.html (ин тропарь)
- http://files2.regentjob.ru/minea/jul3/jul3193.html (кондак)
- http://files2.regentjob.ru/minea/jul3/jul3191.html (ин кондак)
- Минея. Декабрь, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 472-473, 478:
[1] Годы жизни уточнены на основании исследований С. А. Корсуна. Прежде общепринятой была датировка 1756/1757 - 1836/1837, которая ещё широко представлена в различных современных ресурсах. О происхождении ошибочных дат см. ниже.
[2] "Repose of St. Herman, wonderworker of Alaska", месяцеслов на сайте Канберрского кафедрального собора святого Иоанна Предтечи Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ, https://www.stjohnthebaptist.org.au/en/saints/day.php?month=...tml.
[3] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 151, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/December-2019.pdf.
[4] Kalendari 2017 (Официальный календарь Албанской Православной Церкви, 2017). - Tiranё: Kisha Orthodhokse Autoqefale e Shqipёrisё, 2016, f. 36, https://ru.scribd.com/document/336047116/Kalendari-2017.
[5] "Repose of Venerable Herman of Alaska, Wonderworker of All America", официальный сайт Православной Церкви в Америке, https://www.oca.org/saints/lives/2019/12/13/103530-repose-of...ica. Ранее эта дата считалась днём преставления святого и успела закрепиться в церковной практике, но в начале XXI века пошёл процесс изъятия её из месяцесловов. Так, по состоянию на конец 2019-начало 2020 года в официальном календаре Русской Православной Церкви эта память уже не указывается, хотя она ещё зафиксирована в ряде таких авторитетных публикаций Русской Церкви как "Служебник" Московской Патриархии (напр., 2019 года, с. 563) и "зелёная" Минея (Декабрь, ч. 1, с. 600 и 459, http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec1602.html и http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec1461.html)
[6] Подлинные сведения о первоначальном этапе жизни святого Германа были уточнены благодаря исследованиям Сергея Анатольевича Корсуна в начале XXI века. Источниками этих данных стали обнаруженные в Центральном государственном историческом архиве в Петербурге документы: свидетельство о выдаче паспортов пятерым послушникам Саровского монастыря (включая будущего прп. Германа), и письмо в Св. Синод от Валаамского настоятеля о. Гавриила о постриге прп. Германа в 1782 г. Эти данные согласуются с ранее известными свидетельствами главного правителя Русской Америки Ф. П. Врангеля, архим. Феофана (Соколова), и собственным письмом прп. Германа. Однако вплоть до последнего времени в литературе господствовала версия, основанная на ошибке С. И. Яновского, представившего биографические данные Иосифа (Телепнёва) вместо данных святого Германа. По этой ошибочной версии, святой якобы родился в 1757 году в городе Серпухове, в купеческой семье, а затем шесть лет нёс послушание в Троице-Сергиевой пустыни, где принял иноческий постриг. Выдвинутая однажды версия что мирское имя святого было Герасим Иванович Зырянов основывалась на том, что именно так преподобный Герман назвал своего первого ученика из алеутов - круглого сироту. См. Korsun, Sergei, Herman: A Wilderness Saint, Jordanville, NY: Holy Trinity Publications, 2012, p. x, xi, 5; "Возвращение Русской Америки. К 200-летию установления отношений между Россией и США. Интервью Сергея Анатольевича Корсуна, записал Михаил Сизов", Вера - Эском, июнь 2007, № 1 (№ 541), http://www.rusvera.mrezha.ru/541/9.htm.
[7] По другим данным, монашеское начало на Еловом было положено прп. Германом и монахом Иоасафом (первым принявшим монашеский постриг на Американском континенте) еще в 1805 году (см. Валаамская патрология //Русскiй Паломник, 2005, № 33 ).
[8] Дата кончины уточнена по отчёту Купреянова епископу Иркутскому. Ранее в литературе широко распространилась ошибочная версия о кончине святого 13 декабря 1836 или 1837 года, которая продолжает указываться во многочисленных современных материалах. Предположительно, 13 декабря было днём погребения преподобного. См. Korsun, Sergei, Herman: A Wilderness Saint, Jordanville, NY: Holy Trinity Publications, 2012, p. 146.
[9] Щукин Сергий, прот., "Краткая история Русской Православной Церкви заграницей 1922-1972", официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей, http://www.synod.com/synod/history/his_rocorshukin.html
[10] В Минее-декабрь: "постри́жник".