Анатолий (Соколов), еп. Енотаевский |
В миру Соколов Феодот Андреевич, родился 7 июня 1865 года в городе Ново-Быхов Быховского уезда Могилёвской губернии.
В 1887 году окончил Могилевскую духовную семинарию вторым студентом [1], рукоположен во священника. Служил на приходе и одновременно состоял законоучителем Ново-Быховского церковно-учительского заведения.
В 1890 году - надзиратель Оршанского духовного училища.
В 1891 году возведен в сан иерея и назначен законоучителем Ново-Быховской церковно-учительской школы.
В 1900 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия.
1 июня 1904 года назначен законоучителем Перновской мужской гимназии.
С 24 ноября 1904 года - законоучитель Рижской гимназии.
С 12 августа 1914 года - смотритель Торопецкого духовного училища.
Овдовел.
24 мая 1915 года пострижен в монашество, а на следующий день был возведен в сан архимандрита.
С 8 февраля 1917 года - ректор Виленской духовной семинарии. Затем председатель Училищного совета при Святейшем Синоде.
21 сентября 1919 года хиротонисан во епископа Енотаевского, викария Астраханской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Тихон.
В ноябре 1919 года прибыл в Астрахань. В связи с тем что в июне 1919 года архиеп. Астраханский Митрофан (Краснопольский) и еп. Царевский Леонтий (Вимпфен) были расстреляны, на епископа Анатолия было возложено управление Астраханской епархией.
С назначением в марте 1920 года на Астраханскую кафедру архиеп. Палладия (Соколова) еп. Анатолий был перемещен на Царевское викариатство Астраханской епархии. Архиеп. Палладий пробыл на кафедре 3 месяца и в июне 1920 года скончался. Епископ Анатолий снова был переименован в епископа Енотаевского и назначен управляющим Астраханской епархией.
Во время объезда епархии в 1920 года, причиной которого было обновление нескольких икон, еп. Анатолий в проповедях объяснял политическую ситуацию в стране борьбой антихриста с Богом, что вызвало несколько случаев возмущения верующих против советской власти. Власти арестовали ряд священнослужителей. В конце 1921 года на Астраханскую кафедру был возведен архиеп. Фаддей (Успенский); из-за ареста он не смог прибыть в Астрахань, поэтому еп. Анатолий продолжал управлять епархией.
В 1922 году, во время голода, бушевавшего в Поволжье, Советское правительство развернуло кампанию по изъятию церковных ценностей. Патриарх Тихон на эту кампанию властей отреагировал очень жестким посланием, в котором не благословлял верующих отдавать ценности, имеющие богослужебное значение. Епископ Анатолий (Соколов), в свою очередь, 10/23 марта 1922 года обратился к астраханской пастве с посланием, полностью выдержанном в тонах послания патриарха. Он призывал верующих откликнуться на призыв о помощи голодающим жителям Поволжья, пожертвовать на их нужды, кто чем может, а церковным советам благословлял отдать на это дело только предметы не богослужебного пользования.
После этого епископ Анатолий вместе с протоиереем Димитрием Стефановским, профессором А. А. Дмитриевским и рядом других лиц были привлечены к суду.
"Тактическое" уклонение в раскол
В начале июля 1922 года епископ Анатолий собрал в Иоанно-Предтеченском монастыре все городское духовенство и уездных благочинных. Он зачитал документ об организации в центре обновленческого ВЦУ и сообщил, что это вполне законная и преемственная церковная власть. На собрании выступил один из местных "идеологов" обновленчества - священник Ксенофонт Цендровский с докладом о программе "Живой Церкви". Едва докладчик закончил изложение живо-церковной программы, как присутствующие услышали из уст церковного старосты Ильинской церкви Баринова послание митрополита Агафангела (Преображенского), разоблачающее обновленчество. Раздались крики: "Долой Анатолия (Соколова)", "Гоните Цендровского", епископ Анатолий еле успел укрыться от разгневанной толпы в доме настоятеля Троицкого храма отца Григория Степанова.
Сразу же после этого собрания многие астраханские священнослужители подали заявление, в которых отказывались признавать подлинность ВЦУ. В создавшейся ситуации владыка Анатолий заявил, что он вступил в группу "Живая Церковь" по тактическим соображениям, что обновленцам он вовсе не сочувствует, и когда изменятся обстоятельства, обязательно выйдет из ее подчинения. Православные не стали прерывать канонического общения с епископом Анатолием, продолжая поминать его имя на ектениях за богослужением.
Судебное разбирательство
В августе 1922 года началось следствие по делу епископа Анатолия. На время следствия владыка был подвергнут домашнему аресту у себя в келье в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи монастыре, лишившись возможности совершать богослужение в храмах и управлять епархиальными делами. Желание видеть епископа, естественное беспокойство за его судьбу привлекло в монастырь массу верующих людей. Власти были очень обеспокоены этим и вскоре заменили владыке арест на подписку о невыезде.
15 ноября начался судебный процесс, который происходил в актовом зале бывшей городской Думы. Процесс был открытым, длился несколько дней и вызвал вокруг себя ажиотаж. Епископ Анатолий, обязанный являться на каждое заседание суда, рано утром выходил из Иоанно-Предтеченского монастыря и пешком направлялся к зданию суда. С первого дня его уже окружала многотысячная толпа, сопровождавшая его всю дорогу. Вся Советская улица была забита народом, отчего владыка с трудом достигал здания суда к началу судебного заседания и даже опаздывал. Опоздание епископа дало обвинителю Фокину повод для требования изменения меры пресечения для владыки, т. е. чтобы он был взят под стражу, так как опаздывает «по неизвестным причинам». Но суд отверг притязания обвинителя. Суд вынес епископу Анатолию очень мягкий приговор - год условного заключения. Такие же небольшие сроки условного наказания были вынесены и другим обвиняемым по этому делу.
Окончательное уклонение в раскол
После состоявшегося в мае 1923 года обновленческого Собора в Москве, на котором патриарх Тихон был "лишен сана", ситуация в Астрахани коренным образом изменилась. Епископ Анатолий, поддерживаемый обновленческим епископом Михаилом (Постниковым), стал категорически требовать от православного духовенства и мирян признать собор 1923 года и созданный "Высший Церковный Совет". Собравшиеся в Успенском соборе представители от всех православных приходов г. Астрахани постановили: Собор 1923 года каноничным не считать и Высшему Церковному Совету не подчиняться.
С приездом 9 декабря 1923 года в Астрахань архиепископа Фаддея (Успенского) положение епископа Анатолия стало совсем неоднозначным.
Возглавляемые Анатолием деятели раскола заняли бо́льшую часть астраханских храмов, к 1924 году православным в городе принадлежало всего 10 храмов.
В 1924-1925 годах Анатолий (Соколов) дважды писал архиепископу Фаддею (Успенскому) о необходимости примирения. С этими письмами ходил к владыке Фаддею обновленческий священник Боровков. Владыка Фаддей не принимал Боровкова, а, прочитав письма, передавал через келейника, что он примет в общение с Церковью каждого желающего покаяться, но не признает обновленчество за Церковь и не может говорить о примирении с ним. Епископ же Анатолий не хотел приносить личного покаяния, а настаивал лишь на "воссоединении". С этим он даже сам лично приезжал к архиепископу Фаддею, но тот уклонился от встречи с обновленческим епископом.
В 1924 году Анатолий был возведен обновленцами в сан архиепископа [2].
С 1927 года - обновленческий митрополит Астраханский и всея Нижния Волги. В том же году стал обновленческим митрополитом Крымским.
В 1933 году - правящий Луганской обновленческой епархией.
В 1935 году - правящий Костромской обновленческой епархией.
9 сентября 1937 года уволен за штат.
Скончался 25 января [3] 1942 года в городе Костроме в полном одиночестве, покинутый всеми верующими, без покаяния, вне общения со св. Церковью. Отпевал его служивший в той же церкви псаломщиком обновленческий митрополит Корнилий (Попов).
Литература
- "Церк. Вед." 1917, № 8, с. 53.
- "Церк. Обновл." 1925, № 5, 6, 7, с. 33.
- Вестн. Св. Син. Пр. Р. Ц. (Обновл.) 1926 года, № 12-13, с. 7.
- ФАОС дело № 27.
- Кат-ЯВ № 40, с. 21.
- Кат-АМ № 46.
- Кат-ЕС № 2, с. 1 п/№ 2.
- Дополнения к Кат-ЕС.
- "Именной список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семинар. на 1917 год", с. 119.
- ФАМ № 1, с. 45.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- А. В. Дубаков. "Анатолий (Соколов)" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 272-273
[1] "Выпускники Могилевской духовной семинарии 1887 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mogilevsem.html Сведения об окончании Гомельской духовной семинарии ошибочны, т.к. в Гомеле было только духовное училище, http://nashkraj.info/gomelskoe-duhovnoe-uchilishhe/ и https://e-catalog.nlb.by/Record/BY-NLB-br0001154044 возможно, он обучался в нём
[2] По данным ortho-rus.tk возведен обновленцами в сан митрополита 18 января 1924 года с назначением на Крымскую кафедру.
[3] Лавринов В.В., прот., Обновленческий раскол в портретах его деятелей // Общество любителей церковной истории, Екатеринбург, 2016, с. 107.