Архиеп. Афанасий (Дроздов) |
В миру Дроздов Александр Васильевич, родился в 1800 году в с. Умриненково (Умриненки) Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. Племянник свт. Филарета (Дроздова) [1].
По окончании Белевского духовного училища и Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию.
6 декабря 1823 года пострижен в монашество с наречением имени Афанасий. Постриг был совершен в Троице-Сергиевой лавре. 18 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона.
20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра богословия и оставлен при академии бакалавром по классу Свящ. Писания.
21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха.
В 1828 году, ревизуя Костромскую семинарию, о. Афанасий обратил внимание на выдающиеся способности А. В. Горского и взял его с собой в Лавру, где юноша, не окончивший семинарского курса, поступил в Московскую духовную академию.
23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии и возведен в сан игумена.
С 16 сентября 1828 года - настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря в сане архимандрита.
С 17 июля 1829 года - ректор Костромской духовной семинарии При его назначении Филарет (Дроздов) писал Костромскому епископу о своем племяннике: "...Примите сего Афанасия; он показал себя добродетельным и довольно сведущим в науках. Но по молодости пылок и нуждается в усмирении и в увещевании смотря по нужде..." [2].
С 27 июля того же года - настоятель Костромского Богоявленского монастыря.
В 1836 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, в столице по поручению Синода занимался переводом Кормчей книги.
В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Преображенского монастыря.
С 4 апреля 1840 года - ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря.
29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора.
Благодаря содействию обер-прокурора Святейшего Синода Н. А. Протасова 14 апреля 1841 года архим. Афанасий был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и управляющим Ростовским Богоявленским Авраамиевым монастырем. Обер-прокурор, пользуясь слабостью немощного телесными силами митр. Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского), стремился взять в свои руки всю духовную власть. Осуществить это желание обер-прокурору невольно помогал возвеличенный им Афанасий. Он стал ближайшим помощником обер-прокурора в проведении реформы духовных учебных заведений, являлся председателем комитета о классических книгах и конспектах.
15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии с оставлением в должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии.
В тот период времени преосв. Афанасий служил очень редко, проповедей вообще не говорил, епархиальными делами Винницкой епархии почти не занимался.
Современники отрицательно отзывались о нем. Все его действия расценивались как стремление удовлетворить личному самолюбию и честолюбию. Когда преосв. Афанасий стал не нужен обер-прокурору, последний постарался удалить его из Петербурга.
С 13 января 1847 года - епископ Саратовский и Царицынский.
Назначение на Саратовскую кафедру воспринимал как ссылку, служил редко, никогда не проповедовал. Более всего заботился о Саратовской духовной семинарии, которой передал богатое книжное и рукописное собрание, нумизматическую коллекцию и другие редкости. Продолжил археологическое и палеонтологическое изучение Саратовского края, начатое его предшественником еп. Иаковом (Вечерковым). Однако атмосфера доброжелательности и свободного богословского поиска, созданная еп. Иаковом, сменилась настороженностью ко всему, что не соответствовало личным богословским взглядам еп. Афанасия. В 1851 году вл. Афанасий получил от Синода предписание составить статистическое описание Саратовской епархии, которое поручил прот. Гавриилу Чернышевскому. В Саратове владыка устроил загородную архиерейскую резиденцию (см. Саратовский Алексеевский монастырь).
Личная жизнь преосв. Афанасия в Саратове отличалась скромностью и строгостью. Он крайне боялся (до болезненности) подать собой какой-либо соблазн другим. Жил в совершенном одиночестве. Без крайности сам не выезжал к другим и у себя не принимал никого. Не допускал никаких развлечений. В архиерейском священнодействии он был величественен и великолепен. Богослужебный устав в его кафедральном соборе соблюдался очень строго.
У него был самый лучший хор из провинциальных, о котором он прилагал самое горячее отеческое попечение. Знаменитый композитор прот. Турчанинов не один раз приезжал из Петербурга в Саратов послушать его хор и поруководить им.
Из-за частых столкновений с местной администрацией и губернатором 15 апреля 1856 года был переведен на Астраханскую кафедру.
23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа.
По инициативе архиеп. Афанасия 16 октября 1866 года в Астрахани открылось епархиальное женское училище, в 1867 году астраханские духовная семинария и духовное училище были преобразованы по новому уставу, духовное училище разместилось в специально приобретенном для него помещении. Архиерей поощрял миссионерскую деятельность среди калмыков.
6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдинский монастырь, а впоследствии переведен в Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь.
Скончался 7 декабря 1876 года после тяжелой болезни. Погребен в Успенском соборе Астрахани. Бо́льшая часть богатой библиотеки архиеп. Афанасия по завещанию была передана Астраханскому Иоанно-Предтеченскому монастырю, 2 тыс. томов - Астраханской духовной семинарии, часть книг - Казанской духовной академии и Астраханскому духовному училищу. В 1879 году в Астраханском женском училище была учреждена стипендия имени архиеп. Афанасия.
Архип. Афанасий (Дроздов) имел репутацию человека обширной учености, был специалистом не только по библеистике, но и по астрономии и ботанике. Помимо четырех европейских языков, греческого и латыни знал египетский, ассирийский, санскрит и древнееврейский языки. Все произведения в основном читал в первоисточниках. В последние 25 лет своей жизни на русском языке он почти ничего не читал. Занятие классической литературой было направлено им специально к тому, чтобы глубже изучить Библию.
Обладая мизантропическим характером, он не надеялся встретить понимание своих идей в академических кругах, поэтому часто сжигал свои сочинения. Наибольшей известностью пользовалось распространявшееся в списках соч. «Христоверы и христиане» (неопубл.), в котором он подробно описал «христианство до Христа», уходящее, по мнению автора, своими корнями в учение Филона и терапевтов и в наиболее полной мере отразившееся в гностических школах. Он составил учебник «Герменевтики», который получил негативную оценку Московского митр. Филарета (Дроздова), резко критиковавшего еп. Афанасия за стремление возвысить значение Священного Предания через попытку показать недостаточность текстов Священного Писания. Вл. Афанасий был противником перевода Священного Писания на русский язык.
По отзыву архиепископа Никанора (Бровковича), архиепископ Афанасий (Дроздов) "...был если не чудо по учености, по громадности смысла, то - явление феноменальное, в своем роде исключительное. Это был гигант мысли и знания, особенно же последнего..."
В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться вглубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Помимо занятий духовной наукой преосв. Афанасий увлекался изучением естественных наук. Он в совершенстве знал физику, ботанику, геологию, минералогию, высшую математику, занимался астрономией, анатомией.
Не лишен был архиеп. Афанасий и остроумия. Так, обнаружив при ревизии Астраханской Консистории 153 нерешенных дела, написал тут же на акте: "Сто пятьдесят и три и толику сущу не проторжеся мрежа" [3].
Сочинения
- Две студенческие работы, помещенные в "Опытах сочинений воспитанников Московской духовной академии", М., 1824.
- Исторические сведения о Костромском Богоявленском монастыре с XV по XIX век. СПб., 1837 (без имени автора).
- Слово приготовительное к покаянию и причащению Пречистых Тайн Христовых, говоренное в пяток первой недели поста. М., 1833.
- Слово на день св. Пасхи, архимандрита ректора СПб. академии Афанасия (Дроздова). СПб., 1842.
- Слово на день Воздвижения Креста Господня и рассуждение на слово "Испытывайте духов от Бога ли они".
Литература
- Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические материалы. Одесса, 1900. т. I. с. 27-38.
- Он же. Минувшая жизнь. Одесса, 1913. т. I. с. 27-44, 107, 178, 281.
- Смирнов С. История МДА. с. 237-420.
- Языков Д.Д. Библиограф. 1885. №. 2.
- Родосский А. с. XVI.
- Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия. СПб., 1894.
- Венгеров. т. I. с. 833-834.
- Булгаков. с. 1395, 1412.
- Толстой Ю. № 308.
- Денисов. с. 40-42.
- Строев. стб. 312, 341, 420, 491, 550, 855, 964, 1023.
- Н.Д. с. 53, 68, 73.
- Рус. ист. сб. М., 1838. т. III. с. 407.
- Астраханские епархиальные ведомости. 1887.
- Юбилейный сборник. с. 38, 258, 301, 563.
- Письма Филарета митр. Московского и Коломенского к лицам духовного звания. Тверь, 1888. ч. II. с. 242.
- Странник. 1872. т. I. с. 12.
- Приб. к "ЦВ". 1903. № 45. с. 1741, 1742.
- Русская старина. 1879. март. с. 558-560.
- -"- -"- 1880. янв. с. 2; нояб. с. 686, 687.
- -"- -"- 1881. янв. с. 82, 83, 90; март. с. 552, 564.
- Православное обозрение. 1865. нояб. с. 83-84.
- -"- -"- 1866. дек. с. 175.
- Русский архив. 1903. кн. 2. № 6. с. 282.
- -"- -"- 1910. кн. 1. № 1. с. 101.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Свящ. Михаил Воробьёв "Афанасий (Дроздов)" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 712-713
[1] История иерархии Русской Православной Церкви: комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г, ПСТГУ, 2006, с. 37 (сноска 27), http://books.google.com/books?id=WgIsAQAAMAAJ http://books.google.com.ua/books?id=WgIsAQAAMAAJ&q=Дроздов
[2] ЦВ. 1902, № 45. См. История иерархии Русской Православной Церкви: комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г, ПСТГУ, 2006, с. 37 (сноска 27).
[3] История иерархии Русской Православной Церкви: комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г, ПСТГУ, 2006, с. 37 (сноска 27)