Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Гравюра А. Осипова. 1-я треть XIX в. (ГИМ) |
В миру Братановский-Романенко Андрей Семенович, родился 16 октября 1761 года в селе Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье протоиерея Переяславской епархии. Племянник епископа Иринея (Братановского).
В 1782 году окончил Переяславскую духовную семинарию, где, кроме предметов семинарскаго курса, изучал еврейский и французский языки, и изучил их настолько основательно, что впоследствии составил еврейскую грамматику, которая в рукописи хранится в фундаментальной библиотеке Астраханской семинарии, и перевел с французского языка на русский несколько ученых сочинений.
В 1782-1783 годах преподавал в Переяславской, Севской и Новгородской духовных семинариях.
В 1784 году, при содействии своего дяди, епископа Вологодского Иринея, был переведен в Вологодскую духовную семинарию учителем поэтики, риторики, истории, стал известен как красноречивый проповедник.
1 января 1790 года митрополитом Санкт-Петербургским Гавриилом был назначен учителем риторики в Александро-Невской духовной семинарии.
26 июня 1790 года принял монашество.
28 января 1792 года переведен законоучителем в сухопутный шляхетский кадетский корпус.
8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Зеленецкого Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.
Проповеди Анастасия имели огромный успех в Санкт-Петербурге, в 1793 г. императрица Екатерина II, высоко ценившая талант Анастасия, назначила его придворным проповедником.
В 1794 году избран членом Российской Академии.
16 марта 1795 года переведен настоятелем в С.-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь.
С 19 мая 1796 года - архимандрит Московского Новоспасского монастыря, с того же года - член Святейшего Синода и законоучитель кадетского корпуса.
20 декабря [1] 1797 года хиротонисан во епископа Могилёвского и Витебского.
Архиеп. Анастасий (Братановский-Романенко) |
Много сил отдал урегулированию конфликтов православных с униатами и католиками. Особое внимание уделял Могилёвской духовной семинарии, оказывал семинаристам материальную поддержку. Учредил больницу, построил несколько домов для духовенства. В свободное время занимался литературными трудами, переводами.
В 1801 году по поручению императора Павла он исправил и размножил Гиббона "История упадка и разрушения Римской империи".
В 1805 году первым из архиереев был вызван в Санкт-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде.
Составил план преобразования духовных училищ в России.
Болел туберкулезом, из-за болезни подал прошение о переводе в Астрахань.
20 декабря 1805 года был назначен на Астраханскую кафедру. 7 февраля 1806 года прибыл в Астрахань.
При нем в Астрахани в 1806 году была открыта гимназия.
Скончался 9 декабря [2] 1806 года от туберкулеза. 11 декабря состоялось погребение, которое совершал живший в Астраханском Спасо-Преображенском монастыре на покое грузинский епископ Григорий. Похоронен в нижней церкви астраханского кафедрального Успенского собора. Завещал Астраханской духовной семинарии около 2 тыс. томов из своей библиотеки.
Он был знатоком и любителем церковного пения [3].
По свидетельству летописца, бывшего при нем ключарем Астраханскаго собора, преосвященный Анастасий «характер имел постоянный и миролюбивый; любил правду, щедро награждал добродетель; умел помогать, прикрывать недостатки каждого, всемерно защищал убожество. К сему еще имел дар утешения».
О частной жизни архиеп. Анастасия современник его, известный Н. Н. Бантыш-Каменский пишет следующее:
Блестящий проповедник, Анастасий был последователем митр. Платона (Левшина). Его речи, в большинстве своем обличавшие идеи энциклопедистов, были посвящены наиболее общим богословским вопросам: смерти и бессмертию, вере и неверию, благочестию и нечестивости. Он проповедовал о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о промысле Божием и тому подобных истинах, против которых восставала тогдашняя философия.Материализму и атеизму Анастасий противопоставлял пафос искренней веры, привлекавший к нему сердца слушателей. Его проповеди помещались в хрестоматиях как образцы русского духовного красноречия.
Анастасия сравнивали с французским проповедником Массильйоном, его прозвали "русским массильйоном".
В истории русской литературы Греча имя Анастасия, как одного из «важнейших писателей» докарамзинскаго периода, поставлено на ряду с именами митрополита Платона, Ломоносова, Державина, Фонвизина и других знаменитостей тогдашней литературы. А слогом своим проповеди Анастасия, говорит Греч, «превосходнее всех ораторских произведений того времени. Анастасий отступает от сурового языка, который до сего времени почитался необходимым дли сочинений сего рода (т. е. проповедей), и приближается к приятности новейшего русского красноречия». Действительно, слог проповедей Анастасия отличается большею свободою и легкостью, нежели слог многих предшествовавших и современных ему писателей. Вместо тяжелых периодов, в проповедях Анастасия употребляются выражения и обороты разговорной речи того времени. Увлекательная сила проповедей его заключалась в их действии на сердце и чувство, к которому преимущественно обращалась одушевленная, проникнутая чувством, речь проповедника. Как в светской литературе того времени сантиментальные повести, говорящие сердцу, привлекали к себе читателей, так и проповеди, действующие на сердце, скорее других распространялись в тогдашнем обществе, удовлетворяя его литературному вкусу. Проповеди Анастасия служат памятником своего века и по своему содержанию, по тем истинам, которые он стремился проводить в умы своих современников посредством действия на их нравственное чувство.
Награды
- орден св. Анны 1-й степени (1797, знаки ордена были возложены при епископской хиротонии императором Павлом собственноручно)
- бриллиантовая панагия (1805 ?, за составление плана преобразования духовных училищ в России)
Труды
- Tractatus de concionum disposition nibus formandus, in usum jventutis, ad sacra Graeco-Russicae Ecclesiae munia ambenda obeundaque formanae, adornatus Auctore Anastasio Archiep. Astracan. Mosquae. Typis Sanctifsimae Sinodi. 1806 / Трактат о расположении проповедей. М., 1806.
- Толкование на Евангелие от Иоанна. (рукопись, не издано).
Слова и речи
- При вступлении в должность законоучителя при кадетском корпусе. СПб., 1792.
- В день рождения Екатерины II. СПб., 1792.
- В день Преображения Господня. СПб., 1792.
- В кавалерийский праздник св. Георгия. СПб., 1792.
- В день тезоименитства великой княгини Елизаветы Алексеевны. СПб., 1793.
- На погребении гр. Остермановой. СПб., 1793.
- При выпуске кадетов. СПб., 1793.
- На новый 1794 год. СПб., 1794.
- В день рождения великой княгини Марии Федоровны. СПб., 1794.
- На погребении д. т. с. И.И. Бецкого. СПб., 1795.
- На погребении сен. А.А. Нарышкина. СПб., 1795.
- На погребении Шувалова.
- В день тезоименитства великой княгини Анны Павловны. СПб., 1795.
- При выборе судей. М., 1802.
- При восстановлении в Белоруссии Могилевской губернии. СПб., 1802.
- Поучительные слова, в 2-х част. СПб., 1796.
- 3-я ч., 1806.
- 4-я ч., 1807.
Прижизненный список «Поучительных слов» (ок. 1802), произнесенных им в 1792-1795 гг., хранится в РНБ.
Переводы
- Предохранение от неверия и нечестия, здоровым рассудком, совестью и опытом доказанное. СПб., 1794.
- Арнод. Плач Иеремии. / пер. [Анастасий Братановский-Романенко]. СПб., 1797.
- Истинный Мессия, или Доказательство о Божественном пришествии Иисуса Христа и его Божества. М., 1801 и 1851.
- Опыт о совершенстве. / Из Формея; пер. [Анастасий Братановский-Романенко]. СПб, 1805.
Литература
- Покровский Н. Проповедническая деятельность преосв. Анастасия Братановского // Странник. 1876. № 2. Ч. 1. С. 173-195;
- Каменский Н. Т. Краткая история Астраханской епархии. Астрахань, 1886;
- К биографии преосв. Анастасия Братановского // Странник. 1887. № 8. С. 500-525;
- Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887;
- Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 529-533;
- Анастасий, архиеп. Астраханский // Астраханские ЕВ. 1898. № 20;
- Цесаревич Николай в Астрахани // РА. 1898. Кн. 3;
- Благонравов М. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902;
- Горючко П. Анастасий Братановский, архиеп. Астраханский и Кавказский. Астрахань, 1902;
- Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903;
- Григорович И. И., прот. Белорусская иерархия. Минск, 1992. С. 25-26.
- Сухомлинов М.И. История Российской Академии. т. 1. с. 245-257.
- Порфирьев. История русской словесности. т. II. с. 400, 405.
- Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. с. 5.
- П.М. Из прошлого. // Русский вестник. 1868. № 4.
- Заведеев. История русского проповедничества.
- Хмыров М. Энциклопедический словарь, изд. рус. пис. и учит., т. IV.
- Бантыш-Каменский. Словарь.
- Евгений (Болховитинов), митр. Словарь духовных писателей.
- Булгаков. с. 1395, 1404.
- Толстой Ю. № 176.
- Обзор русской духовной литературы. с. 394-396.
- Энциклопедический лексикон. Плюшара. т. 7.
- Письма и записки разных лиц к гр. Хвостову.
- Русский проповедник. СПб., 1871.
- Православный собеседник. 1898. окт. с. 423.
- -"- -"- 1899. янв. с. 112, 114.
- Труды КДА. 1868. июль. с. 109-146.
- Русская старина. 1885. июль. с. 168.
- -"- -"- 1873. янв. с. 110; апр. с. 498.
- -"- -"- 1880. янв. с. 125.
- -"- -"- 1910. май. с. 289-296; июнь. с. 407-409, 414.
- Исторический вестник. 1881. март. с. 500.
- -"- -"- 1885. июль. с. 528.
- -"- -"- 1890. авг. с. 408.
- Цесаревич Николай в Астрахани. // Русский архив. 1898. кн. 3.
- Русский архив. 1904. кн. 2. № 8. с. 598-602, 601 п/с. 1, 2.
- Могилевские губернские ведомости. 1846. № 49.
- Известия Казанской епархии. 1903. № 13. с. 65 п/с.
- БЭЛ. т. I. с. 670-671; т. II. с. 107.
- БЭС. т. I. с. 154; т. II. с. 1582.
- БЭЮ. т. I. с. 570.
- ЭС. т. II. с. 514.
- РБС. т. II. с. 102.
- Н.Д. с. 52, 55.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 2, 236-237:
- Страница сайта Астраханской епархии:
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_531
- Соболева, Н. А., Артамонов, В. А., Символы России, М.: Панорама, 1993, 162.
[1] По др. данным - 24 октября, но это дата увольнения на покой предыдущего еп. Могилевского Илариона, не поехавшего на епархию. Вероятно, 24 октября было принято решение о назначении на кафедру, а 20 декабря состоялась хиротония.
[2] По ПЭ - 7 декабря.
[3] Такие источники как страница сайта Астраханской епархии, http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/anastasi.htm и профиль http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_531 указывают владыку Анастасия автором гимна "Коль славен наш Господь в Сионе". При этом ныне наиболее распространено мнение что этот гимн был написан Д. С. Бортнянским на слова М. М. Хераскова. По заключению Соболевой и Аратомова: "Ни время ни обстоятельства... составления не известны. Предполагают, что "Коль славен..." был написан между 1790 и 1801 гг." См. Соболева, Н. А., Артамонов, В. А., Символы России, М.: Панорама, 1993, 162.