Святое ми́ро [1] (в дореволюционной орфографии мvро; ст. слав. моуро; греч. μύρον; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий в Церкви с Ветхозаветных времен.
Употребляется в совершении таинства миропомазания, для освящения антиминсов и престолов храмов; ранее им также помазывали на царство государей. Помазание святым миром – внешний знак преподания помазуемому даров Святого Духа, в связи с чем обилие составляющих мира символизирует многоразличность христианских добродетелей. Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет некоторыми из предстоятелей автокефальных Церквей, а от них передается епископам и священникам Православной Церкви во всем мире. Хранимый в автокефальных Церквах сосуд с преждеосвященным миром – алавастр – является символом апостольского преемства.
История
В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею. Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх 30, 22-33).
В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое "миром" стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения "от Духа" (Ин 3, 5), которое потому получило название таинства миропомазания. Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого (Деян 8, 17; 19, 6). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею.
В первые века Христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ» [2], которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле) [3], а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам [4]. От епископов миро получали священники.
Достаточно рано право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за первенствующими кафедрами Православной Церкви. Так, когда Грузинская Церковь начала обретать независимость в V веке, она еще некоторое время получала святое миро от своей Матери-Церкви Антиохийской [5]. Самостоятельное приготовление и освящение мира в Русской Православной Церкви началось после обособления от Константинопольского Патриархата в 1448 году.
Старейшее упоминание о порядке приготовления святого мира дошло до нас в Апостольском предании мученика Ипполита Римского. Позднее указания об освящении мира вошли в Великий Евхологий и евхологий Гоара. По устоявшемуся порядку, приготовление нового святого мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста и завершается в продолжение первых трех дней Страстной седмицы. Освящение нового мира совершает предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий Четверг, за Божественной литургией, после того, как было совершено освящение Святых Даров. Из сохраняемого в Поместной Церкви алавастра каждый раз в новоприготовленное миро добавляется немного старого, а в сам алавастр добавляется новое. При опасности оставить новокрещеных без таинства миропомазания миро может освящаться и в другое время [6].
В автокефалиях нового времени Константинопольская Православная Церковь как правило не передавала вновь образуемым Церквам права на самостоятельное мироварение, оговаривая в Томосах необходимость получать миро из Константинополя. С этой оговоркой были дарованы автокефалии Элладской (1850), Польской (1924), Албанской (1937) Православным Церквам. В Константинопольской Церкви предполагалось даровать на таких же условиях автокефалию Румынской Церкви. Но румынские церковные деятели стремились к полной церковной независимости, в связи с чем совершили сами освящение святого мира в Бухарестском кафедральном соборе при стечении множества народа и составили особый акт по этому поводу, где подчеркивалось, что мироварение совершено «согласно с святыми канонами и постановлениями Православной Церкви» [7]. Узнав об этом, патриарх Константинопольский Иоаким III осудил этот поступок как разрывающий единение с Константинопольской Церковью. Синод Румынской Церкви увидел в протесте Константинопольского патриарха притязания на вселенское главенство в Церкви и ответил:
В отличие от Константинополя, Русская Православная Церковь даровала автокефалию с правом мироварения. Так были дарованы автокефалия Польской (1948), Чехословацкой (1951) и Американской (1970) Православным Церквам. Также, во время «Болгарской схизмы», когда прервалось общение между Константинопольской и Болгарской Церквами, отдельные архиереи Русской Церкви снабжали Болгарскую Церковь миром. После революции в России Болгарская Церковь получала миро от Церкви Румынской [9].
Ныне Греческие Церкви получают свое миро от Константинопольского патриарха, хотя считают это не выражением канонической зависимости, а братской любви [10]. Прочие автокефальные Церкви приготовляют свое миро самостоятельно.
В Константинопольской Православной Церкви
Частота мироварения в Константинопольской Церкви - около раза в десятилетие. За последнее время чин совершался патриархами: Константием (1833); Кириллом VII (1856); Cофронием III (1865); Дионисием V (1890); Иоакимом III (1879, 1903, 1912); Василием III (1928); Вениамином (1939); Афинагором (1951, 1960); Димитрием (1973, 1983); Варфоломеем (1992, 2002, 2012) [11].
В Русской Православной Церкви
Традиционным местом приготовления святого мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве. Мироваренный очаг находился ранее в храме Трех святителей, а в 1763 году для мироварения приспособили Крестовую палату, известную с тех пор также как Мироваренную, куда был перенесен очаг из упраздненного Трехсвятительского храма. В Мироваренной палате и ныне сохраняются печь и сосуды для мироварения.
Освящали миро в кремлевском Успенском соборе. В Синодальный период помимо Кремля миро освящалось также в Киево-Печерской Лавре, но с восстановлением патриаршества в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. С 1946 года [12] основным местом приготовления святого мира стал Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была устроена специальная печь. Освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. Алавастр со святыней хранится в алтаре кафедрального собора Москвы.
Частота совершения чина в Русской Церкви - 3-4 года. В последнее время чин совершался патриархами: Алексием II (2003, 2007); Кириллом (2009, 2012, 2013, 2014, 2017, 2019).
В Грузинской Православной Церкви
В 2011 году мироварение совершалось в Мцхетском патриаршем соборе Светицховели, причём отмечалось что частота совершения чина в Грузинской Церкви - раз в 20-30 лет [13].
Патриарх Сербский Павел разжигает огонь для мироваренной печи. Белград, 6 апреля 2004 г. |
В Сербской Православной Церкви
Ныне в Сербской Церкви мироварение совершается в храме преподобного Симеона Мироточивого при Сербской Патриархии в Белграде, освящается - в кафедральном соборе Белграда.
Со времени возрождения объединённой Сербской Церкви чин совершался патриархами: Димитрием (1922, 1924, 1927); Варнавой (1931) [14]; ... Павлом (2004).
В Румынской Православной Церкви
По состоянию на 2010 год, в Румынской Церкви миро приготовлялось в Бухарестском Анфимовском монастыре и освящалось в Константино-Еленинском кафедральном соборе. Частота совершения чина - около пяти лет. Впервые освящение святого мира в Румынской Церкви возглавил митрополит Унгро-Влахийский Каллиник в Бухарестском Константино-Еленинском соборе в 1882 году. С того времени чин совершался в 1894, 1906, 1921, 1926 (патриархом Мироном), 1934, 1942, 1950, 1955, 1958, 1965, 1968, 1973, 1978, 1983, 1988, 1993, 1996, 2002, 2007 и 2010 (патриархом Даниилом) [15].
В Болгарской Православной Церкви
В новейшей истории Болгарской Церкви мироварение началось лишь после снятия с неё схизмы Константинопольским патриархом в 1945 году. Чин совершался митрополитом, затем патриархом Кириллом (1950, 1961) и патриархом Максимом (1974, 1988, 1995, 2002, 2009). В последнем случае освящение мира совершалось в Софийском Александро-Невском соборе [16].
В Православной Церкви в Америке
В 1970-х и 1980-х годах миро несколько раз освящалось при Канцелярии Церкви в часовне Сергия Радонежского в Ойстер-Бэй-Коув (Oyster Bay Cove), штат Нью-Йорк. Не позднее чем с 1990-х годов местом приготовления и освящения святого мира является Тихоновский монастырь в Южном Ханаане.
В последнее время чин совершался митрополитами: Феодосием (1992, 1999), Германом (2004), Ионой (2012).
Состав
Основным веществом для приготовления мира является елей – оливковое масло высшего качества. В него добавляется белое виноградное вино, которое необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ употребляют ладан, мастика, богородичная трава (чабрец), кардамон, лепестки розы, фиалковый, пряный, имбирный и калганный корни, мускатное, розовое, лавандовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. Перечень и количество благовоний не строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. Старейшие дошедшие до нас списки веществ для приготовления мира датируются VIII веком. Константинопольская Православная Церковь содержит официальный список 57 веществ. В России в 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, в реестре чина миропомазания 1894 года их 50; на стыке XIX и XX веков называют всего 28 [17]; в настоящее время – около 40.
Приготовление и Освящение
Архиерейское шествие с сосудами новоприготовленного мира. Константинополь, Великий Четверг 2002 г. |
В Константинопольской Православной Церкви
С конца XIX века Вселенская Патриархия провела пересмотр чинопоследования приготовления святого мира и опубликовала отредактированные тексты в 1890, 1912 и 1960 годах. Ныне соблюдается следующее чинопоследование.
После доксологии в Неделю Ваий патриарх благословляет архона святого мира, который вместе с другими архонами содействует патриарху в подготовлении состава мира. Они облачаются в белые туники, достающие до земли. Благословив архона святого мира, патриарх накладывает на него плат.
В Великий Понедельник, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров патриарх входит в патриарший Георгиевский храм Великого Мира, где находятся печь («святой гроб») и сосуды для мироварения. После благословления он окропляет святой водой все приготовленные сосуды и вещества. Затем, держа затепленную свечу, он прикасается к каждому котлу, влагая в них части старых закоптелых икон. Затем патриарх читает главы из Евангелия, после чего чтения из Евангелия продолжаются другими присутствующими священнослужителями – архиереями, священниками Патриархата и священниками других Церквей. Чтения продолжаются по установленному порядку в течение Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды.
В Великий Вторник, после Божественной литургии при печи поется малый молебный канон ко Пресвятой Богородице. Совершаются молитвы за тех, кто предоставил вещества, средства и усилия для приготовления святого мира.
В Великую Среду, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров, патриарх вновь приходит к печи и, после краткой службы, добавляет туда благовонные вещества. В этот день оканчивается приготовление святого мира.
В Великий Четверг, после утрени в Патриаршей Андреевской часовне и облачения патриарха и других архиереев, начинается шествие из патриаршего двора в патриарший храм, на протяжении которого постоянно звонят колокола. Во время шествия патриарх несет малый сосуд мира. Первый по списку архиерей Патриархата несет алавастр с преждеосвященным миром. Второй по списку архиерей Патриархата несет алавастр с неосвященным миром. Прочие архиереи несут малые серебряные сосуды с неосвященным миром. 24 архимандрита, по одному с двух сторон, несут 12 серебряных сосудов с неосвященным миром. Во время Божественной литургии, по возгласе «И да будут милости Великого Бога...» великий архимандрит возглашает «Вонмем». Все молящиеся становятся на колени и патриарх освящает миро по чину. В конце Божественной литургии новоосвященное миро переносится из храма в патриаршую миродержательницу в порядке, обратном утреннего шествия. В патриаршей миродержательнице поставляются алавастры и сосуды со святым миром. После этого следует отпуст Божественной литургии.
В Русской Православной Церкви
Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.
Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Московского Донского монастыря. В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению – митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.
Схема чина мироварения [18]
- «Благословен Бог наш...»
- «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...»
- «Господи, помилуй» (12 раз)
- «Придите поклонимся...» (трижды)
- Псалом 142-й
- «Бог Господь...»
- Тропари: «Благословен еси Христе Боже наш...» (тропарь Пятидесятницы, дважды) и слава и ныне: «В рождестве девство сохранила еси...»
- Псалом 50-й
- Малое освящение воды
- Молитва ко Господу Иисусу Христу о помощи в совершении дела мироварения
- Отпуст
- Окропление святой водой приготовленных для мироварения веществ и котла, вливание в котел немного святой воды.
- Благословение духовенству на вливание в котел масла и вина.
- Патриаршее благословение десницей котла, возжигание трикирием огня под котлом и чтение Евангелия.
- Продолжение непрерывного чтения Евангелия духовенством в течение трех дней.
- В Великий Вторник в мироваренный котел добавляют виноградное вино и благовонные вещества.
- В Великую Среду – виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
- В присутствии архиерея в среду заканчивается мироварение и после остывания священного мира по благословению архиерея в котел вливаются благовонные масла, и все тщательно перемешивается.
По окончании мироварения для охлаждения его помещали в особую кадь. Сохраняемая в Крестовых палатах серебряная кадь была подарена в 1767 году императрицей Екатериной II, ее крышку венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин освящения Святого Мира. |
Схема чина освящения мира [19]
- Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь»
- Диакон: «Вонмем. Господу помолимся»
- Священнослужители в алтаре: «Господи, помилуй»
- Молитва освящения, читаемая предстоятелем
- «Мир всем», Певцы: «И духови твоему»
- Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните»
- Молитва, тайно читаемая предстоятелем
- Троекратное благословение патриархом каждого сосуда с новоосвященным миром
- Добавление в каждый сосуд из алавастра от древнего святого мира и пополнение алавастра новоосвященным миром
После чина освящения миро по дореволюционному порядку находилось в алтаре Успенского собора, а позже – в алтаре церкви Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.
Использованные материалы
- Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей:
- "Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода. О мироварении (от 29 марта 1932 года, № 51)," ЖМП, 1932, №9-10:
- Страница официального сайта Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, Menesoglou, Pavlos, «The Sanctification of the Holy Chrism», Athens: Apostolike Diakonia, 1992, 13-19:
- "Предстоятель Русской Церкви совершил молебен на начало Чина мироварения," 2 апреля 2007, сюжет Православной энциклопедии:
- "Мvро," "Мvроносица," Дьяченко, Григорий, свящ., Полный церковнославянский словарь, 325:
- Основы православия
- http://www.hram.sp.ru
- http://www.pravoslavie.ru/news/050429132448
- Страницы официального сайта Православной Церкви в Америке:
- http://www.oca.org/news/43
- http://www.oca.org/news/572
- http://www.oca.org/DIRlisting.asp?SID=9&KEY=OCA-ST-SYOSER
- Страница официального сайта Американской Карпаторосской епархии Константинопольского Патриархата:
- "Holy Chrism Boiling Begins at Svetitskhoveli Today from 9am," официальный сайт Грузинской Православной Церкви, 18 апреля 2011:
- Карамихалева, Александра, "Освещаване на мирото," Църковен вестник, 2009:
- "The Holy Myron," раздел официального сайта Константинопольской Православной Церкви:
[1] Миро иногда пишется с прописной буквы.
[2] Писания отцов и учителей Церкви, М., 1863, т. 1, 122, 140.
[3] Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского, Киев, 4891.
[4] Постановления отцов IV Карфагенского Собора. Цит. по кн. Алмазов, А., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Казань, 1884, 389.
[5] Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей, гл. I: Грузинская Православная Церковь, http://www.sedmitza.ru/text/441201.html
[6] Как это сделал патриарх Всероссийский святитель Тихон, в Рождественский сочельник. См. "Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода. О мироварении (от 29 марта 1932 года, № 51)," ЖМП, 1932, №9-10, http://www.jmp.ru/jmp/32/09-10-32/02.htm
[7] Восток, 1882, № 178 (Газета политическая и литературная, Москва, издатель-редактор Н. Н. Дурново). Цит. по книге Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей, гл. III: Румынская Православная Церковь, http://www.sedmitza.ru/text/441207.html.
[8] Колокольцев, В., Устройство управления Румынской Православной Церкви (со времени ее автокефальности). Историко-каноническое исследование, Казань, 1897, 63. Текст ответа членов Синода Румынской Православной Церкви был подготовлен епископом Романским Мелхиседеком. См.: Арсений, еп., Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви, СПб., 1904, 468. Цит. по книге Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей, гл. III: Румынская Православная Церковь, http://www.sedmitza.ru/text/441207.html.
[9] http://pravoslavie.domainbg.com/03/snegarov/sneg-shizmata-rom.html
[10] Так, согласно статье с официального сайта Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, пер. с греческого, Menesoglou, Pavlos, «The Sanctification of the Holy Chrism», Athens: Apostolike Diakonia, 1992, 13-19.
[11] Список по данным официального сайта Константинопольской Церкви, http://www.patriarchate.org/patriarchate/holymyron/celebration
[12] http://www.patriarchia.ru/db/text/2937110.html
[13] "Holy Chrism Boiling Begins at Svetitskhoveli Today from 9am," официальный сайт Грузинской Православной Церкви, 18 апреля 2011, http://www.patriarchate.ge/_en/?action=news_show&mode=news&id=211
[14] Църковенъ вестникъ, 14.03.1939, т. XL, № 14, 168.
[15] http://www.frpeterpreble.com/2010/03/romanian-orthodox-churc...tml
[16] Карамихалева, Александра, "Освещаване на мирото," Църковен вестник, 2009, http://pravoslavie.domainbg.com/03/snegarov/sneg-shizmata-rom.html
[17] Так в Полном церковнославянском словаре Дьяченко.
[18] По книге Чин мироварения, М., 1894.
[19] По книге Нефедов, Геннадий, прот., Таинства и обряды Православной Церкви, М., 2002, 60-63.