Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святитель Андрей Критский
Святитель Андрей Критский
Андрей Иерусалимит (греч. ̓Ανδρέας ὁ Κρήτης, ῾Ιεροσολυμίτης; ок. 660 - 740), архиепископ Критский, византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, святитель, преподобный [1]

Об одноимённом мученике, пострадавшем за иконопочитание, см. ст. Андрей Критский, преподобномученик

Память 4 июля и в Соборе Критских святых (Греч.).

Святитель Андрей, Архиепископ Критский. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука. 1547 год.
Святитель Андрей, Архиепископ Критский. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука. 1547 год.
Родился около 660 года в Дамаске, родителей звали Георгий и Григория. До семи лет ребёнок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящён во чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 года, после того как акты VI Вселенского Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, Андрей Критский вместе с двумя монахами доставил их в Константинополь.

Оставшись в столице Византии, Андрей был посвящён во диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют Святого Павла и богадельня при храме Святой Софии.

При Константинопольском патриархе Кире (706–712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в город Гортина (остров Крит) с титулом "архиепископа Критского".

По свидетельству преподобного Феофана Сигрианского, на Соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитства в 712 году, Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом, будущим патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения императора в 713 году Православие было восстановлено, а списки актов VI Вселенского Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками Собора 712 года.

На Крите епископ Андрей строил церкви, в том числе по образу Влахернской в Константинополе, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз Андрей Критский совершал поездки в Константинополь, в 740 году по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне церковь святителя Андрея Критского).

Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности Андрея Критского является житие, составленное до 843 году патрикием и квестором Никитой [2], позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в славянские рукописные Великие Минеи Четьи. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об святом, но умалчивает о нём как о гимнографе и составителе Великого канона. Вторым по значимости источником служит житие Андрея Критского, написанное монахом Макарием Макрисом в 1422 году [3] и переведённое на новогреческий язык преподобным Никодимом Святогорцем в составе его "Нового избора житий святых," которое свидетельствует об Андрее Критском как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие [4] в составе Императорского Минология 1034-1041 годов [5]. Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (+ 1355) в рукописи XIV века из монастыря Пантократора [6].

Сочинения

Преподобный Андрей Критский
Преподобный Андрей Критский
В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30.

Ему бесспорно принадлежат Слова: на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе.

К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем [7], о "Богородице, принесённой трёхлетней в храм", о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом.

Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников три Слова святителя - на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Прп. Андрей Критский. Греческая икона
Прп. Андрей Критский. Греческая икона
Андрей Критский также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (Богородичниках). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак.

Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии - покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. После 1204 года Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Космы Маиумского.

Кроме Великого канона, Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти мучеников Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках [8]. Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие второй песни, число тропарей песни обычно больше четырех, песнь может иметь два ирмоса.

в X-XII веках многие гомилетические произведения Андрея Критского были переведены на грузинский язык, а покаянный Великий был переведён трижды - преподобными Евфимием Святогорцем (Мтацминдели) (+1028), Георгием Иверским (+1065) и Арсением Икалтойским (+ 1127) по поручению благоверного царя Давида Строителя (1073 - 1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом Строителем оригинального сочинения "Песнопение о покаянии".

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI–XII веков константинопольского происхождения [9], под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X века [10]; под 4 июня - в Синаксаре Константинопольской церкви X века [11] и Типиконе Великой церкви X века [12]; под 4 июля - в Типиконе Великой церкви X века [13], во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II [14], Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI века [15] и Феодора Продрома начала XII века [16], а также в современных греческих календарях.

Почитание Андрея Критского на Руси

Святитель Андрей Критский
Святитель Андрей Критский
Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти Андрея Критского в месяцеслове Мстиславова Евангелия конца XI - начала XII века [17].

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII века [18]. В переведённый в 1-й половине XII века на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня - краткое житие святого [19]. В 1-й половине XIV века краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под другими датами, отражающими более архаичную византийскую традицию: 29 апреля - в Апостоле [20] и 4 июня - в Румянцевском Обиходе [21]. Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях - например, в новгородских Минеях XV и XVI веков, происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезёнными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV века. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором [22]. По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Восточной Болгарии в X веке и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью [23]. Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI - XVIII веков в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В конце XVII века переработанное житие Андрея Критского с учётом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский [24].

Большое распространение в русской письменности XI - XVII веков получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII - XIII веков (например, покаянный Великий канон в постной Триоди XII века [25], гомилия "О четверодневном Лазаре" в Успенском сборнике конца XII - начала XIII веков [26]. Русские списки конца XII века Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года [27] предписывает читать слова преподобного Андрея из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники [28].

Преподобный Андрей Критский особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея, сына святого благоверного князя Александра Невского [29]. Несомненно в честь Андрея Критского был наречён Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 года [30]. Автор анонимного хожения в Царьград (конец XIII - начало XIV века) и Стефан Новгородец (1348 - 1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей преподобного Андрея, находившихся в константинопольском монастыре его имени [31].

В конце XVI века на Руси, по-видимому в юго-западнорусских землях, под влиянием западноевропейских сочинений-апокрифов "Повести о папе Григории", "Сказания Иеронима об Иуде-предателе" возникло новое литературное произведение, связанное с именем Андрея Критского, но не имеющее ничего общего с его житием, - Повесть об Андрее Критском [32]. В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и литературе всех европейских народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием Андрея Критского является покаянный Великий канон. Составители повести буквально поняли некоторые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью её списков (около 50, в основном украинского и белорусского происхождения).

Гимнография

В славянских Типиконах, как в первопечатном 1610 года, так и в употребляемом ныне в Русской Православной Церкви, указана служба двух святых без знака - Андрея Критского и Марфы, матери святого Симеона Дивногорца. В Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, отмечено, что в некоторых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поётся только служба святителя Андрея.

Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, с акростихом "Ὕμνοις κροτῶμεν ἀνδρικοῖς τὸν Ἀνδρέαν" (греч. Пе́сньми воспле́щем му́жескими Андре́я), а также корпус стихир 1-го гласа, помещённых в славянской печатной Минее, восходит ко времени действия Студийского устава и зафиксирован уже в Евергетидском Типиконе. Тропарь и корпус стихир святителя Андрея, помещённый в греческих печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов славянской печатной Минеи. Кондак "Воструби́в я́сно боже́ственная сладкопе́ния", помещённый в современных греческой и славянской Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI - XII веков, а также в иерусалимском Кондакаре XIV века [33].

В Великом каноне, читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю Андрея Критского.

Иконография

Прп. Андрей Критский
Прп. Андрей Критский
Известны 2 типа изображения Андрея Критского - в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) Андрей Критский представлен: на фреске в капелле в Гёреме (IX в.) - с длинной седой бородой; на миниатюре Минология (XI в.) [34]; на фреске северной стены диаконника церкви святого Никиты в Чучере (1309 - 1316 гг.) - в руках свиток с надписью: "Еще приносим Ти словесную сию...". Также в настенных минологиях: церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония, 1317 - 1318 гг.) - в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия, 1321 - 1322 гг.) - погрудно; в нартексе церкви великомученика Георгия в селе Оморфи, Кастория (Греция, кон. XIII - нач. XIV вв.); в нартексе архиепископа Даниила, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия, 1565 г.); в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне (1547 г.). В русских памятниках - на иконе Божией Матери "Благодатное небо" (40-е гг. XVII в., церковь Святой Троицы в Никитниках, Москва) - в молении Богородице; на иконе "Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиепископ Критский" (кон. XVII в., КИАХМЗ) - в молении Иисусу Христу, с развёрнутым свитком с надписью: "Господи призри с небесе...".

Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в русском искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митрополита Московского (сер. XIV в., XV - XVII вв.) - с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи [35]; на вологодской иконе "Минея на июль" (кон. XVI в.); на миниатюре (XVII в. [36]), помещённой перед "Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон" - святитель Андрей в белом клобуке; на иконе "Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери" (1707 г., мастера Оружейной палаты; ГРМ) - в чёрном клобуке и с жезлом; на русской минейной иконе (XVIII в., музей в Реклингхаузене); на иконе "Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие" (1820 г., автор И. А. Богданов-Карбатовский; АМИИ); на эмалевой иконке "Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский" (1-я пол. XIX в., ЦМиАР) - с раскрытой книгой в руках.

"Ерминия" Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) дважды упоминает Андрея Критского как "старца с седою бородою" - среди святителей, говорящего: "Вонми, Господи Иисусе Христе..." (Ч. 3. § 8. № 13), и среди гимнографов, с надписью: "Помощник и Покровитель бысть мне во спасение" (Ч. 3. § 15. № 2). В Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) об Андрее Критском сказано: "Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом".

Храмы, святыни

В 1883 году во имя святителя Андрея Критского был устроен придел в колокольне московского храма Харитона Исповедника XVII века в Огородниках.

Частицы мощей святителя Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный (1494/95 гг., ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного (XVI в., ГММК); в Крест-мощевик (нач. XVII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Христо́ву Це́рковь цевни́цею язы́ка твоего́,/ песносло́вя уми́льно, возвесели́л еси́,/ богосло́вием же Препе́тыя Тро́ицы/ сла́ву всем сказа́л еси́ я́сно,/ тем тя, я́ко тайноглаго́льника, пое́м,/ Андре́е, па́стырю Кри́тский,/ и велича́ем па́мять твою́,// Христа́ сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х.

Кондак, глас 2 (подобен: Вышних ища:)

Воструби́в я́сно Боже́ственная сладкопе́ния,/ яви́лся еси́ свети́льник ми́ра светле́йший,/ све́том сия́я Тро́ицы, Андре́е преподо́бне./ Те́мже вси вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.

Молитвословия из греческой Минеи в переводе Наталии Бахаревой [37]

Тропарь, глас 5

Дави́довы гу́сли, о́тче, подража́я,/ в Це́ркви преподо́бных песнь но́ву воспева́еши,/ я́ко му́дрый наста́вник Ду́ха Бо́жия./ Ты бо возгреме́л еси́ нам пе́сни благода́ти/ и сло́во пра́вды,/ Андре́е, отце́в сла́во,// во спасе́ние душ на́ших.

Кондак, глас 2

Протруби́в я́сно боже́ственная сладкопе́ния,/ показа́ся еси́ свети́льник ми́ру светоза́рнейший,/ све́том сия́я Тро́ицы, Андре́е преподо́бне./ Те́мже вси вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.

Литература

  • BHG, N 113–114c;
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
  • Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
  • ЖСв. Июль. С. 69–72;
  • Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
  • Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
  • Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
  • Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
  • Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
  • Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
  • Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
  • Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
  • Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
  • Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
  • Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
  • Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
  • Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
  • М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
  • Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
  • Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
  • Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
  • Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
  • Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
  • Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
  • Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
  • Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
  • Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
  • Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
  • Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
  • Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
  • Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
  • Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
  • Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
  • Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
  • Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
  • Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
  • она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
  • НКС. Т. 3. С. 512–513;
  • Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 [Библиогр. и список соч.];
  • Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;

Литература по иконографии

  • Ерминия ДФ. С. 160, 175;
  • Detzel. Bd. 2. S. 64;
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
  • Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
  • Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
  • Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
  • Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
  • Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
  • Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
  • Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
  • Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.

Использованные материалы



[1]  В Типиконе и службе в Минее Андрей Критский именуется без указания лика: "И́же во святы́х отца́ на́шего Андре́я, архиепи́скопа Кри́тскаго Иерусалими́та" (см. Минея-июль, ч. 1, изд. МП, с. 248, http://korolev.msk.ru/minea/jul1/jul1248.html), однако в текстах службы он несколько раз назван преподобным и лишь однажды святителем, а тропарь надписан как "Тропа́рь преподо́бнаго Андре́я" (там же, с. 250, http://korolev.msk.ru/minea/jul1/jul1250.html). В статье "Православной энциклопедии" - преподобный (Прот. Сергий Правдолюбов, А. Ю. Никифорова, О. В. Лосева, Е. В. Романенко, Е. А. Луковникова. "Андрей ... архиеп. Критский" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 352-355, https://www.pravenc.ru/text/115200.html). Однако в современном календаре Русской Православной Церкви (см. календарь на официальном сайте Издательского отдела МП, http://calendar.rop.ru/?idd=198) и в оглавлении Минеи Минея-июль, ч. 1, с. 630, http://korolev.msk.ru/minea/jul1/jul1630.html) - святитель.

[2]  BHG, N 113.

[3]  BHG, N 114; издано В. Лаурдасом.

[4]  BHG, N 114a.

[5]  Издан В. В. Латышевым, 1912.

[6]  BHG, N 114c.

[7]  Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978.

[8]  ГИМ. Хлуд. № 156, кон. XIII – нач. XIV в., Хлуд. № 160, нач. XIV в.

[9]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126.

[10]  Mateos. Typicon. P. 281.

[11]  SynCP. Col. 730.

[12]  Mateos. Typicon. P. 304–305.

[13]  Mateos. Typicon. P. 330–331.

[14]  PG. 117. Col. 524.

[15]  Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457.

[16]  Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130.

[17]  Апракос Мстислава Великого. С. 273.

[18]  РГАДА. Син. тип. 122. Л. 15 об. - 19.

[19]  Древнейший список: БАН 4. 5. 10, XIII в. // Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 34.

[20]  ГИМ. Хлуд. № 35. Л. 178, кон. XIII - нач. XIV в.

[21]  РГБ. Рум. № 284. Л. 95 об., 1-я пол. XIV в.

[22]  Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297 (2-я паг.).

[23]  ТОДРЛ. Т. 51. С. 211, 213

[24]  Л. 321 об. - 322 об.

[25]  ГИМ. Син. 319. Л. 223 об. - 250.

[26]  Л. 222 об. - 234

[27]  ГИМ. Син. № 330 и РНБ. Соф. № 1136.

[28]  Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247 - 256.

[29]  Ср. изображение на печати - Лихачев Н. П. С. 47 - 48.

[30]  ПСРЛ. Т. 18. С. 135.

[31]  Книга хожений. С. 86, 97.

[32]  Древнейший список: БАН УССР. ДА / II. 581, рубеж XVI - XVII вв.; опубл.: Гудзий. С. 22 - 34.

[33]  ГИМ. Син.гр. 437. Л. 208.

[34]  Messan. Salvad. 27. Fol. 238r.

[35]  РНБ. O. I. 58. Л. 120 об., XV в.

[36]  РНБ. Q.I.1007. Л. 145 об.

[37]  Перевод Наталии Бахаревой. "Тропари и кондаки еллинстии. Иулий 1 - 10 (14 - 23). Источник - Ωρολογιον το μεγα. Αθηνα." // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva - https://ulita-n.livejournal.com/8980.html.

Редакция текста от: 04.10.2023 16:00:55

"АНДРЕЙ КРИТСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google