Макарий, архиеп. Астраханский |
Около 1595 года он был игуменом Иоанно-Предтеченского монастыря в Казани.
С 16 мая 1613 года - архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря.
13 января 1629 года хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа. Хиротония была совершена в Москве.
В бытность его архиепископом Астраханским, 10 апреля 1631 года, был застроен каменный белый город, а до того времени эта часть города Астрахани обнесена была деревянным палисадом, почему и называлась острогом, а по ней и монастыри до 1631 года писались так: "Спасский, что в остроге" и "Вознесенский, что за острогом". Кирпичи для построения каменной стены велено было брать на реке Ахтубе, из бывшей татарской столицы Сарая, ханскую мечеть и дом ханский сломать, чтобы на построение довольно было как камня, так и железа.
28 апреля 1631 года архиепископом Макарием дана была грамота игумену Вознесенского монастыря Герасиму с братиею на рыбную ловлю в реке Кутуме, от устья ее (из Волги) до впадения в реку Болду у Щучьего острова. При этом же святителе, в 1628-1629 годах, даны были Троицкому монастырю две царские грамоты, укреплявшие за ним права на рыбные ловли Чаганские и Карасинские, отнимавшиеся у монастыря посадскими людьми.
В так называемой «Ключаревской рукописи», составленной ключарем Астраханского кафедрального собора Кириллом Васильевым, жившим в конце XVIII - начале XIX столетия, записано, "что сей преосвященный будто бы хотел учинить бунт против Государя Михаила Феодоровича, желая отторгнуть царство Астраханское от Московского с своим племянником, с провозглашением последнего царем, а себя патриархом Астраханским. В сем намерении он приуготовил к сему бурлак и гулящих людей до пятисот человек, вооружив их ножами и палашами, дабы всех в городе перебить в одну ночь, но бывший в то время дьяк Михаил Смывалов, узнавши о сем, ополчил рабочих людей, делающих каменный белый город, и сверх чаяния забрал всех бунтовщиков под караул", а самого архиепископа Макария избил и отправил под караулом в Москву. В Ключаревской рукописи не указано, на основании каких документов записано вышеизложенное событие. Между тем представляется невероятным, чтобы архиепископ, а не какой-нибудь искатель приключений, мог надеяться, что с горстью бурлаков и гулящих людей, вооруженных одними только ножами и палашами, можно основать особое Астраханское царство, при том же без согласия астраханских воевод, у которых были вооруженные стрельцы и пушки.
В архиве Астраханского кафедрального собора хранятся две челобитных архиепископа Макария, которые освещают дело совсем с иной стороны. В первой челобитной на имя царя и великого князя Михаила Феодоровича архиепископ Макарий пишет, что в 1630 и 1631 годах черноярский воевода три раза захватывал посланцев его, отнимал у них собранные ими деньги венечные и другие, а одного из них, Ивашку Новокрещенца, задержал у себя. Всех денег он отнял более 500 рублей. А когда племянник Макария ехал из Казани, то Черноярский воевода отнял у него муку пшеничную и ржаную и другую провизию. Макарий писал воеводе и требовал возвратить отнятое, но не получил удовлетворения. Поэтому Макарий в челобитной и просил себе защиты у царя Михаила Феодоровича.
В другой челобитной на имя царя Михаила Феодоровича, цесаревича Алексея Михайловича и патриарха Филарета он пишет, что прибывшие в 1632 году 24 сентября в Астрахань атаманы яицких и волжских казаков пришли к нему 28 сентября и просили выпустить из тюрьмы казаков, с тем, чтобы взять их с собою на войну против поляков, и что сами сидевшие в тюрьме казаки подали Макарию челобитную о выпуске их из тюрьмы, обещаясь под присягою искупить свои вины в войне с поляками, литовцами и другими недругами Государя. 30 сентября Макарий просил астраханских воевод Ивана Салтыкова и Григория Житова сделать совещание по делу о челобитной казаков. Но они, пришедши к нему на двор и в келию, челобитную читать не велели, и его, Макария, начали бранить непристойною бранью, а дьяк Иван Трофимов избил Макария "и бороду драл и посох из рук отнял и я обезчещен", почему и просил себе защиты.
На основании этих челобитных можно полагать, что астраханские воеводы и дьяки враждебно относились к архиепископу Макарию за его жалобы на них царю, а потому, вероятно, распустили слух, что он хочет отторгнуть Астраханский край от Московского царства, и нанесли ему побои и бесчестье.
Архиепископ Макарий скончался 28 января 1638 года.
Использованные материалы
- Жизнеописание на сайте Саратовской епархии