Архиеп. Никифор (Феотоки) |
В миру Николай Феотоки, родился 15 февраля 1731 года на острове Корфу, принадлежавшем тогда Венеции. Грек.
Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии Кавадии в Корфской гимназии. В 1745 году посвящен в звание церковного чтеца.
Через полгода уехал в Италию, где поступил в греческую гимназию в Потавии, а затем в Болонийскую академию. Был разносторонне образован: математик, физик, ритор, знал 5 языков.
После окончания обучения 17 декабря 1748 года принял монашество с именем в честь святителя Никифора, патриарха Константинопольского, а на следующий день посвящен во иеродиакона.
На собственные средства устроил гимназию для бедных юношей. Изданные им богословские сочинения и учебники разошлись по Греции и Европе, однако слава ученого, как и слава проповедника, ничего не меняла в скромной жизни о. Никифора. Многие годы он смиренно довольствовался положением домашнего и школьного учителя.
11 апреля 1753 года рукоположен в иеромонаха и получил приход. Слушать одаренного проповедника приходили не только греки, но и латиняне, так что многие не помещались в Корфском Богородицком храме и даже заполняли окружающее пространство вплоть до городской площади.
Затем он отправился в качестве миссионера на Восток, в Палестину и Египет, где обратил многих магометан и язычников в Православие.
В 1765 году переселился в Константинополь, где патриархом Самуилом назначен проповедником Великой церкви.
По приглашению молдавского господаря князя Григория Гики с 1768 года жил в Молдавии, в Яссах, где был ректором гимназии.
С 1769 по 1773 год проживал в Лейпциге и занимался научными работами.
В 1770 году в Лейпциге вышел перевод на новогреческий язык «Слов подвижнических» преп. Исаака Сирина, выполненный иеромонахом Никифором. Этот текст до издания в начале XX века сирийского оригинала был основой для всех переводов трудов св. Исаака на европейские языки.
В 1776 году ученый иеромонах прибыл в Россию по приглашению своего соотечественника архиепископа Славянского Евгения (Булгари). Владыка Евгений определил его помощником в делах управления епархией; о. Никифор организует и становится первым ректором Полтавской духовной семинарии.
Архиеп. Никифор (Феотоки) |
Его можно считать зачинателем единоверческого движения в Российской Церкви: с ведома императрицы Екатерины II он дозволял старообрядцам продолжать богослужения так, как они были приучены своими предками, при условии признания благодатности иерархии Греко-Российской Церкви и принятия священников, которых архиепископ Никифор ставил для их приходов.
28 ноября 1786 года переведен на Астраханскую кафедру, где проживало множество раскольников.
Вскоре по приезде в Астрахань, он послал окружное послание к пастве, в котором отечески призывал заблудших сынов своих к соединению с Церковью. В ответ на его послание были предложены ему раскольниками 15 вопросов, составленные расколоучителем Сергием.
В ответ на эти вопросы архиепископ Никифор написал книгу под названием: «Ответы на вопросы старообрядцев Бахмутских и Астраханских». Раскольники в своих вопросах желали главным образом разрешить свое недоумение о Стоглавом соборе: каким образом целый собор мог впасть в погрешности, утвердивши двуперстное сложение при крестном знамении и некоторые другие обряды, которых держатся раскольники, но которые отвергнуты Православной Церковью? На это архиепископ Никифор отвечал, что законные учители нашей Церкви всегда оставались верными православию; что вера заключается в догматах, а церковные обряды, за которые ратуют раскольники, не составляют существа веры, и что Стоглавый собор погрешил не в догматах, а в обрядах. Поэтому ошибки сего собора нельзя назвать ересями, а скорее еретик тот, кто ради этих обрядовых ошибок отделяется от Церкви. В частности, о двуперстии он писал, что всегда и везде христиане крестились тремя перстами, как теперь крестятся православные христиане, и что в России первый учил двуперстному сложению армянин Мартын. Его то учение, скрытно распространившееся, и внес в свои определения Стоглавый собор в 1551 году, но это он сделал по ошибке, по неведению, "а я пред Богом свидетельствую, что ни в одной греческой книге нет такого повеления".
Вследствие этого несколько тысяч раскольников, рассмотревшие ответы архиепископа Никифора без упорства, но с мыслию чистою, приняли единоверие, а вышеупомянутый раскольник Сергий, 25 лет бывший в расколе, после своего обращения из раскола написал даже книгу против раскольников.
Архиепископ Никифор ревностно заботился о просвещении и православных членов своей паствы. С этою целью он предпринимал длинные путешествия по своей епархии, часто произносил проповеди, строил новые храмы и украшал существующие.
Чтобы иметь просвещенных священников для своей паствы, архиепископ Никифор обратил большое внимание на благоустройство Астраханской духовной семинарии. Желая преобразовать семинарию по образцу Харьковской, считавшейся в то время лучшею, он вызвал оттуда учителя пиитики, иеромонаха Сильвестра, которого назначил сначала учителем философии и богословия и префектом семинарии, а потом архимандритом Спасо-Преображенского монастыря и ректором семинарии. Астраханская семинария была преобразована и получила такое устройство: она разделялась на две части или школы: низшую и высшую, а эти части разделялись на классы, называемые так: фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие.
16 апреля 1792 года по личной просьбе, в связи с болезнью, уволен на покой, с предоставлением ему в управление Московского Данилова монастыря, где он и пребывал до конца своей жизни.
Скончался 31 мая 1800 года и похоронен в Московском Даниловом монастыре в день памяти своего небесного покровителя. На могиле стоял четырехконечный крест белого мрамора и лежала плита с эпитафиями на русском и греческом языках.
Существуют свидетельства о его прозорливости.
Первая биография архиепископа Никифора на русском языке - в «Московитянине» 1845 года, более подробная - в «Трудах Киевской духовной академии» 1864 года. Биография его также находится в сочинении Платона (Любарского), архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического: «Иерархия астраханской церкви».
Архиеп. Никифор известен, главным образом, как писатель, причем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Кроме того, он был высокообразованным, талантливым проповедником и ученым. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, "славой Греции".
Сочинения
Большая часть сочинений архиепископа Никифора написана на греческом языке и относится к физике и математике. Таковы:
- Физика (на греческом языке, в 2-х частях; Лейпциг, 1766 - 1767.)
- Курс чистой математики (в 2-х частях; М., 1798—1800)
Сочинения его по богословию:
- Свод толкователей на 8 первых книг Св. Писания и на книги царств на греч. яз. Лейпциг, 1772, 1773.
- О насилии католиков, и кто суть униаты и схизматики (на греческом языке; Галле, 1775),
- Толкование евангелий воскресных дней (на греческом языке в 2-х частях; М., 1796, 1805; русский перевод 1809),
- Толкование воскресных чтений из апостола (на греческом языке М., 1805, в русском переводе М., 1809),
- Цепь отцов - свод святоотеческих толкований на первые восемь книг Библии и на книги Царств (на греческом языке; Лейпциг, 1772 - 1773),
- Поучительные слова на Четыредесятницу и несколько речей (на греческом языке; Лейпциг, 1766) и др.
Афинский ученый Саккелион, приступивший в 1890 году к изучению не изданных до того времени сочинений архиепископа Никифора, издал в Афинах: «О молитве святых за живущих на земле» и объяснение слов: «Во всю землю изыде вещание их».
На русском языке, в России, архиепископ Никифор написал:
- Речь императрице при посвящении во епископа (СПб., 1799).
- Четыре огласительных слова к монахине на день, в который она облеклась в ангельский образ (М., 1809, репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997),
- Грамоты к раскольникам (Астрахан. еп. вед., 1845, № 8).
- Окружное послание к старообрядцам херсонской епархии,
- Ответы на соловецкую челобитную, присланную бахмутскими раскольниками,
- Ответы на 15 вопросов иргизских раскольников и рассуждение о св. мире (1-е изд. 1800, 5-е М. 1834),
Награды
- орден Святой Анны I степени
Литература
- Саввинский Историч. записки об Астрахан. епархии. Астрахань, 1903.
- Соловьев М. М. Никифор Феотоки (Труды К. Д. А., 1894, III).
- Порфирий, еп. Проповедники на островах Средиземного моря.
- Грановский А. Полтавская еп. в ее прошлом и настоящем. Полтава, 1901.
- М. Евгений Словарь дух. писат., т. II.
- Платон (Любарский) Иерархия Вятская и Астраханская (Чтен. в общ. ист. и древн. Рос., 1848, № 8).
- Строев П., с. 311, 487.
- Булгаков, с. 1394, 1400.
- Толстой Ю., № 144.
- Денисов, с. 409, 676.
- Ратшин, с. 231, 232.
- Списки архиереев, № 144.
- Летопись Е. А., с. 741.
- Церк. вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 4.
- Обзор рус. дух. лит., т. II, с. 379.
- Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 48.
- Астрахан. еп. вед., 1878, № 50.
- Херсон. еп. вед., 1875, № 52.
- Полтав. еп. вед., 1863, 1867, 1868.
- Москвитянин, 1843, VI.
- Прав. собес., 1897, ноябрь, с. 600, 601.
- Изв. Казан. еп., 1884, № 8, с. 280, 1903, № 13, с. 40 п/с.
- Рус. старина, 1876, февраль, с. 267, 1880, январь, с. 125.
- Истор. вестн., 1884, декабрь, с. 560 п/с. 1, 1893, июнь, с. 782, 1894, июль, с. 137, 139, 1895, июнь, с. 891.
- Прав. обозрен., 1885, сентябрь-декабрь, с. 296.
- Жит. отеч. подв. благоч., XI, с. 286; XII, с. 136.
- Рус. архив, 1889, кн. 2-я, с. 41 (Письма Киев. митр. Евгения Болховитянова к В. Г. Анастасевичу).
- Н. Д., с. 52, 65.
- БЭЛ, т. I, с. 356; т. II, с. 106.
- БЭС, т. I, с. 259, 851.
- ЭС, т. XXI (кн. 41), с. 85, 86.
- РБС, т. XI, с. 337-339.
- Жизнь и труды архиепископа Никифора (Феотокиса) // Cтатья из книги "Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России", М.: Даниловский благовестник. 2006:
Использованные материалы
- Жизнеописание на сайте Саратовской епархии