Свт. Михаил Киевский. Фрагмент иконы "Собор святых Первосвятителей всея Руси" (монахиня Иулиания (Соколова), 1920-е - 1980-е гг.). Митрополичьи палаты Троице-Сергиевой лавры |
Память 15 июня в день преставления, 30 сентября на перенесение мощей в 1730 году, в Соборе Киевских святых
Исторические гипотезы
Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие русские летописи или вовсе не упоминают о митрополите при святом Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта. Михаил упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.
Исконное предание Русской Церкви признавало Михаила первым митрополитом Киевским. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевской духовной академией в 1839 году исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия (Ильинского) (1831-1835), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: "Кто был первый митрополит Киевский?" и было принято такими учеными, как церковные историки преосвященные Филарет (Гумилевский) и Макарий (Булгаков) и историк С. М. Соловьев.
Митр. Платон (Левшин) писал:
Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона Михаила Дикарева из "Месячных миней" (кон. XIX - нач. XX в.). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж |
С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Карамзин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицают бытие митрополита Михаила в Киеве в X веке.
Е. Голубинский утверждает, что присланный патриархом Фотием в царствование греческого императора Василия Македонского епископ Михаил крестил Руссов Черноморских; мощи его с течением времени, когда Тмутаракань была утрачена русскими и подпала власти половцев, были перенесены тмутараканскими монахами в Киево-Печерский монастырь.
Протоиерей П.Г. Лебединцев думает, что Киевский митрополит Михаил занимал кафедру митрополичью в XII веке, прибыл из Константинополя в 1131 году при великом князе Мстиславе Владимировиче, а скончался в 1147 году в княжение Изяслава Мстиславича, первым же митрополитом Киевским признает, согласно с Е. Голубинским и другими, Леона. Того же мнения держатся А. Попов, А. С. Павлов, М. Чельцов, граф Д. А. Толстой и Ф. Терновский.
По А. В. Поппэ [2], источник предания о митр. Михаиле - так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII—XIII вв. Согласно этому памятнику, Михаил современник Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 967 (987?) г. Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это «наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом.
Жизнеописание
Был родом сириец [3] или, по другим летописным данным, болгарин или серб. Когда св. равноапостольный князь Владимир решил просветить Русскую землю святым Крещением он послал в Царьград просить для этого пастырей. Для этого патриарх свт. Николай II Хрисоверг прислал в Корсунь шесть епископов, множество священнослужителей и клириков во главе с митрополитом Михаилом, мужем премудрым и святой жизни. Они привезли также иконы, богослужебные книги на славянском языке, церковную утварь и мощи угодников Божиих. Церковь поет «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей» [4].
Из Корсуни вместе с новокрещеным князем митрополит прибыл в Киев в 989 году где начал своё ревностное служение по распространению Христианства на Руси. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий. Из храмов, построенных в Киеве, самым большим являлся Десятинный в честь Успения Пресвятой Богородицы на постройку которого святитель Михаил благословил великого князя Владимира и куда перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги. С митрополитом Михаилом связывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а с прибывшими с ним из Царьграда монахами – основание Киево-Межигорского монастыря.
После крещения Киева первосвятителю предстояло обращать народ всей русской земли и для этого он посетил с проповедью главные после Киева города русские — Новгород в 990 году и Ростов Великий в 991 году. В Новгород он отправился в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни [5] и Анастаса Корсунянина. Здесь он сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. В Ростове успех его проповеди был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления. Им была основана первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове и поставлен епископом свт. Феодор Грек. За годы служения святителя Михаила храмы открывались также в Переяславле, Чернигове, Белгороде, Владимире Волынском и других городах Руси.
болгарских князя и один печенежский. Известно еще, что он отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским болгарам-мусульманам. Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется «Первоначальником» Русской Церкви. Святитель упокоился от своих трудов в Киеве в 992 году [6]. Днем кончины предание называет 15 июня.По надписи XVIII в. у его раки (приведенной в "Описании Киево-Печерской лавры" митрополита Евгения) в 994 г. в царствование Василия и Константина, при патриархе Николае Хризоверге, пришел в Киев с крестившимся кн. Владимиром присланный из Царьграда святитель Михаил Сирин, который и был первым митрополитом всея России; он крестил сыновей Владимира и киевлян и в один год обратил в христианство всю землю русскую; умер в 998 году и погребен в Десятинной церкви.
"Православная энциклопедия" обозначает дату кончины более расплывчато: "кон. X - нач. XI в. (?)" [7]
Почитание
Изначально мощи святителя покоились в Десятинной церкви, законченной в 996 году, а около 1103 года, при Печерском игумене Феоктисте, они были обретены нетленными и перенесены в Антониеву пещеру [8]. Они пребывали в Ближних Пещерах Лавры вплоть до 1730 года, когда по представлению архимандрита Романа (Копы) и по именному указу от 23 июля, были перенесены 1 октября того же года в великую соборную Печерскую церковь. Здесь они почивали открыто в специальной раке вплоть до 3 ноября 1941 года, когда Успенская соборная церковь была взорвана.
Когда он причтен к лику угодников, точно неизвестно, но его имя значится в списке преподобных Антониевой пещеры и у Кальнофойского в 1638 году. Также в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 году в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено его имя. Лик святителя Михаила традиционно пишут на самом распростаненном варианте иконы Собора Киево-Печерских святых, известной с первой половины XVIII века [9]. Однкао, в общих месяцесловах Русской Православной Церкви, его, как и прочих Печерских преподобных, не было. Указами Святейшего Синода 15 июня 1762 года, 18 мая 1775 года и 31 октября 1784 года дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом 6 августа 1795 года поведено было сочинить обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона (фрагмент) |
Кондак, глас 2
Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д от еги́петскаго идолослуже́ния/ в зе́млю, проро́чествием предуви́дену./ Бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на ве́рсех [11] гор Ки́евских превознесе́тся па́че лива́на/ плод, пита́ющ [12] ми́ра всего́,/ от него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя́, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.
Использованные материалы
- «Глава 34», Дятлов. В., ред., Патерик Киево-Печерский, т. 1, Киев, Типография Киево-Печерской Лавры, 2004, 247-248.
- Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, 30 сентября:
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life1631.htm
- http://dimitri-hram.narod.ru/mihail.htm
- http://www.patriarchia.ru/db/text/52769.html
- Александр (Милеант), еп., Избранные Жития святых. Сентябрь-Октябрь:
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Русский Биографический Словарь / Под ред. А.А. Половцева
- Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
- Минея. Июнь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 630-631:
- http://files2.regentjob.ru/minea/jun1/jun1630.html - тропарь (вариант 1)
- http://files2.regentjob.ru/minea/jun1/jun1631.html - кондак (вариант 2)
- Минея. Сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 868, 873:
- http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep869.html- тропарь (вариант 2)
- http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep874.html - кондак (вариант 2)
[1] Митрополит Платон (Левшин). «Краткая Российская Церковная история» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010, стр. 28
[2] Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко - http://www.sedmitza.ru/text/41707.html
[3] По Иоакимовской летописи.
[4] Из службы свт. Михаилу.
[5] дядя св. Владимира по матери
[6] Дата по свидетельству Никоновской летописи.
[7] Злотникова И. В., Флоря Н. Б. Михаил, свт. (пам. 30 сент.), митр. Киевский. - Православная энциклопедия, т. XL, с. 546.
[8] Согласно «Описанию» Киево-Печерской Лавры митрополита Евгения (Болховитинова). Также по свидетельству надписи на ныне уничтоженной раке в которой покоились мощи. См. http://dimitri-hram.narod.ru/mihail.htm. См. также Жития Святых свт. Димитрия Ростовского, http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/9/30Mihail.htm#03.
[9] «Глава 34», Дятлов. В., ред., Патерик Киево-Печерский, т. 1, Киев, Типография Киево-Печерской Лавры, 2004, 248.
[10] В сентябрьской Минее это слово дано в форме: "сыново́м".
[11] В сентябрьской Минее в этом слове ударение поставлено иначе: "версе́х".
[12] В сентябрьской Минее это слово дано в форме: "пита́яй".