Херувим |
Отцы Церкви усвояют обыкновенно херувимам место второго чина первой степени (серафимы, херувимы, престолы). Самое подробное описание херувимов находится в 1-й главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово «Xерувим» встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая (Быт 3:24): Xерувим с пламенным мечом был поставлен у сада эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображения херувимов были помещены не только в святилище, но и во святом святых; поставление двух херувимов над ковчегом завета с преклоненными к ковчегу лицами свидетельствовало, что херувимы удостоены особенной близости к Богу (ср. Пс. 66, 2; Пс. 103, 29; Иез. 21, 2 и др.) и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения (1 Пет. 1, 12).
На высшее место херувимы в ангельском мире указывают также те места Священного Писания, в которых говорится, что Всевышний восседает на херувимах (1 Цар. 4, 4; Пс. 17, 11; Ис. 37, 16 и др.).
В Апокалипсисе херувимы изображаются, как и у пророка Иезекииля, в виде шестикрылых животных, усеянных по всему телу очами; они обитают на небе перед престолом Божиим и непрестанно днем и ночью взывают: «Свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 1-8).
Xерувимы окружены на небе бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов (Откр. 5, 11; Откр. 7, 9-11); последние занимают в отношении херувимов подчиненное, служебное положение (Откр. 15, 7). Находясь в ближайшем общении с Богом, херувимы отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу (Евр. 9, 5).
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.