Собор Архистратига Михаила. Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Русская икона (XVIII-XIX в.). |
Слово "архангел" в Священном Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (3 Езд. 4, 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впоследствии это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1, 9; 1 Фес 4, 16) и христианской литературой.
Всего древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам восемь архангелов:
Все эти архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах [2]. Поскольку по роду своего служения они приближены к Богу, а 8-й чин в небесной иерархии, представленной "Ареопагитиками", находится на предпоследнем месте, то, по-видимому, эти восемь архангелов не входят в этот ангельский чин.
Церковью установлено особое празднование: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Традиционно на иконах Собора изображаются семь архангелов (исключая Иеремиила).
Наименование "архангел" используется некоторыми отцами Церкви [3] для обозначения предводителя злых сил, диавола – ср.: Еф 6, 12.
Литература
- Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 387, 396–399, 414;
- Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900;
- Roques R. Introduction // Denys l Areopagite. La hierarchie celeste. P., 1958. P. I–XCV;
- idem. L Univers dionysien: Structure hierarchique du monde selon le Pseudo-Denys. P., 1983;
- Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 1985. С. 291;
- Книга ангелов: Антология. СПб., 2001.
Использованные материалы
- Иванов М. С. "Архангел" // Православная энциклопедия, т. 3, ч. 473:
[1] CH 9. 1
[2] Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria] // PG. 59. Col. 755
[3] Сyr. Hieros. Catech. II 4