Астраханский Покровский собор |
- Епархиальное управление: Россия, 414056, г. Астрахань, Покровская площадь, 6
- Тел.: (8510) 25-09-80. Факс: (8510) 28-99-23
- Официальный сайт: http://astreparh.ru
- Каноническая территория: ГО Астрахань; Володарский, Икрянинский, Камызякский, Лиманский, Приволжский р-ны Астраханской обл.
- Кафедральные соборы: Покровский и Успенский в г. Астрахани
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Предыстория
После присоединения в 1556 году Астраханского царства к России его территория была включена в область Казанских архиереев. Во 2-й половине XVI века в Астрахани были открыты два монастыря: Троицкий и Преображенский.
Становление епархии
Астраханская епархия была выделена из состава Казанской в 1602 году, после ходатайства о том игумена Астраханского Троицкого монастыря святителя Феодосия, который и стал ее первым архипастырем. К новой епархии отошли обширные и малозаселенные просторы Нижнего Поволжья - земли Астраханского царства до Терского городка. В 1605 году епископ Феодосий был возведен в сан архиепископа, и кафедра возведена в ранг архиепископии.
Значительная удаленность от центра Русской земли, постоянная военная опасность со стороны крымских татар и степняков, значительно замедляли развитие жизни региона. Единственным относительно стабильно развивавшимся русским поселением была сама Астрахань. Большинство жителей крепостей составляли служилые люди из-за чего местные храмы не имели устойчивых приходов и содержались в основном за счет руги. Астраханские монастыри из-за постоянной военной опасности не создали стабильного хозяйства. В Смутное время Астраханский край пострадал очень сильно, многие крепости были уничтожены или обезлюдели, разграблялись монастыри.
Благодаря правительственной поддержке в 1620-50-х годах епархиальное хозяйство было быстро восстановлено. Однако, церковная жизнь продолжала развиваться преимущественно вокруг Астрахани, тогда как в более отдаленных землях количество храмов и монастырей было скудным. В первой половине XVII века в Терках упоминаются Воскресенский собор и Благовещенский монастырь, в Царицыне - Иоанно-Предтеченский храм и Богородицкий монастырь, в Саратове - Богородицкий и Крестовоздвиженский монастыри, в Чёрном Яру и Красном Яру имелось только по соборной церкви. При этом храмы и монастыри были центрами духовного просвещения огромного края - на богомолье в Астрахань и Царицын приезжали не только жители окрестных поселений, но и христиане из Закавказья, духовенство Астраханской епархии развернуло большую миссионерскую деятельность среди степняков.
В мае 1667 года на Большом Соборе, в связи с административным переустройством Церкви, Астраханскую епархию возвели в ранг митрополии, а ее архиерею предоставили право облачаться в саккос и совершать шествие на осляти в Неделю ваий.
В 1671 году, когда Астрахань была захвачена восставшими казаками под предводительством Разина, митрополит Иосиф принял мученичество за призыв покаяться и принести повинную царю.
В царствование Петра I правительство стало значительно урезать снабжение архиерейского дома и монастырей, лишать их угодий, изымать больше средств, вести ежегодный надзор за приходно-расходными книгами. В 1700 году Астраханский Троицкий монастырь, долгие годы обеспечивавший своей хозяйственной деятельностью содержание епархии, был передан в ведение Троице-Сергиева монастыря, к которому отошли и все угодья. В 1705 году правительство сократило выплаты содержания астраханским монахам и архиерейским приказным людям. Это, вместе с правительственной борьбой с широко распространенным в крае староверием, спровоцировало в Астрахани бунт. Несмотря на напряженность, правительство продолжало сокращать расходы на содержание духовенства, и с 1716 года вместо митрополитов на кафедру стали назначаться епископы. Были упразднены или сделаны приписными ряд монастырей, упадок церковной жизни происходил по всей епархии.
Синодальный период
После персидских походов 1722-1723 годов положение епархии заметно изменилось, т.к. власти, по-видимому, осознали, что Астраханский край может сыграть важную роль в развитии связей России с Закавказьем. В 1728 году в епархии была учреждена духовная консистория. В 1720-50-х годах стала вестись целенаправленная проповедь среди калмыков, а в 1732 году в возрожденном Астраханском Иоанно-Предтеченском монастыре было открыто училище для крещеных детей-калмыков.
Во 2-й четверти XVIII века началось заселение земель между Царицыном и Астраханью. Т.к. устройство церковной жизни новых поселений требовало значительных ресурсов, для укрепления положения епархии к ней было присоединено несколько городов к северу: в 1749 году - Пенза и Корсун, в 1750 году - Петровск и Мокшан. В результате в Астраханская епархия достигла наибольшего размера за свою историю, а правящий епископ Иларион был возведен в сан архиепископа. В столь обширных границах епархия просуществовала до 1758 года, когда часть ее земель отошла к Тамбовской епархии.
В 1778 году в Астрахани открылась духовная семинария.
С 1793 года Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. В 1793-1799 годах южная часть епархии была выделена в практически самостоятельное Моздокское викариатство, но затем снова возвращен Астраханским архиереям. Одновременно, в 1799 году северные земли епархии были выделены в самостоятельную Саратовскую епархию.
В 1815-1826 годах в Астрахани работало отделение Российского Библейского общества. В 1823 году при архиерейской кафедре было открыто попечительство о бедных духовного звания, а в 1877 году епископ Герасим (Добросердов) учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания.
В 1829 году Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск и Кизляр были переведены в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии.
В октябре 1866 года было открыто епархиальное женское училище. В сентябре 1875 года начали выходить "Астраханские епархиальные ведомости," а в следующем году в упраздненном Преображенском монастыре открылась епархиальная библиотека.
Карта Астраханской епархии, 1901 год. Православная богословская энциклопедия, т. 2 |
Также в 1896 году открылся епархиальный свечной завод.
В 1902 году праведный Иоанн Кронштадтский освятил в Астрахани храм во имя равноапостольного князя Владимира, в память 900-летия Крещения Руси. В 1912 году в епархии началась подготовка к прославлению митрополита Астраханского священномученика Иосифа.
С 1910 года в епархии существовало Царёвское викариатство, а с 1917 года - ещё и Енотаевское.
Советский период
Революционные потрясения 1917 года незамедлительно сказались на церковной жизни Нижнего Поволжья. В конце 1917 года была закрыта Астраханская духовная семинария и остановился выпуск "Астраханских епархиальных ведомостей." В следующем году прекратили существование Астраханская консистория и епархиальное женское училище, Астраханские епархиальные помещения и монастыри были изъяты большевиками. В сентябре 1918 года в Астрахани вокруг викарного епископа Леонтием (Вимпфеном) возник "Епархиальный союз церквей", который провозгласил своей задачей "демократизацию" Церкви и ограничение власти архиереев. В 1919 году началась большевистская кампания по очистке края от контрреволюционных сил, в ходе которой были расстреляны видные церковные деятели, включая правящего владыку священномученика Митрофана и примирившегося с ним викария Леонтия. Проповеди временно управляющего епархией епископа Анатолия (Соколова) и акции гражданского неповиновения среди верующих повлекли волну массовых арестов священнослужителей в 1920 году. В 1922 году против епископа Анатолия началось следствие и он уклонился в обновленчество. При поддержке властей многие церкви были переданы обновленцам, хотя большинство духовенства и мирян осталось верными святителю патриарху Тихону. В следующие годы самоотверженное служение на Астраханской кафедре священномученика Фаддея (Успенского) имело огромное влияние на верующих, сплотив их в верности канонической Церкви.
Тем временем безбожные власти стали закрывать храмы - вначале пустующие обновленческие, а затем и прочие. В 1930-х годах в Астрахани многие церкви были снесены, другие конфискованы и переделаны. В конце 1930-х годов Астраханская кафедра осталась вдовствующей.
Поворот в государственной церковной политике обусловил частичное восстановление церковной жизни. С 1942 года на Астраханскую кафедру снова назначались архиереи. 26 июня 1944 года к Астраханской епархии была присоединена Сталинградская область, несмотря на недостаток священнослужителей в 1940-х открылось много храмов. Сбор средств в фонды обороны, помощи инвалидам войны и детям-сиротам был одним из основных направлений патриотической деятельности духовенства епархии вплоть до 1947 года, когда государство прекратило принимать эти пожертвования.
4 марта 1949 года Астраханскому владыке поручено было также управление Саратовской епархией, но в 1952 году Саратовская кафедра была вновь выделена в самостоятельную. В 15 июля 1959 года Сталинградская область была передана Саратовской епархии, а Астраханская епархия вернулась к старому наименованию и ограничилась территорией Астраханской области.
В 1960-80-х годах Астраханская епархия являлась одной из самых маленьких в Русской Церкви, большинство священников были людьми немолодыми.
Современный этап
В заключительные годы советского периода началось возрождение церковной жизни. В 1992 году епархии был передан Успенский собор, соборная Пречистенская колокольня и часовня игумена Кирилла Астраханского. В 1995 году был возобновлен Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1999 году верующим был возвращен Астраханский Владимирский собор. В течении 1990-х годов открылись десятки новых приходов и молитвенных комнат при различных учреждениях, по всей области шло строительство церквей и молитвенных домов.
Начиная с "Астраханского православного собеседника," публиковавшегося епархиальным управлением в 1991 году, стали развиваться церковные средства массовой информации. При Успенском соборе Астраханского кремля и Ахтубинском Михаило-Архангельском храме открылись 2-годичные курсы по подготовке катехизаторов из мирян. В ноябре 1999 года было создано Астраханское православное педагогическое общество для подготовки учителей основ Православия.
12 марта 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Ахтубинская епархия, после чего в ведении Астраханской кафедры остались городской округ Астрахань, а также Володарский, Икрянинский, Камызякский, Лиманский и Приволжский районы на юге Астраханской области. Одновременно Астраханская епархия была определена центром новоучрежденной Астраханской митрополии.
Исторические названия
- Астраханская и Терская (1602 - 1723)
- Астраханская и Ставропольская (8 сентября 1723 - 16 октября 1799)
- Астраханская и Моздокская (16 октября 1799 - 4 декабря 1803)
- Астраханская и Кавказская (4 декабря 1803 - 5 апреля 1829)
- Астраханская и Енотаевская (5 апреля 1829 [1] - 5 сентября 1917)
- Астраханская и Царёвская (5 сентября 1917 - 26 июня 1944)
- Астраханская и Сталинградская (26 июня 1944 - 21 октября 1949)
- Астраханская и Саратовская (21 октября 1949 - 1952)
- Астраханская и Сталинградская (1952 - 15 июля 1959)
- Астраханская и Енотаевская (15 июля 1959 [2] - 12 марта 2013)
- Астраханская и Камызякская (с 12 марта 2013)
Статистика
- 1683 - 39 церквей (население бедное, церквей мало)
- сер. XVIII, по присоединении северных земель - более 300 церквей, 4 мужских и 3 женских монастыря [3]
- 1773 - в епархию входили города Астрахань, Царицын, Кизляр, Дмитриевск, Дубовка, Саратов, Петровск; крепости Красный Яр, Енотаевская, Чёрный Яр, Моздокская, Фелшанская; городки Гурьев, Ахтубинский, Селитринный. 259 церквей (из них в Саратове и его десятине - 134, Петровске и его десятине - 48, Дмитриевске и его десятине - 17, в Царицыне - 6, в Дубовке с казачьими станицами - 6, в Астрахани и ее округе - 47) [3]
- 1899 - всех церковных школ в епархии - 288, с общим количеством учащихся 9.979.
- 1901 - совпадает с границами губернии и занимает пространство в 192.555 кв. верст. Разделялась на 5 уездов, имела народонаселение 479.980 душ, в т. ч. православных 236.509 душ. Церквей в епархии на 1901 год: соборных 6, монастырских 9, приходских 170, походная 1, миссионерских 3, при казенных заведениях 3, кладбищенских 4, приписных 26, часовен и молитвенных домов 26, всего 251 церковное здание. Священно-церковно-служителей: протоиереев 16, священников 257, диаконов 128, псаломщиков 224.
- 1903 - 231 церковь (6 соборных, 9 монастырских, 173 приходские, 3 при казенных и богоугодных заведениях, 2 домовые, 4 кладбищенские, 4 миссионерские, 1 походная, 29 приписных), 27 часовен и молитвенных домов; 695 церковно- и священнослужителей (за исключением монашествующих) [3]
- 1912 - церквей - 246, часовен и молитвенных домов - 30; монастырей - 5 (2 женских); духовная семинария, епархиальное женское училище, 362 церковных школы, калмыцкая миссионерская школа-приют; епархиальная библиотека, 17 библиотек при церквях.
- 1924 - 10 храмов верны Церкви, остальные в руках обновленцев [3]
- 1 января 1958 [4] - 16 зарегистрированных храмов и молитвенных домов.
- 1988 - 15 приходов [3]
- 1992 - 32 прихода [3]
- 1996 - 37 приходов, 1 монастырь [3]
- 1999 - 44 прихода, 1 монастырь [3]
- октябрь 2001 - 69 приходов, 1 монастырь, 60 священников и 10 диаконов [3]
- декабрь 2011 - 72 прихода, 2 монастыря, 152 священнослужителя и монашествующих [5]
- декабрь 2012 - 76 приходов, 2 монастыря, 167 клириков и монашествующих [6]
Архиереи
- свт. Феодосий (Харитонов) (1602 - 18 декабря 1616)
- Онуфрий (15 февраля 1615 - 23 июля 1628) [7]
- Макарий (13 января 1629 - 28 января 1638)
- Рафаил (17 мая 1638 - 20 декабря 1640)
- Пахомий (17 июня 1641 - 31 мая 1655)
- сщмч. Иосиф (4 мая 1656 - 11 мая 1671)
- Парфений (25 февраля 1672 - 5 октября 1680)
- Никифор (27 июня 1681 - 28 октября 1682) [8]
- Савватий (4 марта 1683 - 1 июля 1696) [9]
- Сампсон (2 февраля 1697 - 3 апреля 1714) [10]
- Иоаким (22 января 1716 - 23 июня 1723) [11]
- Лаврентий (Горка) (8 сентября 1723 - 07 сентября 1727)
- Варлаам (Леницкий) (7 сентября 1727 - 7 июня 1730)
- Лев (Юрлов) (8 июня 1730 - 3 декабря 1730) [12]
- Иларион (15 августа 1731 - 9 июня 1755) [13]
- Мефодий (Петров) (10 мая 1758 - 29 мая 1776)
- Антоний (Румовский) (19 сентября 1776 - 9 ноября 1786)
- Никифор (Феотоки) (28 ноября 1786 - 16 апреля 1792) [14]
- Тихон (Малинин) (18 мая 1792 - 14 ноября 1793)
- Феофил (Раев) (6 февраля - 11 марта 1794)
- Платон (Любарский) (11 марта 1794 - 18 августа 1805)
- Афанасий (Иванов) (18 августа 1805) [15]
- Анастасий (Братановский-Романенко) (20 декабря 1805 - 9 декабря 1806)
- Сильвестр (Лебединский) (25 января 1807 - 10 января 1808)
- Гаий (Токаов) (10 января 1808 - 20 февраля 1821)
- Иона (Васильевский) (26 апреля 1821 - 1 октября 1821)
- Авраам (Шумилин) (29 октября 1821 - 7 мая 1824)
- Мефодий (Пишнячевский) (27 июня 1824 - 30 сентября 1825)
- Павел (Саббатовский) (26 января 1826 - 7 февраля 1832)
- Виталий (Борисов-Жегачев) (12 марта 1832 - 4 декабря 1840)
- Стефан (Романовский) (1 марта - 4 декабря 1841)
- Смарагд (Крыжановский) (31 декабря 1841 - 12 ноября 1844)
- Евгений (Баженов) (12 ноября 1844 - 15 апреля 1856)
- Афанасий (Дроздов) (15 апреля 1856 - 6 апреля 1870)
- Феогност (Лебедев) (27 июня 1870 - 7 декабря 1874)
- Хрисанф (Ретивцев) (29 декабря 1874 - 8 декабря 1877) [16]
- свт. Герасим (Добросердов) (8 декабря 1877 - 24 июня 1880)
- Евгений (Шерешилов) [17] (26 июня 1880 - 16 декабря 1889) [18]
- Павел (Вильчинский) (16 декабря 1889 - 21 ноября 1892)
- Исаакий (Положенский) (21 ноября - 19 декабря 1892) [19]
- Павел (Вильчинский), 2-й раз (19 декабря 1892 - 13 ноября 1893)
- Митрофан (Невский) (13 ноября 1893 - 10 августа 1896)
- Сергий (Серафимов) (10 августа 1896 - 13 апреля 1902)
- Тихон (Оболенский) (1902) в/у, еп. Николаевский
- Георгий (Орлов) (27 апреля 1902 - 11 июля 1912)
- Иннокентий (Кременский) (1912) в/у, еп. Царёвский
- Феофан (Быстров) (25 июня 1912 - 8 марта 1913)
- Иннокентий (Кременский), 2-й раз (7 января - 17 февраля 1913) в/у
- Никодим (Боков) (8 марта 1913 - 13 марта 1914)
- Филарет (Никольский) (20 марта 1914 - 24 мая 1916)
- сщмч. Митрофан (Краснопольский) (6 июля 1916 - 6 июля 1919)
- Леонтий (Вимпфен) (август 1917 - 26 сентября 1918) в/у, еп. Царёвский
- Анатолий (Соколов) (1918 - 1920) в/у, еп. Енотаевский
- Палладий (Соколов) (октябрь - декабрь 1920)
- Анатолий (Соколов), 2-й раз (1920 - июль 1922) в/у, еп. Царёвский
- ? Петр (Соколов) (1923) в/у
- сщмч. Фаддей (Успенский) (осень 1923 - октябрь 1926 (27 июня 1927))
- сщмч. Иннокентий (Ястребов) (июнь? 1927 - 4 июня 1928)
- Стефан (Гнедовский) (1927 - 1928) в/у, еп. Енотаевский
- Филипп (Ставицкий) (13 июня 1928 - 30 августа 1933)
- Андрей (Комаров) (28 октября 1929 - 13 октября 1930) в/у, еп. Вольский
- сщмч. Алексий (Орлов) (сентябрь 1930 - 11 февраля 1931) в/у, еп. Мамалыжский
- Андрей (Комаров) (13 октября 1933 - 27 апреля 1939)
- Григорий (Чуков) (1942 - 1943) в/у, архиеп. Саратовский
- Филипп (Ставицкий), 2-й раз (декабрь 1943 - 30 октября 1947)
- Николай (Чуфаровский) (30 октября - 12 декабря 1947)
- Филипп (Ставицкий), 3-й раз (12 декабря 1947 - 12 декабря 1952)
- Гурий (Егоров) (1952 - 1953) в/у
- Леонид (Лобачев) (7 июня 1953 - 9 февраля 1954)
- Сергий (Ларин) (9 февраля 1954 - 27 июля 1959)
- Гавриил (Огородников) (27 июля 1959 - 15 сентября 1960)
- Павел (Голышев) (15 сентября 1960 - 23 июня 1964)
- Иона (Зырянов) (5 июля 1964 - 27 февраля 1968)
- Пимен (Хмелевский) (27 февраля - 30 июля 1968) в/у, еп. Саратовский
- Михаил (Мудьюгин) (30 июля 1968 - 27 декабря 1979)
- Феодосий (Дикун) (27 декабря 1979 - 20 февраля 1990)
- Филарет (Карагодин) (11 марта 1990 - 12 августа 1992)
- Филарет (Карагодин) (12 августа - 20 октября 1992) в/у, еп. Дмитровский
- Иона (Карпухин) (25 октября 1992 - 15 июля 2016)
- Никон (Фомин) (с 15 июля 2016)
Викарные епархии
- Енотаевская (недейств.)
- Царёвская (недейств.)
География благочиний
- 1-е - г. Астрахань, с. Началово
- 2-е - с. Пришиб, с. Солёное Займище, с. Старица
- 3-е
- 4-е
- 5-е - с. Ильинка, г. Камызяк, с. Увары, с. Чуркин
Монастыри
- Астраханский Благовещенский (женский)
- Астраханский Иоанно-Предтеченский (мужской)
- Астраханский Троицкий (недейств.)
- Астраханский Преображенский (недейств.)
- Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь (недейств.)
- Златозубовский Воскресенско-Мироносицкий (недейств.)
- Красноярский Рождественский (женский)
- Покрово-Болдинский (недейств.)
Ранее подчинённые епархии
- Саратовский Крестовоздвиженский (недейств., ныне в пределах Саратовской епархии)
Социальные учреждения
- приют для девочек, с. Никольское
- благотворительная столовая для неимущих "Добротолюбие," с. Красный Яр
- реабилитационный центр для наркозависимых, п. Чуркин
- центр оказания помощи матерям-одиночкам, Астрахань
Средства массовой информации
- "Свет Православия" (ежемесячная газета, с сентября 1996, 8 тыс. экз.)
- "Знамение веры" (газета; выходит дважды в месяц)
- "Веры молодых" (ежемесячная газета епархиального молодежного отдела)
- "Прихожанин" (ежемесячная газета епархиального отдела религиозного образования и катехизации)
- "Церковь и мир" (еженедельная телепередача на АГТРК «Лотос»)
- "Встреча для вас" (еженедельная радиопередача на АГТРК «Лотос»)
Учебные заведения
- Астраханская духовная семинария (недейств.)
- Астраханское духовное училище (недейств.)
- Астраханское епархиальное училище (недейств.)
- Астраханская православная гимназия сщмч. Иосифа Астраханского
- Центр культуры и просвещения "Боголепъ", Астрахань
- Катехизаторские курсы (2-х годичные, в Астрахани и Ахтубинске)
Литература
- Благонравов, М., Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г., Астрахань, 1902.
- Саввинский, И., свящ., Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования, Астрахань, 1903.
- Саввинский, И., Астраханская епархия (1702-1902), Астрахань, 1902, т. 1.
- Лопухин, А. П., Глубоковский, Н. Н., ред., Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь, СПб., 1900-1911, 12 т.
Использованные материалы
- Страница официального сайта Астраханской епархии:
- Страница сайта Журнала Московской Патриархии
- Страница сайта Русское Православие:
- Страница епархии на официальном сайте Русской Православной Церкви:
[1] По др. свед.: 17 июля 1842
[2] http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/bib/Titles59.htm
[3] Страница официального сайта Астраханской епархии, http://www.ast-eparhia.ru/eparhia/history
[4] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.
[5] Страница официального сайта Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/31094.html
[6] http://www.patriarchia.ru/db/text/31094.html
[7] По Амвросию Орнатскому (т. I. с. 104-105) все даты, относящиеся к первым Астраханским владыкам выглядят совершенно иначе, будучи хронологически сдвинутыми в сторону приближения их к нам; у всех отсутствуют даты (дни и месяцы) хиротоний. 1628 - 23.07 1637 - Онуфрий, 1637 - 28.01 1643 - Макарий, 1643 - 20.12 1650 - Рафаил, 1650 - Пахомий, 1663 - cв. Иосиф.
[8] По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 26.06.1681 г.
[9] По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 05.04.1683 г.
[10] По Амвросию Орнатскому обе даты иные. Первая: 05.02.1697 г. Вторая: 05.1714 г.
[11] По ПБЭ первая дата иная: 09.01.1716 г. (т. 2, с. 105). По другим данным вторая дата иная: 05.07.1723 г. Проф. И.М. Покровский (т. II, с. 132, прим. 1) беззаконное удаление Иоакима из Астрахани, "в викарии" объясняет следующим образом: "...Некоторые причины, по каким Иоаким переведен в викарии, заключались в том, что он ратовал против католичества и протестанства, которые, под покровительством астраханского губернатора Артемия Волынского, начали строить в Астрахани кирки и костелы. К этому присоединилась и личная вражда между Иоакимом и не миролюбивым губернатором Волынским, известным своими столкновениями и с Казанскими владыками. Во время своего пребывания в Астрахани, готовясь к Персидскому походу (1722 г.), Петр встал на сторону губернатора Волынского, очевидно боясь господ "иезуитов"...".
[12] На епархии не был; назначение отменено, так как в декабре 1703 г. лишен сана и отправлен в монастырское заточение. В ПБЭ (т. 2, с. 106) - и не упоминается.
[13] По Амвр. Орн. первая дата иная: 15.04.1734 г.
[14] По другим данным первая дата иная: 28.08.1786 г.
[15] Скончался в Екатеринославе в день назначения в Астрахани.
[16] По Савве Тихомирову (т. 4, с. 844), - первая дата иная: 08.12.1874 г.; по другим данным: 29.09.1874 г.
[17] "Выпускники Киевской духовной академии 1853 года, сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html
[18] По ММЛ "РПИ" (310) и некоторым другим данным, первая дата иная: 26.07.1880 г.; по др.: 04.07.1880 г.
[19] В связи с тяжелым заболеванием на епархии не был, уволен на покой.