Кре́стное зна́мение – крестообразное осенение себя или кого-либо. В православной церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам.
Учение о литургическом употреблении креста и значении крестного знамения относится к преданиям, "принятым в тайне". В силу неписанного апостольского установления знамение креста легло в основу литургической жизни всех совершаемых Таинств. Блаженный Августин писал: "Если не употреблять знамения креста или на челе верующих, или над водою, которою возрождаются, или при помазании, которым помазаны были мы, или над святой жертвой, которой мы питаемся, то все бесплодно". Крестным знамением отверзаются врата, через которые изливается на верующих благодать Святого Духа, преобразующая в душах земное в небесное, низлагающая грех, побеждающая смерть и сокрушающая незримые чувственному глазу преграды, отделяющие нас от Богопознания. Крест никогда не имел бы такого литургического значения, если бы он служил только напоминанием о Голгофе, а не выражал действительного участия сил Святого Креста во всей мощи своего откровения. Во многих православных молитвословиях явственно проступает связь между Святым Духом, Богородицей и Святым Крестом. Освящается мир Духом Святым через знамение Креста. Крест - печать дара Святого Духа. "Со времени Креста пришел Дух Утешитель и переселился в христиан" (Добротолюбие, т. 1, с. 8).
Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста вместе, а два остальных - безымянный и мизинец - пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами прикасаемся кчелу, ко чреву, к правому, а затем к левому плечу, изображая Крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества - есть Бог и Человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю. Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево - чтобы освятить сердце и чувства, на плечи - чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" или при любом другом начале молитвы, и словах "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение рукой. Когда священник благословляет, произнося "Мир всем", надо поклониться, не совершая крестное знамение; при осенении же крестом полагаем на себя крестное знамение.
Смысл Таинств - обожение, поэтому в основе всех культовых действий лежит крест. Сами священнослужители получают власть и силу совершать Таинства с момента рукоположения, когда архиерей троекратным знамением Креста призывает Святую Троицу, чтобы произошло "обильнейшее снисшествие благодати Святого Духа на посвящаемого" (Новая Скрижаль). Вновь построенная церковь превращается в храм Божий только после того, как ее престол и стены крестообразно помазаны миром. Священник творит Святым Агнцем знамение креста. Это один из самых таинственных моментов Евхаристии. Первый крест при возвышении всего Агнца освящает воздух. Второй крест, творимый при расположении четырех частей Агнца на дискосе, освящает землю. Третий крест, при положении частицы в потир, освящает четырехконечный мир (Новая скрижаль). Крестообразно вливается затем теплота, крестообразно складываются руки подходящих к святой Чаше для причащения. Без креста нет Таинства, а следовательно нет жизни и нет спасения.