Благовещение Пресвятой Богородицы. Мозаика ок. 1040. Алтарные столпы Киевского Софийского собора |
Празднуется 25 марта
Согласно Евангелию (Лк 1, 26-38), в шестой месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в гогод Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св. Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.
Согласно апокрифам II в. - «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»),- Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно первому из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно второму - между ними прошло 3 дня [1]. Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника [2].
В истории праздник Благовещения воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. Феодор Продром (XII в.) в четверостишии называет 12 главных праздников, среди которых, за исключением Благовещения, Богородичные отсутствуют. Гроттаферратский Типикон (XIII в.) упоминает Благовещение среди 14 Господских праздников [3]. С XIV в., с включением в список двунадесятых праздников сначала Успения, а затем и прочих Богородичных праздников, Благовещение становится одним из них [4].
В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников, в Римо-католической церкви это второстепенный праздник [5].
Установление праздника
Благовещение, икона работы св. Андрея Рублева, 1405 г. |
Открытие св. равноап. Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился арх. Гавриил, была построена базилика [7]) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника.
В начале VIII века арм. автор Григор Аршаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом I, патриархом Иерусалимским [8], т. е. в третьей четверти IV века. В древнейших арм. Лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима V в., самостоятельного празднования Благовещения еще нет, но воспоминанию этого события посвящен 4-й день богоявленских торжеств (т. е. 9 января [9]). Древние груз. рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения [10].
Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение [11]; к концу VII в.- это уже один из самых почитаемых здесь праздников: правило 52 Трулльского собора (691-692) запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Благовещения, это правило восходит к правилу 49 Лаодикийского собора (ок. 343), разрешающему совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям. Но, хотя 49-е правило Лаодикийского собора не упоминает Благовещения, это не упраздняет вовсе возможности совершения благовещенской службы; скорее, можно сделать вывод, что первоначально праздник в те годы, когда он попадал на будние дни поста, мог переноситься на субботу или воскресенье. Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура православного великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. А. Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на который переносилось Благовещение, была суббота Акафиста и что Акафист Пресвятой Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Благовещения [12]. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта.
Благовещение. Мозаика церкви Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г. |
На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещения, приписываемые лат. авторам V в. (блж. Августину [24], святым Петру Хрисологу [25] и Льву I Великому [26]) и последующих веков. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число трех праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия [27]. Календарь Полемия Сильвия, еп. г. Седун (435-455), предназначавшийся как для светского, так и для церковного употребления, а потому содержащий наряду с христианскими и языческие памяти, упоминает 25 марта еще не как день Благовещения, а как день Крестной смерти Спасителя [28]. В первой редакции Геласия Сакраментария (VII в.) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четв. VII в.) оно находится под 25 марта (то же - и в т. н. Геласиевом Сакраментарии VIII в.); во всех более поздних памятниках римской традиции в этот день праздновалось Благовещение.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Фреска в Благовещенском храме в Назарете |
Название праздника
Название праздника Благовещения в древности не было устойчивым, совр. εὐαγγελισμός засвидетельствовано лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα или ορτὴ τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день/праздник Благовещения), χαριτισμός (от χαῖρε, κεχαριτομένη - от «радуйся, Благодатная», Лк 1, 28); лат. annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение св. Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение Христа), initium redemptionis (начало искупления), conceptio Christi (зачатие Христа), festum incarnationis (праздник Воплощения) [31].
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Дне́сь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние,/ Сы́н Бо́жий, Сы́н Д'евы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет,/ те́мже и мы́ с ни́м Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю. | Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! |
Кондак, глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко избав'льшеся от злы́х, благода́рственная/ воспису́ем Ти́ раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная. | Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая! |
Величание
Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая:/ Ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю. | Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! |
Литература
- Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antw., 1737. Vol. 3. P. 588;
- Хойнацкий А., свящ. Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // ПО. 1873. № 6. С. 1001-1011;
- Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресв. Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888;
- Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996р. Т. 1. С. 121-128;
- Kellner H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg i. Br., 1901. S. 196;
- Conybeare F. C. Rituale Armenorum, being the Administration of the Sacraments and the Breviary Rites of the Armenian Church. Oxf., 1905;
- Cabrol F. Annonciation (Fête de l') // DACL. Vol. 1. T. 2. Col. 2241-2255;
- Петровский А. Благовещение // ПБЭ. Т. 2. С. 619-622;
- Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века (груз. версия). Тифлис, 1912;
- Скабалланович М. Рождество Христово. К., 1915. М., 1995р. (Христ. праздники; 4);
- он же. Успение Пресв. Богородицы. К., 1916. М., 1995р. (Христ. праздники; 6);
- Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. К., 19992;
- Мирковић Л. Хеортологиjа или историjски развитак и богослужење празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 44-46;
- Θουντούλης ̓Ι. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 980-982;
- Μπεκατῶρος Γ. Γ. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Τάξις λατρείας // Ibid. Σ. 982-983;
- Οἰκονομίδης Δ. Β. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Λαογραφία // Ibid. Σ. 983-985;
- Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode: Hymnes. P., 1965. T. 2. P. 20-40. (SC; 110);
- Древнейший Иадгари / Изд., исслед. и коммент. Е. П. Метревели, Ц. А. Чанкиевой и Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980;
- Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с итал. М., 1990. Т. 1;
- Corrado M. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. R., 1991;
- Новозаветные апокрифы. СПб., 2001;
- Каждан А. П. История визант. литературы: 650-850 гг. СПб., 2002.
Использованные материалы
- С. А. Ванюков, М. С. Желтов, К. Х. Фельми. Благовещение Пресвятой Богородицы. Православная энциклопедия, т. 5
[1] Новозаветные апокрифы. С. 20, 42
[2] Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 197; Т. 2. С. 374
[3] Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907
[4] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401
[5] Хойнацкий. С. 1002
[6] Кондаков. Т. 1. С. 26-27; Петровский. С. 619-622; Арган. С. 94
[7] Cabrol. Col. 2245-2246
[8] Conybeare. P. 509
[9] Conybeare. P. 517
[10] Кекелидзе. С. 55-56; Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 43-45 (лат. пер.: [Pars. 2.] P. 40-41)
[11] SC. 110. P. 13-41
[12] Карабинов. С. 31 сл.; см. также: Fletcher R. A. Three early byzantine hymns and their place in the liturgy of the Church of Constantinople // BZ. 1958. T. 51. S. 53-65
[13] PG. 10. Col. 1145-1169
[14] PG. 28. Col. 917-940
[15] Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci dei secoli IV-VII // Marianum: Ephemerides Mariologiae. R., 1962. Vol. 24. P. 536-539
[16] PG. 50. Col. 791-796; 60. Col. 755-760; 62. Col. 763-770
[17] PG. 65. Col. 679
[18] PG. 85. Col. 425-452
[19] BZ. 1913-1914. T. 22. P. 49-54
[20] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 115-116
[21] PG. 87γ. Col. 3217-3288
[22] PG. 98. Col. 321-328
[23] PG. 96. Col. 648-661
[24] 3 проповеди: PL. 39. Col. 2103-2110
[25] 5 проповедей: PL. 52. Col. 575-588
[26] PL. 56. Col. 1140-1144
[27] LP. T. 1. P. 372, 376, 381
[28] Kellner. S. 196
[29] Mansi. T. 11. P. 33-34
[30] Kellner. S. 147
[31] Cabrol. Col. 2242