Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИСААКИЙ (ПОЛОЖЕНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Исаакий (Положенский), еп. Кишинёвский и Хотинский. Фотография конца 1880-х
Исаакий (Положенский), еп. Кишинёвский и Хотинский. Фотография конца 1880-х
Исаакий (Положенский) (1828 - 1894), епископ б. Кишиневский и Хотинский

В миру Положенский Иоанн Калинникович, родился 23 января 1828 года в Лужский уезде Санкт-Петербургской губернии в семье священника.

Начальное образование получил в Петропавловском училище в Санкт-Петербурге.

В 1849 году, по окончании Санкт-Петербургской духовной семинарии, как один из лучших выпускников поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

14 сентября 1851 года принял монашество, 26 сентября того же года рукоположен во иеродиакона.

30 июня 1853 года рукоположен во иерея.

В 1853 году окончил академию с правом получения магистерской степени. 16 апреля 1855 года он стал кандидатом богословия, а 29 февраля 1856 года получил магистерскую степень.

30 октября 1853 года назначен смотрителем Боровичского духовного училища.

С 1856 года - смотритель Белозерского духовного училища.

С 4 сентября 1857 года - профессор Новгородской семинарии, с 29 ноября того же года - инспектор Кавказской духовной семинарии в Ставрополе, с 1 мая 1863 года - ректор той же семинарии.

14 марта 1858 года возведен в сан архимандрита.

Кавказский викарий

9 мая 1871 года был хиротонисан во епископа Моздокского, викария Кавказской епархии. В Моздоке не было подходящего здания для проживания епископа, поэтому еп. Исаакий оставался в Ставрополе при Андреевской церкви, приписной к архиерейскому дому. Средства для содержания викарного архиерея предоставлял Моздокский Успенский храм.

30 ноября 1873 года в Ставрополе состоялось открытие миссионерского Андреевского братства. В этот день в Андреевской церкви еп. Исаакий отслужил литургию и молебен ап. Андрею Первозванному. Согласно уставу братства, викарий являлся председателем общих собраний. Также еп. Исаакий помогал Кавказскому еп. Герману (Осецкому) в организации епархиального женского училища, открытого в 1875 году. Учебно-административная деятельность епископа была эффективной: он руководил воспитанием и обучением более четверти священнослужителей и значительной части причетников Кавказской епархии, служивших в 1881 году; при его участии по новым уставам были организованы местные духовно-учебные заведения.

Красноярский епископ

С 30 мая 1881 года - епископ Енисейский и Красноярский. Передал пострадавшим от пожаров, происшедших в Красноярске 17-18 апреля того же года, пожертвования от православной паствы Ставропольской епархии и 300 р. из собственных средств, призвал к продолжению сбора помощи погорельцам.

Красноярская епархия была весьма обширной. По словам игум. Игнатия, "архиерейский дом здесь деревянный и весьма неприглядный... вся обстановка производит тяжелое впечатление. Богослужение в архиерейской церкви не имеет должного благолепия... Средства архиерейского дома очень скудные" [1]. Еп. Исаакий совершал поездки по епархии два раза в год в сопровождении только диакона и келейника. В конце 1885 года при обозрении церквей Красноярского округа владыка обратил особое внимание на организацию в приходах внебогослужебных собеседований, экзаменовал священников, в его присутствии они беседовали с прихожанами о вере и нравственности. Архиерей подавал пример: часто проповедовал и беседовал с паствой. Важное значение для епархии имела миссия среди коренных народов Сибири. Зимой 1884/85 г. объехал весь Туруханский край. В Дудинке он служил литургию и крестил несколько человек. Для просвещения местных жителей и формирования из них духовенства помимо уже действовавшей в Ачинском округе частной школы была открыта школа в Туруханском крае, в епархиальном духовном училище были учреждены три стипендии для детей инородцев.

С 1884 года по инициативе епископа издавались "Енисейские епархиальные ведомости". В течение 1885 года в епархии было открыто до 20 церковноприходских школ, а также образцовая школа при учительской семинарии, диаконы и псаломщики могли присутствовать на занятиях. По предложению еп. Исаакия в 1886/87 учебном году в Красноярске открылось трехклассное женское епархиальное училище с двухгодичным курсом в каждом классе. Епископ выплачивал одной из учениц пособие на обучение из собственных средств, второй - из средств архиерейского дома. Он поддержал и мужское духовное училище, учредив общество вспомоществования его бедным воспитанникам во имя св. Александра Невского. За короткий срок он смог благоустроить недавно основанный Успенский монастырь (ныне в черте Красноярска).

Епископ Томский

С 8 марта 1886 года - епископ Томский и Семипалатинский. 12 мая прибыл в Томск, посетил кафедральный собор, произнес слово, в котором приветствовал православных, старообрядцев и язычников, пожелав им "просвещения светом истинной веры".

22 июня 1886 года, заботясь об эффективности миссионерской деятельности, владыка вступил в члены Томского отделения противораскольнического братства свт. Димитрия Ростовского. Он неоднократно посещал Алтай и ознакомился с деятельностью Алтайской духовной миссии. 4 декабря 1887 года Иларион освятил новосооруженный Александро-Невский храм в г. Колывань, в том же месяце совершил поездку в Нарымский край и проповедовал среди хантов. Архипастырский визит в этот край стал первым со времени приезда Томского еп. Парфения (Попова). Современники вспоминали, что в ходе поездок Иларион везде совершал богослужения, убеждал духовенство открывать школы, чаще общаться с прихожанами. По завершении богослужений епископ нередко "собирал вокруг себя детей и подолгу проводил с ними беседы о молитве, о кресте и его силе, о почитании родителей и о пользе грамоты" [2].

5 октября 1886 года по его благословению и в его присутствии при архиерейской домовой церкви в Томске были возобновлены религиозно-нравственные чтения для народа, по окончании читался Акафист Божией Матери. Нередко епископ проводил такие чтения по воскресным дням, а затем публиковал материалы бесед и раздавал брошюры всем желающим. Владыка заботился о развитии школьного образования, снабдил все храмы программами для церковноприходских школ, а там, где не было школьных зданий, разрешил проводить занятия в церковных сторожках. К концу его пребывания в Томской епархии количество церковноприходских школ возросло более чем в 2 раза (ок. 150, не считая школ Алтайской духовной миссии). Для контроля за ведением школьного дела еп. Исаакий назначил наблюдателей из местного духовенства, проводивших регулярные ревизии и информировавших о результатах епархиальный училищный совет. По благословению епископа проводились тщательные проверки Томского, Барнаульского и Красноярского духовных училищ. В целях улучшения положения воспитанников Томской духовной семинарии 26 апреля 1887 года было учреждено попечительство о ее бедных учащихся; еп. Исаакий присутствовал при открытии попечительства и был избран его покровителем и руководителем. По его ходатайству указом Святейшего Синода от 18 сентября 1889 года Томское 3-классное епархиальное женское училище было преобразовано в 6-классное. При училище была устроена домовая церковь, освященная еп. Исаакием 9 сентября 1890 года.

29 июля 1887 года еп. Исаакий освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери при Томском императорском университете, произнес проповедь о созидательной силе христианской любви. 22 июля 1888 года владыка освятил все здание университета и благословил Казанской иконой первое в Сибири высшее учебное заведение. По инициативе епископа жители Томска собрали средства на написание иконы, которую затем украсили драгоценной ризой, в память спасения царской семьи при крушении поезда на ст. Борки 17 октября 1888 года. Икона была поставлена в Иверской часовне и ежегодно 17 октября переносилась в кафедральный собор.

К концу управления Томской епархией еп. Исаакий преобразовал духовную консисторию; экономия и бережливость владыки привели к значительному уменьшению долга архиерейского дома, ранее достигавшего 15 тыс. р.

Кишиневский епископ

12 января 1891 года назначен на Кишиневскую и Хотинскую епархию, 17 марта прибыл в Кишинев.

Вскоре после вступления в должность владыка созвал окружные училищные съезды, а также епархиальный съезд духовенства. Священнослужителям было предложено принять меры к улучшению положения епархиального жен. училища и обсудить вопрос о сроках открытия причетнического класса. В мае 1891 года еп. Исаакий инициировал строительство больницы при женском училище, 26 марта 1892 года отслужил молебен во время торжественной закладки фундамента здания. При нем за два года количество церковноприходских школ и школ грамоты увеличилось со 151 до 243, число учащихся - с 5514 до 7979.

21 мая 1891 года архиерей через консисторию выпустил предписание о проведении в епархии внебогослужебных собеседований пастырей с прихожанами. Для этого при каждой приходской церкви создавались библиотеки пособий для ведения собеседований. 3 июня 1892 года владыка обратился к епархиальному съезду с предложением улучшить миссионерскую деятельность. Было решено назначить 5 священников для миссионерского служения к старообрядцам, 1 - к «сектантам рационалистического направления». 18 сентября того же года 6 священников приступили к исполнению указанных обязанностей.

Еп. Исаакий обеспечил сбор пожертвований на капитальный ремонт кафедрального собора Рождества Христова в Кишинёве, обратившись к властям города. 25 марта 1892 года, на праздник Благовещения, владыка совершил малое освящение собора в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова). По благословению еп. Исаакия была полностью обновлена крестовая церковь при архиерейском доме. 20 сентября того же года он освятил эту церковь, 22 октября - новую единоверческую церковь в Кишинёве.

Назначение на Астраханскую кафедру и увольнение на покой

21 ноября 1892 года был назначен епископом Астраханским и Енотаевским, но ввиду тяжелой болезни в управление не вступал, 19 декабря был уволен на покой с назначением наместником Гербовецкого монастыря [3].

18 сентября 1893 году назначен настоятелем Тихвинского Успенского монастыря. Здесь самочувствие епископа улучшилось, он стал совершать регулярные богослужения. Однако незадолго до Пасхи 1894 года он вновь серьезно заболел, простудившись в монастырском саду, где любил трудиться. Несколько оправившись от болезни, он предполагал отправиться на родину, в Санкт-Петербургскую губернию, испросил отпуск у Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева), однако съездить не успел.

Скончался от разрыва сердца 11 мая 1894 года в 3 часа утра в Тихвинском монастыре [4]. Чин погребения в церкви Двенадцати апостолов в Тихвинском монастыре совершил Кирилловский еп. Арсений (Иващенко). 13 мая в кишинёвском кафедральном соборе еп. Неофит (Неводчиков) в сослужении Аккерманского еп. Аркадия и всего городского духовенства отслужил заупокойную литургию, а затем панихиду по почившему. На богослужении присутствовали педагоги и учащиеся учебных заведений Кишинёва, горожане.

Совершал величественные и торжественные богослужения. Жизнь проводил истинно христианскую. Был любим народом. Перед кончиной оставил наставление своим духовным детям следующего содержания: "Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной и все будет хорошо". Оставил по себе добрую память своими миссионерскими трудами среди инородцев в Сибири и других окраинах России.

Сочинения

  • "Преосвященный Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский. Местоблюститель Патриаршего Всероссийского престола" (1853, курсовое сочинение)
  • Поучение, произнесенное при освящении первого христианского храма в Усинском крае // Енисейские ЕВ. 1884. № 5. С. 71-78;
  • Слово в Неделю Православия // Там же. 1885. № 6. С. 90-97.

Награды

  • орден св. Владимира 2-й степени (1885)

Литература

  • "Церк. Вед." 1889, № 3, с. 29.
  • -"- 1891, № 3, с. 23.
  • -"- 1892, 3 48, с. 465.
  • "Приб. к "ЦВ" 1891, № 15, с. 487.
  • -"- 1891, № 18, с. 590.
  • -"- 1903, № 5, с. 163.
  • "Церк. Вестн." 1886, № 12.
  • -"- 1891, № 4, с. 58.
  • "Изв. Каз. Еп." 1886, № 7, с. 165.
  • -"- 1873, № 16, с. 492.
  • -"- 1881, № 13, с. 325.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 104-105, 1893 г., с. 41
  • "Списки архиереев Иерархии Всеросс." СПБ, 1896, № 423, с.61
  • Родосский А. "Словарь воспитан. СПБ Д.А.", с. 172-173.
  • Толстой, с. 52-423.
  • Булгаков, с. 1395, 1400, 1402, 1415.
  • БЭЛ т. V, с. 436.
  • БЭЛ т. X, с. 529.
  • БЭЛ т. II, с. 109.
  • БЭС т. I, с. 862.
  • БЭС т. II, с. 1321, 2170.
  • Revista Societatii Istorico-Arheologice Bisericecti din Chisinau. Volumul XVII, Chosinau 1927, pag. 1-58.
  • Из письма игум. Игнатия, сопровождавшего преосв. Исаакия Енисейского от Ставрополя до Красноярска // Кавказские ЕВ. 1881. № 22. С. 791-794;
  • Журналы XVI съезда духовенства Енисейской епархии, бывшего в г. Красноярске в 1885 г. по делам Красноярского ДУ // Енисейские ЕВ. 1885. № 19/20. С. 218-223;
  • Неск. слов по поводу отбытия из Красноярска на Томскую кафедру его преосвященства, преосв. Исаакия // Там же. 1886. № 9/10. С. 127-134;
  • Ист. записка о христианстве на Сев. Кавказе. Ставрополь, 1888;
  • М. М. Прощание с Томскою паствою и отъезд из г. Томска преосв. Исаакия // Томские ЕВ. 1891. № 6. С. 20-24;
  • Владимир, иером. Освящение Кишинёвского кафедрального собора // Кишинёвские ЕВ. 1892. № 9. С. 217-223;
  • он же. Торжество освящения обновленной Крестовой ц. при архиерейском доме в Кишинёве // Там же. № 19. С. 447-456;
  • Первый съезд миссионеров Кишинёвской епархии в г. Кишинёве с 1 по 7 июня 1893 г. // Там же. 1893. № 15. С. 487-496;
  • Некролог // Новгородские ЕВ. 1894. № 11. С. 469-471;
  • Преосв. Исаакий, бывш. еп. Астраханский и Енотаевский // ПрибЦВед. 1894. № 22. С. 735-736;
  • Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 172-173;
  • Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 345;
  • Parhomovici I. M. Episcopul Isaachie şi activitatea sa în eparhia Chişinăului // Revista Societăţii Istorico-Arheologice Bisericeşti din Chişinău. 1927. Vol. 17. P. 1-83;
  • Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia in veacul al XIX-lea subt ruşi. Chişinău, 1931. P. 242;
  • Исаков С. А., Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биогр. слов., 1834-2002. Томск, 2002. С. 38-40;
  • Морозов Е., свящ. Становление начального образования в Томской губ. (до 1917 г.) // Образование в Сибири. Томск, 2004. Вып. 1(12). С. 128-133.
  • Горобец А. А. Святитель Астраханский, бывший Моздокский Исаакий (Положенский). Краткий биографический очерк (по материалам епархиальных ведомостей) // Бюллетень № 35 Владикавказского Института Управления. – Владикавказ, 2011:

Использованные материалы



[1]  Из письма игум. Игнатия. 1881. С. 791-794

[2]  Федотов Ф. Прощание томской паствы с преосв. Исаакием и отбытие его в Кишинёв // ПрибЦВед. 1891. № 15. С. 487-489

[3]  В БЭЛ т. X, с. 529, ошибочно указана дата перевода его на Астраханскую кафедру 1891 г. См. "Церк. Вед." 1892 г., № 48, с. 465

[4]  Томские епархиальные ведомости. 1894. № 10, отд. офиц. С. 9

Редакция текста от: 29.06.2019 08:54:37

"ИСААКИЙ (ПОЛОЖЕНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google