Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕРАСИМ (ДОБРОСЕРДОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Герасим (Добросердов). Фотография 1860-70-е гг.
Еп. Герасим (Добросердов). Фотография 1860-70-е гг.
Герасим (Добросердов) (1809 - 1880), епископ Астраханский и Енотаевский, святитель

Память 24 июня [1] и в Соборе Сибирских святых

В миру Добросердов (урожд. Попов) Егор [Георгий] Иванович, родился 26 октября 1809 года в слободе Бельской Балаганского округа Иркутской губернии, в семье причетника, с юности стремился к монашеству и подвигу юродства.

Обучался в Иркутском духовном училище, Иркутской духовной семинарии. Отличался кротостью и добросердечием, за что ректор семинарии сменил родовую фамилию Попов на Добросердов.

В ноябре 1827 г. из-за странного, по мнению некоторых преподавателей и сверстников, поведения был уволен из семинарии и помещен в дом для умалишенных. Позже по ходатайству губернатора И. Б. Цейдлера Добросердов был переведен в дом для призрения убогих, который называл Эдемом сладости, подвизался здесь в молитве. Вскоре по настоянию старца крестового храма г. Иркутска иером. Нифонта восстановлен в Иркутской духовной семинарии.

В 1829 г. поставлен старшим над архиерейскими певчими, летом 1831 г. Иркутским архиеп. Иринеем (Нестеровичем) был направлен в качестве миссионера в улусы бурят.

10 августа 1832 г. Добросердов окончил духовную семинарию вторым учеником, служил учителем, а затем инспектором Иркутского духовного училища.

Вступил в брак. Сын - свящ. Константин [2].

12 апреля 1836 г. был рукоположен во священника Иркутским еп. Иннокентием (Александровым), служил в Преображенской церкви Иркутска. На него были возложены обязанности члена Иркутского попечительства о бедных духовного звания и члена духовной консистории.

В 1841-1845 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил со степенью магистра, был назначен преподавателем богословия в Тверской духовной семинарии.

Овдовел, 1 марта 1845 г. принял монашеский постриг, 1 октября 1846 г. был возведен в сан игумена, 12 мая 1849 г.- в сан архимандрита.

С 1846 г. служил инспектором и преподавателем всеобщей истории и греч. языка в Кавказской духовной семинарии, с 16 апреля 1849 г.- ректором Кавказской духовной семинарии, с 31 октября 1850 г.- ректором Симбирской духовной семинарии. Избирался председателем комиссий по экономическому устройству семинарий, цензором проповедей, а также директором попечительского общества о тюрьмах и попечителем Симбирской арестантской роты.

С 1855 г. - ректор Харьковской духовной семинарии, настоятель харьковского Куряжского Преображенского монастыря и благочинный епархиальных монастырей.

С 1860 г. - ректор и профессор богословских наук в Калужской духовной семинарии, настоятель Лихвинского Покровского монастыря и благочинный епархиальных обителей. Общался с насельниками Оптиной пустыни, особо сблизился со схиархим. прп. Моисеем (Путиловым). В 1862 г. участвовал в погребении прп. Моисея и избрании нового настоятеля - прп. Исаакия I (Антимонова).

10 марта 1863 г. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Хиротония была совершена в Александро-Невской лавре.

13 января 1864 г. назначен епископом Ревельским (с 24 июня 1865 именовался Ладожским), викарием Санкт-Петербургской епархии.

Являлся председателем губернского присутствия по обеспечению православного духовенства епархии и вице-президентом Новгородского тюремного комитета, с 1865 г. - председателем миссионерского общества.

26 января 1866 г. возглавил самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру, 17 февраля прибыл в Самару.

Трудами епископа Герасима в 1868 г. открылось епархиальное женское училище, на личные средства святителя была учреждена вечная стипендия для воспитанниц, выстроено новое здание духовной семинарии. В духовно-учебных заведениях Самары был введен новый устав, во всех храмах епархии заведены воскресные внебогослужебные собеседования (в т. ч. на чувашском языке), в Самаре - воскресные публичные собеседования с раскольниками. Епископ Герасим рекомендовал всем настоятелям церквей открывать библиотеки. По инициативе святителя началось издание «Самарских епархиальных ведомостей» (1867), открылись комитет Православного миссионерского общества (1871), сиротский дом во имя свт. Николая Чудотворца с церковью, Александровская богадельня, свечной завод (1877). Проявляя заботу о клириках епархии, еп. Герасим в 1867 г. учредил кассу духовенства для обеспечения выбывающих за штат, их вдов и сирот, организовал и возглавил Комитет по обеспечению православного духовенства квартирами и земельными угодьями. Во время постигшего Самарскую губернию бедствия (голода) еп. Герасим лично посетил около ста приходов, терпящих лишения, и утешал пастырей и прихожан. По инициативе преосвященного Герасима в мае 1869 г. началось возведение нового кафедрального собора во имя Христа Спасителя, были построены загородный архиерейский скит и Иверская часовня (1877) в память избавления от голода в Самаре.

Заботясь о просвещении, преосвященный пожертвовал капитал в 5000 рублей, на проценты с которого утверждена стипендия при Санкт-Петербургской академии. Он выпустил воззвание о прекращении базаров в воскресные дни.

8 декабря 1877 г. еп. Герасим был перемещен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру.

Учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания, много внимания уделял устройству миссионерских станов в Калмыцкой степи и противосектантской работе.

Скончался 24 июня 1880 года в Астрахани. Погребение епископа Герасима в крипте астраханского кафедрального Успенского собора совершил Саратовский еп. Тихон (Покровский).

Он постоянно ощущал живую связь с Богом. "В течение жизни моей", - говорил Герасим при наречении его во епископа, - "неоднократно уже, хотя и не всегда вразумительно, слышался мне глас Божий". Имея такую возвышенную душу, преосвящ. Герасим мало думал о земном, в нем чувствовалась отчужденность от жизни. На высоте епископской кафедры он мечтал о пустынножительстве и верил в возможность осуществления аскетических идеалов древней Фиваиды. Поэтому о его деятельности в епархии складывалось отрицательное мнение.

Преосвящ. Герасим был добрым, внимательным духовным отцом, умел "наставить, утешить, пожурить, вразумить, успокоить". Особенно привлекал к себе сердца благочестивых и чувствительных женщин. "С отверстым, исполненным участия сердцем" он шел навстречу немощам своих духовных дочерей. Эта деятельность Герасима, как руководителя "боголюбивых жен", встречала двоякую оценку, порождала сплетни. Еп. Герасим со смирением переносил все, будучи твердо уверен в правильности и безвинности своих действий. Благочестивую настроенность он сохранил до последних дней жизни и скончался в полном сознании, произнося свою любимую молитву: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый...".

Епископ Герасим (Добросердов) был прославлен в Соборе Сибирских святых в 1984 году.

17 апреля 2005 г. мощи свт. Герасима были подняты для поклонения верующих и поставлены в Успенском соборе Астрахани.

Изображение свт. Герасима помещено на иконах «Собор Сибирских святых» и «Святые, в земле Астраханской просиявшие» (1999) в Успенском соборе.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Юро́дства по́двиг во ю́ности прия́л еси́,/ и си́м духо́вно укрепи́лся еси́, в позна́нии благи́х уче́ний му́дростию от Бо́га одаре́нный,/ доброде́тельми жи́знь свою́ украси́л еси́,/ все́ упова́ние на Тро́ицу Святу́ю возлага́я,/ те́мже и страна́ Сиби́рская просла́ви тя́, свя́те,/ мы́ же, к ра́це моще́й твои́х притека́юще, вопие́м:// моли́ за лю́ди Астраха́нския, добросе́рдый Гера́симе, Тро́ицу Святу́ю.

Кондак, глас 4

Добросе́рдием твои́м, святи́телю,/ любо́вь па́ствы твоея́ стяжа́в,/ во гра́де А́страхани житие́ твое́ сконча́л еси́,/ и во оби́тели Небе́сныя пресели́лся еси́,// Тро́ицу сла́вя Святу́ю.

Награды

  • ордена св. Анны 1-й и 2-й степени,
  • ордена св. Владимира 2-й и 3-й степени,
  • черногорский орден кн. Даниила I 1-й степени (за материальную помощь, оказанную владыкой черногорцам во время войны с Турцией)

Сочинения

Автор многих произведений, отличающихся лирическим настроением.

  • Недостаточность откровенной религии в деле нашего спасения (магистерская диссертация)
  • О собственном законодательстве в Правосл. Церкви // Странник. 1860. Февр. Отд. 2. С. 95-101;
  • О Богоучрежденности 3 степеней церк. иерархии // Там же. Март. Отд. 2. С. 152-163;
  • О степенях власти епископской // Там же. Июнь. Отд. 2. С. 412-430;
  • Об отношении между верою и добрыми делами // Там же. Авг. Отд. 2. С. 5-82;
  • Слова и речи на разные случаи. Калуга, 1860;
  • Блаженный Андрей Ильич. Странник, 1864, октябрь, с. 5.
  • Блаженный Антоний Алексеевич. Странник, ч. II; СПб., 1865. 22 с.
  • Кр. очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пуст. о. архим. схимника Моисея. СПб., 1865;
  • Письмо к инокине о значении пострига в иноческом звании и о нек-рых обязанностях, условливаемых оным // Странник. 1865. Нояб. Отд. 2. С. 76-92;
  • Слово в день памяти св. равноап. кн. Владимира // Самарские ЕВ. 1876. № 18;
  • «Выдержки из дневника ученика Иркутской семинарии…» // Астраханские ЕВ. 1879. № 45. С. 719-724; № 46. С. 737-744; № 47. С. 750-756;
  • Выдержки из моих воспоминаний. Астрахан. еп. вед., 1880, № 18.
  • Письма к духовной дочери А. Е. фон Руммель. М., 1883;
  • Духовные советы в письмах к игум. [Симбирского Спасского мон-ря] Евпраксии: 1854-1857 гг. // ДЧ. 1887. Ч. 2. Май. С. 79-102; Июнь. С. 178-200; Июль. С. 313-339;
  • Письма духовного отца к инокине [мон. Евсевии]: 1851-1855 гг. // ДЧ. 1888. Ч. 3. Сент. С. 74-94; Нояб. С. 317-336; Дек. С. 468-483; 1889. Ч. 1. Янв. С. 104-112; Февр. С. 231-245; Март. С. 351-360;
  • Переписка духовного отца архим. Герасима с инокинями // Там же. 1889. Ч. 3. Сент. С. 103-119; Нояб. С. 360-376.

Литература

  • ГА Самарской обл. Ф. 153. Оп. 36. Д. 1000; Ф. 356. Оп. 1. Д. 173.
  • Преосвящ. Герасим, еп. Астраханский и Енотаевский: (Некролог) // Астраханские ЕВ. 1880. № 26. С. 406-408;
  • Ириней (Нестерович), архиеп. [Инструкция ученику Иркутской семинарии Е. Добросердову, командированному в улусы бурят... в качестве миссионера] // РС. 1880. Июль. С. 606-607;
  • Алабин П. В. Трехвековая годовщина г. Самары. Самара, 1887;
  • Кр. ист. список иерархов Астраханской епархии. Астрахань, 1890;
  • Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии. Новгород, 1897. С. 226-228;
  • 50-летний юбилей Самарской епархии. Самара, 1901;
  • Благонравов М. Д., прот. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования, с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902. С. 148-161;
  • Саввинский И. И., свящ. Ист. зап. об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903;
  • Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 21-25.

Использованные материалы



[1]  День кончины указан как день памяти на странице Собор Сибирских святых Официального православного церковного календаря - http://mospat.ru/calendar/sobor1/sib.html

[2]  Александр Летницкий, (+ Священник Константин Егорович Добросердов), [некролог] // Астраханские епархиальные ведомости, 1891, № 23 неофиц. часть, с. 491 - 497.

Редакция текста от: 23.08.2018 17:27:01

"ГЕРАСИМ (ДОБРОСЕРДОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google