Римо-католицизм (от греч. katholikos - "всеобщий", "вселенский") - одно из основных традиционных пониманий Христианства, наряду с Православием и протестантизмом. С Православием Римо-католицизм роднит общая тысячелетняя история (и, следовательно, общая часть Священного Предания), с протестантизмом - опора на западное богословие с характерным юридическим подходом в рассмотрении отношений человека и Бога.
Нарушение католиками постановлений Вселенских Соборов
Следующий список нуждается в дополнении и исправлении.
1. Введение в Символ Веры дополнения - "Filioque", в нарушение первого правила Второго Вселенского Константинопольского Собора:
"Святые отцы собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется Символ веры трехсот восемьнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее, что в Вифании, но да пребывает оный непреложен...."[1]
2. Распространение власти римского первосвященника за пределы своей области в нарушение правил II Всел. 2; Ап. 34, 37; I Всел. 4, 5, 6, 7; II Всел. 3; III Всел. 8; IV Всел. 17, 19, 28; Трул. 36, 39; VΙΙ Всел. 3, 6; Антиох. 9, 16, 18, 23; Карф. 76, 98, 120; Сердик. 3; Двукр. 14
"Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей;..."[2]
3. Притязания римской кафедры на главенствующее место во Вселенской Церкви противоречит третьему правилу Второго Вселенского Константинопольского Собора:
"Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим."[3]
4. Католики постятся в субботу в нарушение 55-го правила Шестого Вселенского Собора:
"....Если кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящийся, кроме единыя токмо: да будет извержен, Если же мирянин, да будет отлучен."[4]
О католицизме
Не все нижеследующие цитаты содержат ссылки на источники, требуется проверка.
Прп. Феодосий Печерский (+ 1074)
"Вере же латынской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись. ... Вы, (латиняне), отринувши апостольские заповеди и предание святых отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели. Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. ... Мертвые вы, о латыняне, мертвую жертву совершаете"
[5].
Свт. Григорий Палама (ок.1360)
"Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына".
Свт. Марк Эфесский (+ 1457)
"Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно?- Ведь благочестивые законы говорят так: "Является еретиком и подлежит законом против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры". Если же латиняне ничем не отклонились от правой Веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого – величайшая из всех опасностей, то ясно – что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? Не ясно ли – как еретиков? .. Отделили их и отсекли от общего Тела Церкви"
[6].
Прп. Максим Грек (+ 1556)
"Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую...".
Прп. Паисий (Величковский) (+ 1794)
оно [латинство] откололось от Церкви и "пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания". И ниже: латиняне -"не суть христиане".
Прп. Никодим Святогорец (+ 1809)
"Латиняне - еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам"
[7].
Из Окружного Послания Восточных Патриархов 1848 г.
"Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви - беззаконие"
[8].
Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867)
"Папизм - так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех - отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов, он - божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане - изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним"
[9].
"Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину".
[10]
Свт. Филарет (Дроздов) (+ 1867)
"Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину".
Прп. Амвросий Оптинский (+ 1891)
"Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских соборов... Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение..." И далее: "Римская Церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви".
Свт. Феофан Затворник (+ 1894)
"Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение, - папа с своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры".
"Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами -потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением."
"Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех - страсть ковать новые догматы... Латиняне повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную..."
"Верить по-латински... есть уклонение от Церкви, ересь".
Прав. Иоанн Кронштадтский (+ 1908)
"Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (
Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой. … Они явно идут против Христа и Его Церкви".
[11]
"Натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь".
[12]
"Если бы римский папа был совершенно единомыслен и единодушен, единоучителен с Господом, он мог бы, хотя не в собственном смысле, называться главою Церкви, но как разномыслен и противоучителен Христу, то он еретик и не может называться главою Церкви и учить Церковь: ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15), а папа и паписты - трость, ветром колеблемая, и совершенно извратили истину Христову и в учении, и в богослужении (опресноки и без проскомидии), и в управлении, поработив своей ереси все католичество и сделавши его неисправимым, ибо папа, при всех своих ересях, признан непогрешимым от католической церкви и, значит, неисправимым, противомыслящим".
[12]
"Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно - во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, - согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое - ложь с истиною?"
[12]
См. также
[1] 1 правило Второго Вселенского Собора - http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_vsele...081
[2] 2 правило Второго Вселенского Собора - http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_vsele...082
[3] 3 правило Второго Вселенского Собора - http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_vsele...083
[4] 55-ое правило Шестого Вселенского Собора - http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_vsele...186
[5] Завещание прп. Феодосия Печерского - http://orthodox.etel.ru/2008/24/_feodosiy.htm
[6] Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора - http://www.pagez.ru/lsn/0251.php
[7] Пидалион, 55, 56. Цит. по http://www.pravoslavie.ru/archiv/anabaptism.htm
[8] ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ЕДИНОЙ, СВЯТОЙ, СОБОРНОЙ И АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ КО ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ 6 мая 1848 г.- http://www.krotov.info/acts/19/1840/18480506.html
[9] Понятие о ереси и расколе - http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=496
[10] Письма к мирянам. О невозможности спасения иноверцев и еретиков - http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=608
[11] О вере и церкви православной. Враги веры и церкви - http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioannkr/ear/5.html
[12] О католиках и папстве - http://www.leushino.ru/ioann/o_katolikah.html