Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПИМЕН (ХМЕЛЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Пимен совершает первую Божественную Литургию в храме во имя святой блаженной Ксении Петербургской, ИТК № 33, пос. Елшанка 16 июля 1992 г.
Архиепископ Пимен совершает первую Божественную Литургию в храме во имя святой блаженной Ксении Петербургской, ИТК № 33, пос. Елшанка 16 июля 1992 г.
Пимен (Хмелевский) (1923 - 1993), архиепископ Саратовский и Вольский

В миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевский [1], родился 26 сентября 1923 года в городе Смоленске.

Окончил среднюю школу в Смоленске. Годы оккупации во время Великой Отечественной войны частично провел в Смоленске, частично - в Белоруссии, в Жировицком монастыре. От болезни и голода умерли его родители, сам он тяжело болел и трижды чудом спасался от рук фашистов. В это время он знакомится с протоиереем Иоанном Голубом и его супругой Стефанидой Ивановной Голуб, которые приютили его и фактически стали его приемными родителями. Постоянная связь с ними, неизменная духовная забота с их стороны давала ему поддержку, помогала в жизни.

В 1943 году поступает в Жировицкий монастырь, где исполняет должности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. Вскоре отец Боголеп постригает его в монахи с именем Пимен и назначает ризничим. Работая келарем, он вставал в пять часов утра, просеивал муку, будил звонаря, а иногда и сам звонил в колокол.

В 1945 году иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1949 году.

В том же году был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. В 1951-1953 годах - студент академии, исполняет обязанности благочинного академического и семинарского духовенства.

Иеромонах Пимен — выпускник Московской Духовной Академии
Иеромонах Пимен — выпускник Московской Духовной Академии
В 1953 году окончил академию со степенью кандидата богословия (Тема кандидатского сочинения: "Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием") и был оставлен в ней профессорским стипендиатом. Затем его назначили преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника домовой церкви в резиденции патриарха Алексия I в Москве.

В 1955 году был возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а затем начальником Русской духовной Миссии в Иерусалиме. Там он был рукоположен в сан архимандрита патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом.

В 1957 году был вызван в Москву и назначен помощником, а затем наместником Троице-Сергиевой Лавры. В том же году он посетил Югославию в составе делегации, возглавляемой патриархом Алексием I.

В феврале 1958 года Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу (стипендиатский отчет) "Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова". В 1957/58 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960-1966 годах - логику.

Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Пимен в день возведения в сан архимандрита 27 марта 1956 года
Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Пимен в день возведения в сан архимандрита 27 марта 1956 года
Пребывание его в должности наместника Лавры пришлось время хрущевских гонений. Он добивался от местных властей, чтобы милиция не трогала прихожан, старался уладить все конфликты непосредственно в милиции. Помогал патриарху находить контакт с высшим начальством и Советом по делам религий. За время пребывания наместником Лавры он постриг в монахи многих насельников, ставших в дальнейшем видными деятелями Церкви, в том числе: будущих патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, митрополита Минского Филарета и многих других.

Много внимания уделял производившимся в Лавре ремонтно-реставрационным работам. Как человек, основательно разбирающийся в искусстве, он понимал и значение Лавры как важнейшей части национального художественного достояния России. В эти годы он знакомится со многими деятелями культуры и дружбу с ними проносит через всю свою жизнь. Среди них: художники Р. Кент, А. Н. Бенуа, композитор Б. Бриттен, виолончелист М. Растропович, певица Г. Вишневская, писатель К. Чуковский и многие другие.

10 января 1965 года был хиротонисан во епископа Саратовского и Волгоградского. Хиротонию в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и епископ Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев).

С 27 февраля по 30 июля 1968 года временно управлял Астраханской епархией. За это время он трижды приезжал в Астрахань и совершал здесь богослужения.

Работы в Саратовской епархии было очень много. Владыка занял весьма активную христианскую позицию, он начал с того, что стал добиваться возвращения Церкви пяти приходов в Волгоградской области, закрытых в хрущевское время. Дело это потребовало двухлетних усилий. Сначала он пытался решить вопрос в местных органах, но ничего не смог сделать; тогда он обратился с соответствующей просьбой к председателю Совета по делам религий В.А. Куроедову, и тот обещал решить положительно этот вопрос.

Сам владыка так описывал открытие прихода в Нижней Добринке: "Верующие пришли к секретарю райисполкома просить об открытии храма, тот показал им свою палку-трость и сказал: "Видите: как на этой палке никогда не будут зеленеть листья, так никогда вам не видать этого храма". И вдруг - распоряжение из Москвы: "церковь открыть".

Епископ Пимен объезжает все приходы, проповедует, благословляет народ, узнает нужды паствы и клира. Богослужение совершал вдохновенно, для него оно было целью жизни; в своих воспоминаниях он пишет: "Каждую минуту пасхального богослужения я ощущаю большую духовную радость и утешение". Проповеди его были не только на богословские темы, но часто и на исторические, он рассказывал о святых местах, в которых побывал сам и хотел, чтобы его паства больше о них знала. Важной составной частью своего епископского служения владыка считал дело христианской проповеди среди русской интеллигенции. Он был настоящим миссионером в этой небольшой, но обладающей большим влиянием на умы и сердца сограждан группе людей. Непосредственно общаясь с писателями, художниками, актерами, владыка Пимен открывал для них вечное евангельское слово. Так, он был очень дружен с М. Растроповичем и Г. Вишневской, а 2 мая 1970 года по их просьбе обвенчал их у себя в домовой церкви. Позже он крестил актрису И. Муравьеву. Сохранилась его переписка с Б. Бриттеном, большая дружба связывала Владыку с выдающимся деятелем русской культуры, главным художником театра "Ла Скала" А.Н. Бенуа. Он знал многих солистов Большого театра, Кировского театра: А. Огнивцева, Б. Штоколова и других. Его портреты были написаны И. Глазуновым, А. Шиловым. В те трудные для Церкви и интеллигенции годы, когда многие боялись посещать храмы, он как бы наводил мосты, прокладывал дорогу нашей интеллигенции к храму.

В 1977 году был возведен в сан архиепископа.

Особенно большую работу проводил после нормализации церковно-государственных отношений. Постоянно заботился об открытии новых храмов, создании новых приходов, церковных общин, часто делал доклады, выступал в школах, консерватории, университете, воинских частях и в тюрьме. Вся его энергия была направлена на расширение круга прихожан в церквах Саратовской епархии. Каждый месяц он проводит епархиальные собрания, объясняет, какие возможности и права предоставили Церкви, как вести ремонт во вновь открывшихся храмах. Храмов открывается все больше и больше, и в каждом даже в самом отдаленном селе он старается побывать и провести архиерейское служение.

В 1989 году с благословения и при участии архиепископа Пимена была открыта первая в России духовно-певческая школа "Конкордия" под руководством Н.Н. Рубцова при Казанском кафедральном соборе города Волгограда.

Архиепископ Пимен в окружении духовенства Саратовской епархии. Конец 80 - х годов
Архиепископ Пимен в окружении духовенства Саратовской епархии. Конец 80 - х годов
Он был членом Общественного комитета спасения Волги со дня его основания. Лично обращался к бывшему Председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову и написал ему письмо, где изложил ряд конкретных мероприятий для улучшения экологии бассейна Волги. Большое место в жизни архиерея занимала музыка. Он любил и хорошо знал симфоническую и оперную классику. У него была огромная фонотека, состоящая из 3600 пластинок, многие из которых были подписаны авторами сочинений или их исполнителями. В 1990 году был приглашен на конкурс им. Чайковского почетным членом жюри.

В результате его деятельности Саратовская и Волгоградская епархия чрезвычайно расширилась: за два года было открыто 70 храмов. В связи с этим Святейшим Синодом был решено разделить епархию на две, и с 1990 года преосв. Пимен стал именоваться архиепископом Саратовским и Вольским.

В 1990 году он начинает хлопотать о восстановлении в Саратове Свято-Алексеевского скита женского монастыря, а также о передаче бывшего архиерейского дома епархиальному управлению для возобновления работы в нем Саратовской семинарии, печальная судьба которой (она дважды закрывалась) очень волновала архиерея. Два года огромных усилий потребовалось на что, чтобы стало возможным открытие семинарии. На этом праздничном акте Владыка подарил семинарии более двухсот книг из своей личной библиотеки.

В 1991 году после семидесятилетнего молчания при непосредственном участии владыки был возобновлен журнал "Саратовские епархиальные ведомости". Для многих номеров журнала архиепископ Пимен давал свои статьи, отражающие широкий круг его интересов.

Скончался 10 декабря 1993 года. Чин отпевания был совершен 12 декабря после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе города Саратова. Службу возглавил архиепископ Волгоградский и Калининский Герман. Погребение было совершено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в ограде Свято-Троицкого кафедрального собора, в алтарной нише.

С декабря 2003 года в Саратове ежегодно проходят межрегиональные Пименовские чтения на разные актуальные темы.

Награды

Церковные:

  • орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й и 2-й степени
  • орден св. Даниила Московского 1-й и 2-й степени
  • Награды других Православных Поместных Церквей:
  • Патриаршие кресты от Болгарского и Румынского Патриархов
  • орден св. ап. Павла 2-й и 3-й степени (Александрийская Православная Церковь)
  • ливанский орден Христа Спасителя 2-й и 3-й степени
  • орден Архиепископа Синайской Горы 1-й, 2-й и 3-й степени
  • орден Гроба Господня (Иерусалимская Православная Церковь)

Сочинения

  • Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием (кандидатское сочинение)
  • Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова (стипендиатский отчет)
  • На торжествах интронизации Патриарха Иерусалимской Церкви.// ЖМП. 1957, № 4.
  • По святым местам Палестины.// ЖМП. 1957, № 3.
  • Благотворное влияние Лавры преп. Сергия на формирование пастырского самосознания у питомцев духовных школ.// ЖМП. 1958, № 4.
  • Англиканские монахи - гости Русской Православной Церкви.// ЖМП. 1958, № 7.
  • Иноческий постриг.// ЖМП. 1959, № 5.
  • Кафедральный собор в Смоленске и икона Божией Матери Одигитрия.// ЖМП. 1967, № 9, с. 23-27.
  • Выступление на первом заседании 2-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 г.// ЖМП. 1969, № 10, с. 36-37.
  • Речь при наречении во епископа Саратовского и Волгоградского.// ЖМП. 1965, № 2.
  • Воскресение из мертвых. (Слово на Пасхальной неделе).// ЖМП. 1978, № 4, с. 34-37.
  • Неуслышанные молитвы.// ЖМП. 1978, № 6, с. 37.
  • Ходатаица о мире.// ЖМП. 1978, № 8, с. 56.
  • Слово злое и слово доброе.// ЖМП. 1980, № 10, с. 27.
  • О трезвости.// ЖМП. 1981, № 3, с. 37-38.
  • Из истории Смоленской епархии // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 10. стр. 6-9.
  • Памяти военных лет // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 7. стр. 42-46.
  • Тишина мирного духа // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 1. стр. 38-39.
  • Снисходительность // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 3. стр. 40-41.
  • Здоровье // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 6. стр. 36-37.
  • Красота природы // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 10. стр. 37-38.
  • Всегда с Богом // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 8. стр. 49.
  • Время // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 6. стр. 7.
  • Дела Божии // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 4. стр. 51.

Литература

  • ЖМП. 1960, № 2, с. 53; № 7, с. 6, 7-9; № 8, с. 7-9; № 9, с. 6; № 11, с. 4.
  • -"-, 1961, № 3, с. 12, 63; № 6, с. 37; № 7, с. 6.
  • -"-, 1963, № 1, с. 5, 6; № 2, с. 14; № 7, с. 10.
  • -"-, 1965, № 2, с. 15-17.
  • -"-, 1966, № 1, с. 35; № 4, с. 20; № 11, с. 20, 28.
  • -"-, 1967, № 1, с. 42; № 5, с. 35; № 9, с. 7; № 10, с. 11; № 12, с. 21.
  • -"-, 1968, № 1, с. 27; № 2, с. 15; № 3, с. 4; № 9, с. 5, 12; № 11, с. 11.
  • -"-, 1969, № 4, с. 7; № 6, с. 18; № 8, с. 1; № 9, с. 5, 30; № 10, с. 23.
  • -"-, 1970, № 2, с. 43; № 9, с. 26; № 11, с. 4, 5.
  • -"-, 1971, № 2, с. 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 11, с. 13, 15.
  • -"-, 1972, № 9, с. 24; № 12, с. 7, 17, 24.
  • -"-, 1973, № 8, с. 18-19; № 9, с. 11; № 10, с. 30, 31; № 11, с. 9, 16, 32.
  • -"-, 1974, № 9, с. 9.
  • -"-, 1975, № 1, с. 19; № 4, с. 19; № 12, с. 9.
  • -"-, 1976, № 1, с. 16; № 7, с. 29; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
  • -"-, 1977, № 10, с. 9; № 11, с. 2.
  • -"-, 1978, № 1, с. 29; № 4, с. 24; № 10, с. 7; № 12, с. 10.
  • -"-, 1979, № 9, с. 8; № 10, с. 24; № 12, с. 6.
  • -"-, 1980, № 1, с. 28; № 3, с. 28; № 3, с. 23; № 9, с. 12, 34, 38; № 12, с. 28.
  • -"-, 1981, № 2, с. 32.
  • -"-, 1982, № 1, с. 20, 40; № 8, с. 11; № 12, с. 53, 64.
  • -"-, 1983, № 1, с. 27; (?)11; № 5, с. 27; № 9, с. 5; № 11, с. 20; № 12, с. 9.
  • -"-, 1984, № 1, с. 16; № 2, с. 5; № 3, с. 30; № 8, с. 29; № 9, с. 6; № 12, с. 37.
  • -"-, 1985, № 2, с. 7, 29; № 6, с. 22; № 10, с. 13, 56; № 12, с. 10.
  • -"-, 1988, № 12, с. 4.
  • Владышевская Л.. Памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена: [Некролог]. Журнал Московской Патриархии. 1994 . № 4. с. 139-144.
  • Пимен (Хмелевский). Дела Божии: [Проповедь]. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1993 . № 4. с. 51..
  • Валерий Теплов Под кровом преподобного (Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского) 1957–1965 годы), портал Саратовской епархии Православие и Современность :
  • Питирим (Нечаев), митр. Воспоминания. Архимандрит Пимен (Хмелевский). Академические и лаврские предания:
  • Лаврский дневник архиепископа Пимена (Хмелевского) – документ эпохи, журнал Татьянин День:

Использованные материалы

  • Биография на сайте Русское Православие:
  • "Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский). Всегда с Богом", Саратов, 2000 год (использован частично - фотографии)



[1]  Другой вариант фамилии - Хмелевской

Редакция текста от: 26.04.2019 18:17:18

"ПИМЕН (ХМЕЛЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google