Ап Варнава. Фреска монастыря Осиос Лукас, Греция (1030-1040-е гг.) |
Память 11 июня и в Соборах 70 апостолов и Кипрских святых (Греч. [1])
Родился на Кипре (согласно кипрской традиции - в Саламине) в семье богатых евреев (левит [2]) и был назван Иосией или Иосифом. Образование получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого законоучителя Гамалиила [3].
Увидев Господа Иисуса Христа, Иосия-Иосиф уверовал в Него как в Мессию и последовал за Ним. Спаситель избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Христа он получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо он продал принадлежавшую ему землю близ Иерусалима и принёс деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4:36, 37).
Когда Савл после своего обращения пришёл в Иерусалим и хотел присоединиться к ученикам Христовым, все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9:26-28).
По поручению апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших. Затем пошёл в Тарс, а потом привёл апостола Павла в Антиохию, где около года они учили народ. Здесь последователи Христа впервые стали называться христианами.
Ап. Варнава. Старинная кипрская икона |
Когда возник вопрос, следует ли обращённым из язычников принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Проповедники рассказали Апостолам, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам". По долгом рассуждении апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме самого необходимого (Деян. 15:19 - 20). Послание было отправлено с Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а потом решили посетить города, где проповедовали ранее. Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он незадолго перед тем отстал от них. Разногласие привело к тому, что апостолы разлучились. Павел, взяв с собой Силу, отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15:36 - 41).
Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первым проповедовал Христа. Он также основал епископскую кафедру в Медиолане (Милане).
По возвращении на Кипр Варнава продолжил проповедь о Христе, став епископом Саламинским. Иудеи возбудили язычников против апостола, вывели его из города и побили камнями. Это произошло около 62 года. После убийства иудеи разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, апостол Марк взял оставшееся невредимым тело Варнавы и похоронил в пещере, положив ему на грудь, согласно завещанию апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.
Мощи и почитание
Глава ап. Варнавы в церкви Санта-Мария-ди-Градо, г. Конка-деи-Марини, Италия |
Копия Евангелия от Матфея, представленная Анфимием императору, была доставлена в часовню святого Стефана в императорском дворце в Константинополе, где по нему читали ежегодно в Страстную пятницу.
Ковчег с частицей десницы апостола Варнавы. Киккский монастырь, Кипр |
Молитвословия
Тропарь апп. Варфоломея и Варнавы (ин [6]), глас 3
Ап. Варнава. Фреска (1-я пол. XVI в.) храма Богородицы в Курдали, Кипр |
Тропарь апп. Варфоломея и Варнавы греческий, глас 3 [7]
Боже́ственнии орга́ны Паракли́та,/ яви́телие Бо́га Сло́ва/ яви́стеся богови́дцы апо́столи,/ Варфоломе́е, двана́десте ссе́льник,/ и Варна́во, я́ко утеше́ния сы́н./ Но моли́те Христа́ Бо́га, всехва́льнии,// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Кондак ап. Варнавы, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)
Госпо́день бы́л еси́ всеи́стинный служи́тель,/ апо́столов же яви́лся еси́ седми́десятих пе́рвый,/ озари́л еси́ и с Па́влом про́поведь твою́,/ все́м возвеща́яй Христа́ Спа́са,// сего́ ра́ди песнопе́нии Боже́ственную па́мять твою́, Варна́во, соверша́ем.
Кондак апп. Варфоломея и Варнавы греческий, глас 4 [7]
Я́ко Христо́вы апо́столи/ и служи́тели благоче́стия догма́том,/ всю́ зе́млю просвеща́ете,/ Варфоломе́е богоприя́тне со Варна́вою,// сего́ ра́ди ва́с воспева́ем.
Творения
Под именем апостола Варнавы известно особое послание, греческий подлинник которого был открыт Тишендорфом в Синайском кодексе IV века (дотоле знали лишь его плохой латинский перевод), пользовавшееся большим авторитетом в Александрии и цитировалось в сочинениях церковных писателей. Климент Александрийский [8] и Ориген [9] не сомневались в авторстве Варнавы; Ориген называл это Послание "соборным". Однако Евсевий Памфил [10] и Иероним Стридонский [11] считают его авторство спорным. Современные исследователи датируют это сочинение II веком. Послание Варнавы включено в Синайский кодекс Нового Завета непосредственно после Апокалипсиса.
Использованные материалы
- Апостол Варнава // Календарь на портале Православие.Ru:
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Росси, Галина, "Саламин", газета Вестник Кипра, № 456, 25 июня 2004:
- Лосева О. В. Варнава // Православная энциклопедия, т. 6, с. 641-646:
- http://www.pravenc.ru/text/154261.html (использовано частично)
- Минея. Июнь, изд. Московской Патриархии, ч. 1, с. 377, 380:
[1] "34. Βαρνάβας Απόστ. (1. αι, ιδρυτής Εκκλησίας Κύπρου, εορτάζεται στις 11 Ιουνίου)". // Список Кипрских святых на официальном сайте Кипрской Православной Церкви - Κύπρος «Νήσος των Αγίων», - http://churchofcyprus.org.cy/27142
[3] Варнава - "один из первых левитов, принявших христианство" (словарь Брокгауза).
[4] Нектарий (Серфес), архим. Монашество на Кипре. Пер. Ангелины Леоновой // Страница портала Православие.Ru, https://pravoslavie.ru/41534.html.
[5] * Πρώτη φορά στην Ελλάδα το Λείψανο του Αποστόλου Βαρνάβα (ΦΩΤΟ) // сайт Ромфея - https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/6561-proti-fora-s...oto
[6] В дореволюционных Минеях был указан только один тропарь - общий апостолам.
[7] Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα), Афины, 2003 г. // Страница ЖЖ пользователя ulita_n (Наталия Бахарева), https://ulita-n.livejournal.com/8662.html.
[8] Clem. Alex. Strom. II 6, 7
[9] Orig. Contra Cels. I 63
[10] Euseb. Hist. eccl. III 25. 4
[11] Hieron. De vir. illustr. 6