Cобор архангелов Михаила и Гавриила. Икона XV в. Афонский Ватопедский монастырь. |
В церковном употреблении чиноначальниками, как правило, называют архангелов Михаила и Гавриила.
Христос с архангелами Михаилом и Гавриилом. Мозаика 545-547 гг. из Равеннской базилики Сан Микеле ин Афричиско. Музей Боде, Берлин. |
Иконография архангелов Михаила и Гавриила
Особое выделение двух важнейших ангелов - архангелов Михаила и Гавриила - отражено в богатой иконописной традиции их совместного изображения.
Многие изображения показывают их в свите Христа. Архангелы показаны по сторонам Христа сидящего на троне или стоящего [1]. В послеиконоборческое время также характерно их изображение на куполе в составе небесного воинства, окружающего Христа Вседержителя [2]. В случае изображения Христа Еммануила, образ является символическим изображением евхаристической жертвы и известен как в монументальном искусстве [3], так и в иконописи [4]; на повторениях этой иконографии в конце XVI-XVII века оглавные образы Младенца и архангелов часто писали на отдельных досках [5]. Во всех образах с этим сюжетом архангел Михаил изображен по правую руку от Христа, а Гавриил - по левую.
Изображения архангелов Михаила и Гавриила присутствуют в изводах, где силы небесные сослужат Христу. Например, на сударе "Служба святителя Василия Великого" [6] по сторонам престола святителю предстоят архангелы в диаконских ризах с покровенными руками. Летящие полуфигуры архангелов представлены на воздухе с изображением Евхаристии в среднике и сцен жития праведных Иоакима, Анны и Богородицы [7].
Поклонение Кресту. Икона 1160-х г. (оборот иконы "Спас Нерукотворный"), Новгород. Собр. ГТГ. |
В послевизантийском искусстве образы Михаила и Гавриила присутствуют на плащаницах. Ангелы могут держать в обеих руках рипиды [9], могут располагаться в более сложных композициях - например на живописной плащанице XVIII века с Афона, из скита святой Анны, архангел Михаил представлен у изголовья Спасителя, а Гавриил - у ног.
Архангелы Гавриил и Михаил. Иконы Феофана Грека кон. XIV в. из деисусного чина Благовещенского собора Московского кремля. |
Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта). Икона XII-XIII вв., Киев или Ярославль. Собр. ГТГ |
В монументальной живописи полуфигуры Михаила и Гавриила иногда располагались в боковых апсидах [17]. Также в монументальной живописи встречаются изображения архангелов с орудиями страстей. Так, в ряде кипрских храмов XVI века [18] на западной стене над композициями Страстного цикла изображены полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила, а над ними образ Христа Еммануила.
В иконописи распространён сюжет Собора архангелов Михаила и Гавриила, представленных бок о бок. Обычно в подобной иконографии архангелы в придворных облачениях поддерживают медальон с изображением Христа, чаще всего - Спаса Еммануила [19]. Исключением является болгарский образ из Бачковского монастыря, на котором Михаил и Гавриил поддерживают медальон с изображением Знаменской иконы Богоматери [20].
К числу редких относится икона 1723 года письма Рафаила Дмитриевича "Архангелы Михаил и Гавриил, с деяниями" [21] где в среднике в рост, в воинском облачении, со свитками в руках представлены архангелы, а в клеймах - деяния архангела Михаила. Выделяется также псковская икона "Святые Параскева, Варвара и Ульяна" [22], на которой архангелы изображены с покровенными руками по сторонам небесного сегмента с образом Христа Еммануила.
Использованные материалы
- Н. О., "Таксиарх," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- "Гавриил" // Православная энциклопедия, т. 10, с. 187-191:
[1] Например на мозаике из апсиды Равеннской церкви Сан-Микеле ин Аффричиско, ок. 545-546; в конхе апсиды диаконника собора в Торчелло, 1-я пол. XII в.
[2] См. мозаики Киевского Софийского собора, 1040-е годы; несохранившиеся фрески Новгородского Софийского собора, 1108; мозаики Константинопольской церкви Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), ок. 1315, и др.
[3] Например фрески Охридской церкви Богородицы Перивлепты, 1295.
[4] Например икона 1180-90-х годов в ГТГ.
[5] См. икону XVII века из собр. П. Д. Корина (ГТГ, отдел П. Д. Корина).
[6] Нач. XV в., ГММК.
[7] Сшит по заказу "Огрофены Константиновой" для Суздальского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, 1410-1413, ГИМ.
[8] Например трость, как на иконе 1160-х годов "Спас Нерукотворный" с композицией "Поклонение Кресту" на обороте, ГТГ.
[9] Так на шитой плащанице из Афонского Дохиарского монастыря, 1613-1614.
[10] Ныне в Третьяковской галерее.
[11] Мозаика Поречской базилики св. Евфрасиана, 543-553 гг.; мозаика в конхе апсиды Китийской церкви Панагии Ангелоктисты, 2-я пол.-кон. VI в., сохранилось мозаичное изображение Гавриила на южном склоне вимы, около Богоматери с Младенцем на престоле в конхе апсиды Константинопольского Софийского собора, 860-е гг., на иконах XI и XII веков и позднее.
[13] Двухсторонняя новгородская каменная иконка XIV в., ГТГ.
[14] Например, "Богоматерь Психосострия" нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид; "Богоматерь Одигитрия с праздниками" 2-й пол. XIV в., Византийский музей, Афины и др.
[15] Нач. XIII в., ГТГ.
[16] Нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид.
[17] Например на мозаике Неа-Мони на Хиосе, 1042-1056; на фресках Староладожской церкви святого Георгия, 1160-е гг.
[18] Церковь св. Архангелов и церковь св. Созомена в Галате.
[19] На иконе XIII в. из Синайского Екатерининского монастыря; на ростовской иконе, ок. 1272 или 1276 (?), из церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318.
[20] Сер. XIV в., Национальная Художественная Галерея, София.