Евгений (Баженов), архиеп. Псковский |
В миру Баженов или Божанов Александр, родился в 1784 г. в с. Заглухине Тульской губернии в семье причетника.
Обучался в Тульской духовной семинарии, затем Московской Славяно-Греко-Латинской академии, которую окончил в 1811 г.
По окончании академии, 16 сентября 1811 г. назначен учителем Тульской семинарии.
1 сентября 1818 г. перемещен в Казанскую духовную семинарию.
16 февраля 1819 г. пострижен в монашество, 19 февраля рукоположен во иеродиакона; 22 февраля - во иеромонаха.
6 апреля того же года возведен в сан игумена Седмиозерной пустыни, а 20 июля возведен в сан архимандрита Симбирского Покровского монастыря.
14 августа 1819 г. назначен ректором Тобольской духовной семинарии, а 22 августа - настоятелем Тобольского Знаменского монастыря.
С 15 сентября 1824 г. - ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря.
9 июня [1] 1829 года хиротонисан во епископа Тамбовского.
17 февраля [2] 1832 года перемещен на Минскую кафедру. С 30 апреля 1833 года - титулуется епископом Минским и Гродненским.
1 сентября 1834 года возведен в сан архиепископа с назначением Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Св. Синода.
С 12 ноября 1844 года - архиепископ Астраханский.
С 15 апреля 1856 года - архиепископ Псковский и Порховский.
Евгений Бажанов, назначенный епископом Тамбовским, был человек еще молодой, строгий, крайне ретивый при исполнении своих обязанностей и надменный по отношению к духовенству. Он обыкновенно ездил по городу на шестирике, причем кучер и форейтор всегда бывали в треуголках.
Собой он был очень видный, с черной большой бородой.
Епархиальные беспорядки вызывали в нем крайнее негодование. Чувство этого негодования и определило потом весь характер суровой деятельности по отношению к тамбовскому духовенству. Поездки епископа по епархии были истинной бедой для всех тамбовских священно- и церковнослужителей, потому что все виновные неизбежно подвергались разным наказаниям. А наказания тогда были жестокие. Священников наказывали при консистории рогатками и колодками иногда в течение нескольких недель. В случае особенной виновности духовных лиц епископ подвергал их лишению сана. Причем так называемое расстрижение совершалось с церемонией. Приговоренного к лишению сана монахи приводили в церковь и там в последний раз облачали. Облаченный священнослужитель входил в алтарь, прикладывался к престолу и делал перед ним три поклона. По выходе из алтаря молился на все четыре стороны. После этого прощания со святыней монахи вели его в облачении в консисторию, где член консистории читал ему синодскую конфирмацию, а потом консисторский сторож (пристав) ножницами стриг ему волосы на голове и на бороде. В заключение подсудимого вели в канцелярию консистории, где брали с него подписку в том, что он не будет именоваться священником или диаконом. Эта церемония, совершавшаяся в присутствии народа, производила всегда на ее виновника самое тяжелое впечатление. Один из тамбовских священников, приговоренных к расстрижению, даже повесился в консисторском карцере в ожидании церемонии расстрижения.
Несмотря на свою суровость, еп. Евгений к своим любимцам бывал очень снисходителен. Есть местное предание о том, что одного ученика семинарии (Троицкого) он допустил в философский класс только за то, что тот был отличным хлебопеком.
Время епископства преосвящ. Евгения было самым тяжелым и грозным временем для тамбовского духовенства. В это время отдана была в солдаты огромная масса (в несколько сот человек) дьяков, пономарей, церковников и учеников семинарий, даже из последних классов.
Известность его в ученом миpе засвидетельствована тем, что академия наук избрала его своим корреспондентом, а Киевская и Казанская академии - своим почетным членом. Еще до вступления в монашество, он славился как преподаватель словесности в Тульской семинарии, и по принятии монашества он не менее славился как преподаватель богословских наук. Он составил свою богословскую систему, которая осталась в рукописи.
Многие его проповеди, по воззрениям, образу и силе речи, сходны с проповедями знаменитаго Московскаго митрополита Филарета. Преосвящ. Евгений говорил с церковной кафедры не часто, но за то когда говорил, то говорил сильно, убедительно и в высшей степени приятно, особенно выразительностью речи, и слово его было действенно по отношению к слушателям. В Астрахани он прославился рядом проповедей, говоренных им во всех важных случаях общественно-гражданской жизни.
Награды
- орден св. благов. князя Александра Невского (1851),
- алмазный крест для ношения на клобуке (1855)
Труды
- Слово в Новый год, говоренное синодальным членом, преосвящ. Евгением, архиеп. Астраханским. Христ. чтен., 1850, кн. 1-я, с. 1-11; 1851, кн. I, с. 3-9.
- Слово на Рождество Христово, говоренное в кафедральном соборе 25/XII-1848 г. Христ. чтен., 1849, ч. 2, с. 422.
- Слово при погребении преосвящ. Иакова, архиеп. Нижегородского и Арзамасского. Христ. чтен., 1850, июль, с. 11-16.
Литература
- Рункевич С. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб, 1893, с. 571, 572.
- Строев П., с. 312, 321, 382, 537, 855, 892, 987.
- Булгаков, с. 1395, 1399, 1404, 1410, 1414.
- Толстой Ю., № 266.
- Списки архиереев, № 266.
- Н. Д., с. 51, 53, 62, 67, 84.
- Самар. еп. вед., 1880, № 19, с. 303.
- Русская старина, 1875, декабрь, с. 746.
- Прав. собес., 1902, сентябрь, с. 280.
- -"- 1910, март, с. 404.
- Истор. вестн., 1884, сентябрь, с. 580, 582.
- -"- 1887, сентябрь, с. 625-626.
- Рус. архив, 1895, кн. 3-я, № 10, с. 217.
- БЭЛ, т. II, с. 108; т. IV, с. 727-728.
- БЭС, т. I, с. 259, 686; т. II, с. 1569, 1936, 2145.
Использованные материалы
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_541
- http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/eugeniy.htm
[1] Так по списку архиереев на официальном сайте Тамбовской епархии, http://www.eparhia-tmb.ru/history/#arhi_list, по http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-tambov.html и по биографии с сайта Астраханской епархии, http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/eugeniy.htm. Однако, http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_541 указывает хиротонию 11 июня.
[2] Основная версия. По другим данным - c 18 февраля или 5 марта 1832. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027