Малая Азия. Карта из исторического атласа Вильяма Шеферда, 1911 г. |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Город Ортахисар, Каппадокия, Турция. Март 2006. |
Античный период
В XVIII - XII в. до н.э. Каппадокия являлась центром Хеттской империи – первого индоевропейского государства и называлась Kizzuwatna или Katwatna, «подземелья».
С 546 до 334 г. до н.э., Каппадокия являлась одной из сатрапий Персидского царства Ахменидов с названием Katpatuka.
В эллинистическую эпоху Персидское царство было завоевано Александром Македонским в 322 г. до н.э. и Каппадокия присоединена к его империи, в результате чего начинается активная эллинизация региона.
К концу царствования Антиоха I или в первые годы правления его преемника, в 302 г. до н.э., в южной Каппадокии создается самостоятельное эллинистическое государство.
В результате ожесточенной борьбы понтийского царя Митридата VI и Рима в 17 г. Каппадокия становится провинцией Римской империи. Последним царем Каппадокии числится Архелай, который, будучи приглашен Тиверием в Рим (в 15 г. по Р.Х.), был изменнически взят в плен.
В 72 г. император Веспасиан создал большую административную единицу, включающую Каппадокию, Малую Армению и Галатию. Позднее, в III в. император Диоклетиан выделил Каппадокию в отдельную область с центром в Кесарии.
Византийский период
В 371-372 году провинция Каппадокия была разделена на Каппадокию Первую со столицей в Кесарии, и Каппадокию Вторую со столицей в Тиане. В Каппадокии Первой находился лишь один город Кесария и земельные участки, принадлежавшие империи (императору). Остальные города были сосредоточены в Каппадокии Второй.
Вторжения в Каппадокию гуннов и исавров в V веке привели к строительству укреплений вокруг всех крупных поселений при императоре Анастасии I (491-518).
Император Юстиниан Великий созал еще один укрепленный центр в Мокиссусе, сделав его центром провинции Каппадокия Третья, которая просуществовала в качестве самостоятельной провинции до конца VII века (однако остальные ее города принадлежали Понту, вот почему его еще называют Каппадокией Понтийской). В 535 г. в Кесарии располагалась резиденция анфипата (ανθύπατος, проконсул) [1]. При Юстиниане окончательно завершилась эллинизация Каппадокии, а местные языки вышли из употребления. Экономика региона базировалась на сильном сельском хозяйстве.
В начале VII в. мирная жизнь в Каппадокия нарушается разрушением Кесарии персами в 611 г. Вернувшись в 615-620 г.г., персы заняли горные перевалы Каппадокии и удерживали их до 622 г., когда император Ираклий I перенес военные действия на территорию Персии.
VII в. характеризовался массовой исламизацией кочевых арабских племен, а затем и арабов-христиан. В результате изменения лояльности местного населения Византия фактически без боя потеряла Сирию, Палестину, византийские Месопотамию и Египет. А уже в 646 г. арабы грабят Кесарию. С 647 г. Каппадокия на двести лет превращается в огромную арену сражений. В 708 г. арабы захватывают Тиану. Со своей стороны, византийцы укрепили города и отдаленные сельские поселения, для повышения обороноспособности разместили в регионе славянских переселенцев с Балкан.
Скальный монастырь Гелвери в Каппадокии |
В ходе второй арабо-византийская войны в VIII - начале IX в.в. Каппадокия почти обезлюдела - военной доктриной арабов являлось полное уничтожение мирного христианского населения и разрушение городов. Ситуция начала улучшаться лишь с 863 г. после победы византийцев в битве при Лалакаонте. В 872 г. император Василий I Македонянин провел успешные военные действия против обосновавшихся в восточной Каппадокии павликиан, союзников арабов, а также захватил замок Лулос в горных проходах южной Каппадокии, после чего арабы в горах Тавра больше не появлялись, а в Каппадокии наступил 100-летний период мира.
Появившееся в VIII и IX в.в. сословие актиров, собственников земли, заложило основу образования семей крупных землевладельцев. Уже в IX в. появляются благородные фамилии: Склиры (Σκληροί), Аргиры (Aργυροί), Фоки (Φωκάδες), Малеины (Mαλεΐνοι), Валанды (Bαλάνται), Алиатты (Aλυάτται) и пр., заложившие основу аристократии в регионе. Нужно заметить, что византийские фамилии наследовались как по линии отца, так и по линии матери, позволяя отпрыскам выбирать себе наиболее знатные из них.
Во время правления императора Василия II Болгаробойцы, 15 августа 987 г. в Кесарии Варда Фока, племянник императора Никифора II Фоки, был провозглашен императором во дворце своего тестя Евстафия Малеина. Однако бунт был подавлен законным императором и две крупнейшие каппадокийские семьи полностью были лишены своих владений, что существенно ослабило всю каппадокийскую знать и местную самооборону.
В конце XI в. в Малую Азию начали проникать изгнанные монголами из Среденей Азии тюркские племена. В 1067 г. сельджуки захватили Кесарию и практически полностью ее разрушили, разграбив ценности и драгоценную утварь Василиады – святилища св. Василия Великого (Βασιλειάδα του Μέγα Βασιλείου, сейчас на этом месте находится мечеть Улу-Джами), все жители города были убиты.
В 1071 г. в роковой битве при Манцикерте войска императора Романа IV Диогена были разгромлены турками, сам император был взят в плен и обменял жизнь на ряд анатолийских провинций, в т.ч. и Каппадокию.
В XII в. уже все восточные провинции Империи перешли под контроль сульджуков и в 1116 г. Каппадокия вошла в состав турецкого «Княжества Ромеев» - Румского султаната, а в 1476 г. – Османского государства.
Христианство в Каппадокии
Тайная вечеря. Фрески скальной "Темной церкви" (Корама. Каппадокия) |
В II-III веках Каппадокия превращается в центр Христианства, когда гонимые по всей Империи христиане получили возможность укрыться в подземных и скальных жилищах этой отдаленной области (см., например, житие мч. Маманта). Расцвет Христианства в регионе связан и с монашеством, важную роль в формировании которого сыграла деятельность свт. Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской.
Вторая волна христианской иммиграции связана с эпохой иконоборчества. Прокатившееся в основном по крупным городам Империи, оно привело в каппадокийские скалы тысячи иконопочитателей. Укрывшиеся здесь мастера-иконописцы положили начало каппадокийской иконописной школе, расцвет которой, как и каппадокийского христианства в целом, приходится на X-XI в.в. Тогда в «Стране церквей» монастыри и храмы обустраивались в многочисленных подземных и скальных городах (например, знаменитый комплекс скальных церквей Корама (тур. Гёреме) расположен на площади 200 кв. км). В случае опасности их обитатели не только прятались в многочисленных скальных лабиринтах, но и закладывали камнями умышлено вырубленные на большой высоте окна и входы.
Кроме того, увеличение православного населения Каппадокии было обусловлено и созданием фем – административно-военных округов с особыми формами пограничных армейских подразделений из акритов (аналог русских богатырей и российского казачества), стражей границ Византийской империи, которым на праве собственности (без права перепродажи) передавались императорские земели на условиях несения наследственной военной службы. Кроме того, акриты полностью освобождались от налогообложения. Указанные меры способствовали притоку православного населения на границы, демографическому росту и формированию множества военных поселений на восточной границе империи. В настоящее время все многочисленные населенные пункты Каппадокии, Ликаонии, Понта, Киликии, названия которых включают слова hisar, kale, kermen «крепость», находятся вблизи разрушенных акритских крепостей.
В дальнейшем, под турецким господством подавляющее большинство христианских церквей было превращено в мечети. Православные христиане Каппадокии на столетия попали в невыносимые условия и многие переходили в ислам, чтобы выжить. Христианам запрещалось использовать греческий язык, они обязаны были селиться в бедных районах и бедно одеваться, не ездить на лошадях, отходить в сторону и склонять голову при встрече с турками, платить обычные налоги по повышенным по сравнению с мусульманами ставкам, а также ряд дополнительных, и т.п. Наказания для нарушителей были ужасны.
Но несмотря на все это Каппадокия оставалась преимущественно православным регионом вплоть до 1923 в., когда при принудительном обмене населением христиане покинули Каппадокию.
Епархиальное деление
Скальные церкви. Корама (Каппадокия) |
В 372 г., в связи с разделением Каппадокии, создается митрополия Тианская (Христопольская) в Каппадокии Второй, в которую входят епископии Доарсая (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Кивистрская (Kυβίστρων), Назианзийсая, Парнасская (Παρνασσού), Фаустинопольская (Φαουστινοπόλεως) и Сасимская, с IX в. Лулская (Λούλου), и в XII в. - Валвиссийская (Bαλβίσσης).
Кесарийская митрополия остается в Каппадокии Первой, к ней относятся епископии Василико-Фермийская (Bασιλικών Θερμών), Камулианская (Kαμουλιανών), Кискисская (Kισκισού), Нисская (Nύσσης) и Феодосиопольская (Θεοδοσιουπόλεως). В начале X в. добавляются Эполийская (Aιπολίων), Арагенская (Aραγένης), Ариарафейская (Aριαραθείας), Дасмендрская (Δασμένδρου), Евайсская (Eυαϊσσης), Свято-Прокопийская (Aγίου Προκοπίου), Севериадская (Σεβηριάδος), Сирихаская (Σιριχάς), Совесская (Σοβέσου), Трифилийская (Tριφυλίου) и Дзамандская (Tζαμανδού), а в XIV в. епископия Тамисская (Tαμίσου).
В 536 г. на период существования провинция Каппадокия Третья в Мокиссусе (Юстинианополис) создается отдельная митрополия, к котрой отходят епископии Доарская (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Назианзийская, Парнасская (Παρνασσού), а позднее Матианская (Mατιανής) и Сумандрская (Σουμάνδρου).
География
Из городов византийской Каппадокии немногие уцелели, поскольку арабы уничтожали не только население, но и срывали города. Аналогичным образом поступали поначалу и турки - кочевники отдавали предпочтение проживанию в открытой степи. Лишь в XX в. большинство географических названий с более чем тысячелетней историей изменены на новые турецкие. Из городов (в том числе подземных и скальных) на территории Каппадокии наиболее известны:
- Каппадокия Первая:
- Кесария Каппадокийская (Καισάρεια, совр. Кайсери, Kayseri) – находившаяся на Великом шелковом пути возле горы Аргеос (Αργαίος, совр. Эрджияс, Erciyes Dag),
- Нисса (Νύσσα, совр. Harmandali) - город на Великом шелковом пути, известен деятельностью свт. Григория Нисского,
- Ларисса (Λάρισσα, совр. Карадайи, Karadayi), один из первых каравансараев в XIII в. основан перешедщим в ислам греком по имени Джалал ад-Дин ибн Абдулла.
- Каппадокия Вторая:
- Тиана (Τύανα, иначе Χριστούπολις, совр. Кемерхисар, Kemerhisar) - разрушена арабами в 931 г.,
- Назианз (Ναζιανζός, между совр. дер. Берклар, Berkalar (бывш. Nenizi) и Гюлагач, Gülagaç) - уничтожен, известен деятельностью свт. Григория Богослова,
- Сасим (Σασίμα, иначе Аксос, Αξός, совр. Хасанкой, Hasanköy)
- Корама (Κόραμα , «кора [из скал]», также Κοράμων) - знаменитый комплекс скальных церквей (совр. национальный парк Гёреме (Göreme)),
- Прокопи (Προκόπι или Προκόπιον, иначе Ассиана, Ασιανή, совр. Юргюп, Ürgüp) - известен праведническим подвигом исп. Иоанна Русского,
- Малакопия (Μαλακοπαία или Μαλακοπή, совр. Деринкую, Derinkyuy) - ранее здесь располагалась легендарная крепость, воспетая в былинах про богатыря Василия Акрита Дигениса. Именно здесь находится 9-километровый подземный туннель в другой подземный город Анаку, а сами города имеют до десяти уровней в глубину.
- Анаку (Ανακού, совр. Каймакли, Kaymakli) - подземный город,
- Соанд (Σόανδος, совр. Соганли, Soğanli) - по некоторым данным часть монахов расположенного здесь скального монастыря, предположительно в X в., образовала в Триглии в Вифинии Глубокореченский монастырь
- Перистремма (Περίστρεμμα, совр. дер. Белисырма, Belisirma, а также рядом дер. Ихлара, Ihlara и район реки Мелендис, Μελένδης) - скальные церкви известны фресками не только византийского, но и сирийского и египетского (коптского) типов,
- Колония (Κολώνεια , иначе Архелай, Ἀρχελαΐς, совр. Аксарай, Aksaray), город на Великом шелковом пути,
- Гелвери (Καρβάλη, совр. Гюзельюрт, Güzelyurt) - скальные монастыри,
- Фаустинополис (Φαυστινούπολις, близ совр. Улукишла, Ulukişla), крепость уничтожена.
- Парнас (Παρνασσός, близ совр. Шерефликочхисар, Şereflikoçhisar) утичтожен, располагался на Великом шелковом пути по направлению в Анкиру.
- Фараса (Φάρασα или Περασία, совр. Чамлика (Фараша), Çamlica)
- Порос (Πόρος, совр. Бор, Bor или Kilisehisar «крепость церквей»)
- Каппадокия Третья (а также Каппадокия Вторая):
- Мокиссус, (Μωκισσὸς или Μοκίσσος, иначе Юстинианополис, совр. Киршехир, Kırşehir)
- Мармарения Алония, легендарный замок Μαρμαρένια Αλώνια богатыря Василия Акрита Дигениса, иначе Τσουχούρ, совр. Узватан, Özvatan),
Использованные материалы
- Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.
- Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
- От Пергии до Анталии, материал официального сайта Смоленской епархии РПЦ
- ΧΡΙΣΤΙΑΝΙΚΗ ΚΑΠΠΑΔΟΚΙΑ, Ν. Παντελεάκη, ΚΑΠΠΑΔΟΚΙΑ, Περιήγηση στη Χριστιανική Ανατολή, материал сайта Братства Св. Иоанна Русского (греч.):
- Αραβισσος, материал сайта Ассоциации Каппадокийских греков «ΟΙ ΤΡΕΙΣ ΙΕΡΑΡΧΕΣ» (греч.):
- Сайт Μορφές Χορηγίας στην Καππαδοκία (6ος - 13ος αι.) («Примеры церковных пожерствований в Каппадокии VI-XIII в.в.) (греч.) - епархиальное деление Каппадокии:
- Constantinus Porphyrogenitus. De thematibus
- ΣΜΥΡΝΗ-ΚΑΠΠΑΔΟΚΙΑ 2011
- Фрески X-XI в. Гёреме. Каппадокия
[1] Управлению провинцией посвящена 30-я Новелла Юстиниана, в которой, в частности, говорится о разделении провинции на 13 имений (οικίαι), к каждому из которых для непосредственного управления прикреплено по 2 магистра (μαγιστέρας) разных разрядов, подчиненных анфипату (Novellae Constitutiones, XXX, 2).