Алла́х - (араб.: бог). Древнее слово, использовалось в языческих верованиях, а впоследствии было осмыслено как Бог (см.) и используется в арабском языке как христианами так и мусульманами. Слово "Аллах" также вошло в ряд не-арабских языков, где часто используется в для обозначения мусульмансокого понятия о Боге в противоположность другим.
Корни слова
До начала проповеди Мухаммада в языческом арабском пантеоне богов существовало центральное божество по имени Аллах, почитаемое как Бог по преимуществу. Вероятно, это имя восходит к арамейскому ́ălāhā (Бог). Отдельные языческие боги и божества имеют в арабском языке свой термин для обозначения: илах (Бог, божество). В Коране выделяют доисламский смысловой слой, в котором Аллах, преимущественно мекканских представлений, характеризуется как создатель и высший источник сущего (Коран, суры XIII 17; XXIX 61, 63; XXXI 24; XXXIX 39; XLIII 8, 87).
Мусульманские представления о Боге
Согласно Корану и мусульманским представлениям Аллах - единый и единственный Бог, создатель мироздания и всего сущего. В мусульманском исповедании веры - шaхада - первая половина по-арабски звучит так: "ла илаха илла-ллах" ("нет никакого божества, кроме Аллаха"). Троекратное произнесение шахады вместе с ее продолжением: "ва Мухаммад расулу-л-лах" ("и Мухаммад - посланник Аллаха" - в присутствии свидетелей-мусульман представляет собой ритуал принятия ислама.
Первая половина шахады для мусульман имеет особое значение и используется, прежде всего суфиями, в медитации. Важнейшая в богословском смысле сура CXII Корана "Очищение" гласит:
Аллах, согласно Корану,- создатель всех вещей (сура XIII 16), абсолютное первоначало (сура XLII 49), высший судия (сура XCV 8). Аллах через своих пророков и посланников постоянно открывает людям неизъяснимую тайну своего Бытия и свою верховную власть над тварным миром. Он в одно и то же время первый и последний, явный (захир) и скрытый (батин) (сура LVII 3).
В мусульманском благочестии сложилась традиция почитания "99 наиболее прекрасных имен Аллаха". Список этих имен есть в каждой мечети. Мусульмане стараются знать их наизусть и размышляют над их смыслом.
Литература
- Sell, E., The Faith of Islam, L., 1896.
- Vlieger, A. de., Kita b al-qadr, Leiden, 1903.
- Zwemer, S. M., The Moslem Doctrine of God, Edinb., 1905.
- Macdonald, D. B., "Allah", Encyclopédie de l'Islam, Leyden; P., 19105.
- Wensink, А. J., Les preuves de l'existence de Dieu dans la théologie musulmane, Amst., 1936.
- Sweetman, J. W., Islam and Christian Theology, L., 1945-1947, vol. 1.
- Blachère, R., Le Coran, P., 1947, 1949, 1951, vol. 3-5.
- Tritton, A. S., Muslim Theology, L., 1947.
- Gardet, L., "Allah", EI, vol. 1.
- Arkoun, M., Gardet, L., L'Islam hier-demain, P., 1978.
Использованные материалы
- Рощин, М. Ю., "Аллах", Православная Энциклопедия, т. II, 27:
[1] пер. В. Пороховой.