I Книга Еноха, ветхозаветный апокриф
Считается наиболее ранним апокрифом, дошел до нас на эфиопском языке и потому получил название "эфиопский Енох".
Эта книга включает в себя несколько сборников, написанных во II-I веках до Р.Х.
Книга Еноха развивает своеобразную концепцию грехопадения, исходя не из рассказа об Адаме, а из шестой главы Книги Бытия. По утверждению апокрифа, "Сыны Божии", под которыми автор понимает ангелов, поддавшись чувственному соблазну, пришли в мир вопреки воле Творца и научили людей магии и волхованиям. За это они были скованы и заключены в бездну (Иуд 14-15).
Автор Книги Еноха не верит в возможность покаяния для нечестивых, которую допускает Книга пророка Даниила. Он символически изображает историю в виде десяти седмин, в течение которых зло в мире будет преобладать. Но есть в книге страницы, которые сближают ее с самыми возвышенными речениями пророков и даже Евангелием: "Горе вам, воздающие своему ближнему злом, ибо вам будет уготовано по делам вашим... Не бойтесь вы, страдающие, ибо для вас будет исцеление."
Книга описывает в виде притч историю Ветхого Завета вплоть до Маккавея. Она говорит о гибели Храма, на месте которого явится новый, полный красоты и великолепия. В это время в мир будет послан Мессия, Он же - Сын Человеческий, Избранник, Праведник, Сын жены. Это не просто потомок Давида и не обычное человеческое существо: "Прежде, чем звезды небесные были сотворены, Его имя было названо перед Господом духов... Он был избран и сокрыт пред Ним, и Он будет пред Ним до вечности."
Апокриф рассматривает мессианскую эру как временную, за которой последует борьба с тьмой и конечное Богоявление - Суд Божий. Тогда праведники облекутся в "вечную одежду жизни", станут подобны ангелам и будут неразлучны с Сыном Человеческим. Им откроется доступ к таинственному Древу Жизни.
Таким образом, истинные пророчества перемежаются в апокрифе с порождениями апокалиптической фантазии хасидов. Царство Божие рисуется в нем, с одной стороны, как преображение мира, а с другой - в терминах хилиазма. Енох предрекает, что земля превратится в сад и наступит сказочное земное изобилие.
По содержанию с Первой книгой Еноха сходна и II Книга Еноха, сохранившаяся лишь в славянском переводе.
Использованные материалы
- Прот. Александр Мень: "Исагогика. Том II Эпоха пророков. Священная письменность времен Второго Храма. § 29. Хасмонеи. Апокрифы и неканонические книги (II-I века)"