Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ХРИСАНФ (РЕТИВЦЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Хрисанф (Ретивцев)
Еп. Хрисанф (Ретивцев)
Хрисанф (Ретивцев) (1832 - 1883), епископ б. Нижегородский и Арзамасский

В миру Ретивцев Владимир Николаевич, родился в 1832 году в с. Эська (Эське) Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника.

Начальное образование получил в Бежецком духовном училище, среднее - в Тверской духовной семинарии.

В 1852 году поступил в Московскую духовную академию.

15 октября 1856 года по окончании курса Московской академии определен учителем в Костромскую духовную семинарию на кафедру Св. Писания.

12 февраля 1857 года удостоен степени магистра богословия.

29 сентября 1857 года пострижен в монашество; 30 сентября рукоположен во иеродиакона; 3 октября - во иеромонаха.

9 сентября 1858 года назначен бакалавром Казанской духовной академии по кафедре основного и обличительного богословия.

В 1859 и 1860 годах временно преподавал догматическое богословие, в 1862 году - нравственное.

В 1860 году вошел в состав комитета по переводу Св. Писания на русский язык.

В том же году причислен к соборным иеромонахам.

12 апреля 1865 года возведен в звание экстраординарного профессора Казанской духовной академии "за отличное знание и весьма усердное исправление своего дела".

18 августа 1865 года перемещен в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного богословия. Этому перемещению содействовал архим. Иоанн (Соколов), незадолго перед тем назначенный на должность ректора Петербургской академии.

23 марта 1866 года возведен в сан архимандрита и 5 октября назначен инспектором Петербургской академии и одновременно ему поручена кафедра догматического богословия.

В 1867 года назначен членом учебного комитета при Св. Синоде.

С 8 января 1869 года - ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии.

29 декабря 1874 года хиротонисан во епископа Астраханского и Енотаевского.

В 1875 году основал "Астраханские епархиальные ведомости".

В 1877 году Санкт-Петербургская и Казанская духовные академии за научные труды избрали еп. Хрисанфа в свои почетные члены.

С 8 декабря 1877 года - епископ Нижегородский и Арзамасский.

16 октября 1879 года его постигли два нервных удара, вследствие которых у него была парализована вся правая сторона тела. Это заставило преосвященного просить об увольнении от управления епархией.

23 мая 1879 года уволен на покой и назначен управляющим Полтавского Крестовоздвиженского монастыря.

Скончался 6 ноября 1883 года, после третьего нервного удара, на 51 году от рождения.

Был знаменит своими интересными лекциями по богословию, в которых соединял богословско-философскую эрудицию с исторической и абстрактное мышление с художественным талантом. Интересовался всем в жизни от высших предметов знания до житейских мелочей, знал несколько древних и новых языков.

Научно-литературная деятельность еп. Хрисанфа началась очень рано и продолжалась почти непрерывно до тех пор, пока он бы в состоянии писать.

Характер имел добродушный, приветливый, общительный и в то же время прямой и иногда вспыльчивый.

Сочинения

  • Деятельность пастырей Церкви IV в. по отношению к общественной жизни (магистерская диссертация). Прав. собес., 1860, I.
  • Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии (из лекции по основному богословию). Прав. собес., 1860, III.
  • Современное иудейство и отношение его к христианству (лекция по обличит. богословию). Труды К. Д. А., 1861, кн. 9, СПб, 1867.
  • Наша гласность и ее проявления. Прав. собес., 1865, I.
  • Характер протестанства и его историческое развитие. СПб, 1871 и в Христ. чтен., 1865, II; I и II.
  • Эммануил Сведенберг и его вероучение. Христ. чтен., 1866, I.
  • Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека. Христ. чтен., 1866, ч. II.
  • Христианское воззрение на брак и современные толки о семейном и общественном положении женщины. Христ. чтен., 1867, ч. II.
  • Задача нравственного богословия, как науки. Христ. чтен., 1868, ч. I.
  • Религии древнего мира и их отношение к христианству (Историческое исследование) в 3-х томах. СПб, 1872, 1875 и 1878 и Христ. чтен., 1872, кн. 1-3.
  • Руководственные архипастырские наставления // Руководство для сельских пастырей. - 1875. - Т. 3. - С. 253-268
  • Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на Божество в древних языческих религиях (выдержки из 3 тома предыдущего исследования). Христ. чтен., 1876, ч. II.
  • Воззвания к местному духовенству епархиальных преосвященных // Руководство для сельских пастырей. - 1877. - №19-48. - С. 187-189.
  • Речь по прочтении Высочайшего манифеста // Руководство для сельских пастырей. - 1877. - №19-48. - С. 181-186.

Переводы

  • О крещальнях в древней христианской церкви. Прав. собес., 1862.
  • Различные пути обращения из язычества к христианству в первые века. Там же.

Награды

  • золотой наперсный крест (1864)
  • орден Анны 1-й степени (1876, за неутомимые труды на епископской кафедре)

Литература

  • Знаменский А.В. История Казанской дух. академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870), вып. 2. Казань, 1891, 1892, с. 255-265.
  • Смирнов С.К. Ист. Моск. дух. академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879, с. 243, 448, 449 и др.
  • Снежницкий Календарь Нижегородской епархии. Н. Новгород, 1888, с. 170-172.
  • Языков Д.Д. Писатели, умершие в 1883 г.
  • Чистович И.А. С.-Петербургская дух. академия за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб, 1889, с. 23, 29, 42-45.
  • Надеждин А.Н. История СПб правосл. дух. семинарии 1809-1884 гг. Спб, 1885, с. 565.
  • Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 21.
  • Булгаков, с. 1395, 1406.
  • Денисов, с. 393.
  • Каталог Тузова, с. 288.
  • Юбилейный сборник, с. 121, 126, 133, 447.
  • Прав. собес., 1907, октябрь, с. 70.
  • Историч. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 255.
  • Моск. церк. вед., 1883, № 47.
  • Изв. Казан. еп., 1878, № 2, с. 34.
  • -"- 1885, № 24, с. 916.
  • -"- 1887, № 18, с. 462.
  • -"- 1909, № 44, с. 1271 п/с.
  • Самар. еп. вед., 1886, № 5, с. 108.
  • Христ. чтен., 1875, январь-июнь, с. 20.
  • -"- 1876, ноябрь-декабрь, с. 530.
  • Истор. вестн., 1886, т. 26, с. 88-89.
  • Рус. старина, 1886, июнь, с. 710.
  • Рус. архив", 1910, кн. 1-я, № 1, с. 101.
  • Прав. обозрен., 1875, август, с. 527-532.
  • -"- 1883, март, с. 507-508.
  • Моск. листок, 1883, № 309.
  • Голос, 1875, № 122.
  • Современные известия, 1883, № 311.
  • Русское обозрение, 1895, кн. 8, с. 550-553.
  • Архив Моск. дух. акад. и бумаги проф. этой академии Д.Ф. Голубинского.
  • Списки архиереев, № 433.
  • Н. Д., с. 53, 59.
  • БЭЛ, т. II, с. 108.
  • БЭС, т. I, с. 259; т. II, с. 1634, 2295.
  • РБС, т. XXI, с. 426-429.

Использованные материалы

Редакция текста от: 12.10.2019 21:14:32

"ХРИСАНФ (РЕТИВЦЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google