Секта́нтство (лат. secta - школа, учение, от sequor - следую) - термин, описывающий религиозные объединения, возникающие в основном как оппозиционные течения по отношению к доминирующим религиозным направлениям [1].
Сектантство и ересь
Сектантство следует отличать от понятия ереси, понятие "секта" описывает религиозную группу людей, отношения внутри данной группы и действия группы по привлечению новых адептов, тогда как понятие "ересь" относится исключительно к религиозному учению группы.
При этом в древности понятия secta и αΐρεσις употреблялись как синонимы. Дело в том, что главнейшие ереси периода с I по VII вв. начинались не с отрицания церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и сформулировать какой-либо пункт учения, не отлившийся еще в твердую догматическую формулу; инициаторы этих ересей не сознавали себя в оппозиции с непрерывным церковным преданием, а напротив, считали себя выразителями и продолжателями его. Подвергшись соборному суду и осуждению, они и их последователи или подчинялись этому суду, или разрывали общение с Церковью и начинали свою особую религиозную жизнь. При этом, поставив уже в одном пункте учения свою мысль выше мысли церковной, они чем дальше, тем смелее отрешались от церковного авторитета, как в развитии своего только что осужденного, догмата, так затем и в других пунктах, которые давно уже были твердо сформулированы Церковью, так что в оппозиционном отношении их мнений относительно церковного учения ни у них, ни у церковных христиан уже не могло оставаться никаких сомнений.
Между тем, своеобразные религиозные мыслители более поздних времен, особенно, начиная с реформации, имели дело уже с подробно развитым, сформулированным и надлежаще авторизованным церковным учением, и касались они по большей части этого учения в его целом или в самих его основах, а не в частном каком-либо пункте; таким образом они оказывались по отношению к нему прямо в таком положении, в какое древние ереси приходили лишь в указанной второй своей стадии. Поэтому и слово "секта", применяемое преимущественно к разномыслящим с церковью общинам средних веков и еще более новых времен, к древним ересям может всего удобнее применяться именно на второй ступени их развития — то есть, к тем толкам, на которые они дробились уже по выделении из Церкви.
Классификация христианских сект
По отношению к своим адептам и по характеру прозелитизма секты можно разделить на "исторические" и "тоталитарные", но эта классификация достаточно условна. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем "остепениться" и войти в общественную жизнь (например, воинственное анабаптистское движение легло в основание современного баптизма, значительно изменились и мормоны, еще больше “Всемирная церковь Бога”). Тоталитарность других сект (например, “Свидетелей Иеговы”) с течением времени, напротив, лишь усиливается.
По своему учению христианские секты удобнее всего классифицируются по источникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и предание Церкви, и по тем путям, которыми они разрабатывают эти источники.
Порывая с преданием Церкви, как с ложным, сектанты неохотно порывают с христианским преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконного подлинного предания, забытого или искаженного Церковью с более или менее древних времен. Понятно, что чем секта радикальнее, тем отдаленнее период, в котором она усматривает начало искажения подлинного христианства и образования ложного предания; поэтому большинство сект останавливается на первых временах Христианства, когда никакого или почти никакого писанного предания еще не было; документальным источником веры является у них одно Писание. При этом они становятся лицом к лицу с вопросами, занижавшими церковную мысль на заре богословия: о пределах Откровения, об отношении Ветхозаветного и Новозаветного Откровения, и о том, как Откровение охватывается человеком, понимается им и влияет на него. От решения этих основных вопросов зависит все вероучение, организация и этико-социальные понятия сектантов, чем вполне оправдывается вышеуказанный принцип классификации сект. По этой классификации секты можно разделить на
- библейские или (более или менее) жидовствующие (примером первых могут служить наши жидовствующие и другие "субботники"),
- евангелические (большинство протестантских сект),
- имеющие свое тайное писание (напр., мормоны),
- синкретические секты, полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Завете, что крупицы ее рассеяны повсюду — в лучших языческих религиях, в творениях философов и поэтов (гностики, толстовцы)
По взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины, секты издавна делятся на рационалистические и мистические. Первые считают разум единственным посредником между Откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не только посредник, но и судья Откровения — в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что Откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений и пророчеств и т. п.), причем полученные откровения они часто ставят выше даже Писания ("буква мертвит, дух животворит").
Отношение Церкви к сектантству
Отношение Русской Православной Церкви к сектантству выражено в документе "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", принятом на Архиерейском соборе в 2000 г.:
См. также сектоведение, тоталитарная секта, инославие, ересь, раскол.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Ст. "Сектантство" (материал использован частично).
- Александр Леонидович Дворкин. "Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования". Издание 3-е, переработанное и дополненное. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород. 2002. Раздел первый. Введение в сектоведение
[1] Современный Энциклопедический словарь. Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997 г.
[2] Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию - http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html